Пространство юбилея. Как Театр-Театр встречал своё 90-летие
Пермскому академическому Театру-Театру исполнилось 90 лет. В театре решили совместить приятное с ещё более приятным, а именно празднование юбилея и фестиваль-форум «Пространство режиссуры». В итоге, благодаря этому решению большой праздник одного конкретного театра стал торжеством театрального искусства как такового.
Седьмой международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» стал отличным поводом, чтобы собрать к юбилею Театра-Театра несколько ярких спектаклей и множество выдающихся театральных деятелей. Так что программа у фестиваля вышла очень плотной, и различные мероприятия проходили в театре буквально с утра до вечера.
Для «Пространства режиссуры» всегда была очень важна образовательная часть программы, и в этот раз она вышла такой объёмной, что её можно даже было бы условно разделить на две части
К практической части образовательной программы можно отнести многочисленные занятия и мастер-классы. Особенно показательными были занятия от педагогов мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, поскольку мастер-классы по созданию вербатима (который провёл сам Дмитрий Брусникин) и технике contemporary на сцене следовали за наглядными примерами
В седьмом «Пространстве режиссуры» также участвовали студенты мастерской Константина Райкина в Высшей школе сценических искусств, с двумя яркими и очень энергичными спектаклями
Но самая яркая и важная часть любого театрального фестиваля это, конечно же, спектакли. Первой постановкой показанной в рамках «Пространства режиссуры» стал спектакль «БароККо» режиссёра Сержа Нуайеля, созданный при сотрудничестве французского театра «NoNo» и Театра-Театра всего за десять дней. Это завораживающее, загадочное действие, происходившее в фойе театра, называли по разному: и оперой, и спектаклем-шествием, но на самом деле определить жанровые рамки «БароККо» невозможно, да и не нужно. Форма у этого спектакля такова, что каждый зритель может сам для себя определить, что это было. «БароККо» показали в Перми всего два раза, дальше театр «NoNo» повезёт его по другим городам мира, в каждом из которых спектакль будет создаваться заново с местными артистами.
Но основная программа показов фестиваля была выстроена вокруг имени режиссёра Тимофея Кулябина. Его имя прогремело на всю страну из-за скандала с оперой «Тангейзер», но в театральной среде он известен не только этим. Несмотря на молодой возраст (всего 32 года) спектакли Кулябина уже четыре раза номинировались на «Золотую маску», а спектакль «Онегин» в 2014 году получил спецприз жюри главной театральной премии страны. На «Пространстве режиссуры» показали четыре спектакля (а с учётом видеозаписи «Трёх сестёр», пять) Тимофея Кулябина, что позволило зрителям увидеть особенности стиля этого режиссёра. Причём представлены были спектакли из двух разных театров
Все четыре спектакля поставлены по классическим произведениям, и, по словам самого Кулябина, ему интересны именно тексты с историей и богатым бэкраундом. Ему удаётся органично вплести элементы современности в хрестоматийные произведения, и тем самым освежить их и сделать актуальными. Так рядом с романтичностью поэзии Шекспира и работы артистов в «#сонетахшекспира» живёт «приземляющая» их, выставленная напоказ работа театрального закулисья. В показанной в Перми в последний раз «Электре» Еврипида, всё действие перенесено в современный аэропорт, при этом сначала в спектакле тщательно воссоздаётся, а потом ниспровергается стиль греческой трагедии. Действие «Процесса» Кафки происходит в тщательно выстроенном, эмоционально выхолощенном, сером и холодном бесписьменном антиутопическом мире. А спектакль «Онегин» по поэме Пушкина
Седьмой фестиваль «Пространство режиссуры» был посвящён имени ещё одного режиссёра
На ней представлен восстановленный с оригинальными предметами интерьера кабинет Зиновия Яковлевича в Ленинградском ТЮЗе и множество картин, созданных Данилой Зиновьевичем по различным воспоминаниям об отце. Ещё артисты Санкт-Петербургского Театра Поколений (последнего «детища» Зиновия Корогодского) показали на фестивале посвящённый памяти мастера спектакль «Неокончательный портрет». Общее у этого спектакля и выставки не только необычная форма, но и невероятная теплота, с которой они вспоминают Отца и Учителя.
Закрывался фестиваль вечером 14 марта. Последним его мероприятием стал концерт «Нам девяносТТо», посвящённый девяностолетию Театра-Театра. Можно сказать, что этот юбилейный концерт проходил по принципу «с хорошим делом не грех и перестараться», ведь шёл он три часа без антракта.
Все номера были исполнены под аккомпанемент «главного героя» торжества
Ближе к концу прозвучал отрывок из уже не идущего в репертуаре спектакля «Жизнь человека», под аккомпанемент саксофона его композитора Владимира Чекасина. Финал концерта украсил своей блестящей импровизацией известный джазовый пианист Даниил Крамер.
В фестивале «Пространство режиссуры» приняли участие множество известных театральных деятелей России и из-за рубежа. Несколько именитых гостей специально для «Звезды» передали свои пожелания Театру-Театру в честь юбилея.
Олег Лоевский, театральный критик, заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя по творческим вопросам и зарубежным связям, руководитель Лаборатории молодой режиссуры:
Все пожелания любому театру всегда сводятся к одному
— чтобы он был. Пускай он будет разный, многообразный, и одна заря сменяет другую. Но чтобы он был и был хорошим. Сейчас, по-моему, Театр-Театр в замечательном состоянии, и пусть он не станет хуже. Я помню его давно, я сюда ездил смотреть спектакли Бобылёва, но это было другое время, другие спектакли. Что-то мне нравилось, что не нравилось, у театра была своя публика. Публика поменялась, время поменялось. Театр работает со временем, с его главными болями. Были одни боли, были лекарства от этих болей, сейчас другое время, и всё по-другому, поэтому хорошо, что театр был, хорошо, что есть и хорошо, что он будет.
Йонас Вайткус, режиссёр, педагог, художественный руководитель Русского драматического театра Литвы:
Я пожелал бы не потерять связь с людьми этого города. Всегда есть центр, к которому тянутся. Потому что каждый человек по сути своей очень одинок, и если он неверующий или ему некогда сходить помолиться или пообщаться, то в театре всегда можно найти этого собеседника, который может ответить ему на некоторые вопросы, или успокоить его. Поэтому я желаю, чтобы театр не потерял живую связь со зрителем. Для театра самое главное, чтобы к нему приходили люди и находили то, что они ищут
— молодой человек, взрослый, и среднего возраста, и даже ребёнок.
Дмитрий Брусникин, режиссёр, актёр, мастер курса в школе-студии МХАТ, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации:
Что на юбилей пожелать? Не останавливаться. Но театр и так не останавливается. Пусть, например, сделают фестиваль ежегодным, но сейчас такая жизнь, что, дай бог, чтобы он был хотя бы раз в два года. Пожелать, чтобы сохраняли это, бились дальше. Я понимаю, каким трудом, на какие средства делается этот фестиваль, и вообще каких сил, усилий, нервов и здоровья стоит сохранение театра в достойном виде. Так что здоровья и сохранения театру.
Константин Райкин, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина; народный артист России; художественный руководитель, профессор «Высшей школы сценических искусств»:
Я хочу пожелать этому театру мужества, оставаться таким, какой он есть. Потому что в наше очень непростое, переходное время очень трудно не подкладываться под его очень мутную конъюнктуру, провоцирующую к большому видоизменению со стороны самостоятельного творческого коллектива. Надо оставаться самими собой. Мне кажется, что этот театр имеет своё лицо, свой стиль. Это видно по тому, как он устроен, какой у него репертуар, каких режиссёров приглашает этот театр, по тому, как сделан его интерьер и какие фестивали он организует. И если говорить о том, что делают Борис Мильграм и главный режиссёр, замечательный Владимир Гурфинкель, всё это внятно, и имеет определённую творческую позицию, и мне кажется, что это должно раздражать целый ряд каких-то людей, не устраивать и вызывать большие противоборства. Я этому театру всячески желаю оставаться самим собой, иметь мужество продолжать отстаивать своё лицо. Это очень важно, и очень драгоценно в наше трудное время.