Насмотревшись на розовых пингвинчиков в соцсетях, «Звезда» отправилась на поиски неочевидных образцов городской скульптуры.
Вы заметили, что москвичи совсем с ума посходили? Едва закончили обсуждать огромную зелёную голову, как тут же принялись за гигантских розовых пингвинов и хвойные фаллосы. Слабые, впечатлительные люди — жителей Перми подобным уже лет пять как не удивить. Тем не менее пингвины и десятки других образцов декоративной скульптуры, которой московские власти заполонили город, обсуждаются так давно и так живо, что даже зависть берёт. Поэтому мы решили провести ревизию и в нашем городе. Мы рассчитывали минимум на несколько неожиданных открытий, ведь городская скульптура — это не только «чёрное» и «белое», не только классические железобетонные (чугунные, гранитные, бронзовые) памятники и ультрасовременные арт-объекты времён «культурной революции». Как раз эти две крайности мы и убрали из нашего обзора, чтобы посмотреть, что останется. Остались очень разрозненные объекты, созданные разными людьми и организациями в разное время и с разными целями. Все до единого — интересные и самобытные, вот только их состояние почти всегда оставляло желать лучшего.
Повести и сказки
Первая скульптура в этом обзоре — наверное, самая популярная из всех. Второклассника и второгодника Ивана Семёнова, придуманного писателем Львом Давыдычевым, пермяки знают и любят. Полюбили они и памятник авторства Николая Хромова, появившийся в сквере у Театра Кукол в 2003 году. Несмотря на то что он (едва ли не единственный в нашем списке) выполнен из гранита, ставить его в один ряд с тяжеловесными памятниками как-то не хочется — возможно, из-за примитивного, в хорошем смысле, авторского стиля.
Неподалёку от Ивана Семёнова, который скромно стоит на окраине Сквера желаний, находится смысловой центр сквера — более поздняя скульптура «Цветик-семицветик», установленная там в 2010 году. На каждом из его лепестков выгравировано по пожеланию, и, согласно примете, какой лепесток потрёшь, то желание и исполнится. При этом выглядит цветик-семицветик, мягко говоря, не как хрупкий цветок из сказки, лепестки которого свободно носились по ветру вокруг Земли. Бунт знака против означаемого, как бы выразился публицист Иван Давыдов.
Богатырь, стоящий на опушке Балатовского парка в районе улицы 9 Мая, скорее напоминает обыкновенный элемент декора детской площадки (и в этом смысле он действительно хорош), однако его создатели из Пермского городского лесничества склонны позиционировать его как арт-объект. Пять лет назад, когда Богатырь только был установлен, издание 59.ru сообщало: «Придумывала все это творческая группа лесничества с учётом мнений и пожеланий жителей города. Пермяки ещё могут высказать своё мнение и рассказать, что хотели бы видеть в Черняевском лесу».
Возможно, если и есть внятный ответ на вопрос о том, почему при реализации паблик-арт программы музея PERMM мнение пермяков не учитывалось, то он выглядит как-то так
Надписи и фразы
Городская скульптура в виде объёмных слов и фраз (не обязательно осмысленных) — уже не то чтобы модный тренд, но вполне устоявшаяся практика. В Перми можно встретить несколько скульптур такого типа (не считая «Счастья не за горами», которому не хватает третьего измерения). Попробуйте угадать, какой из этих объектов поставлен по воле администрации парка Горького, какой создан в рамках Дягилевского фестиваля, а какой является муниципальным креативом.
Благоустройство и озеленение
Скульптуры, установленные по воле районных администраций, чаще всего несут чисто утилитарную функцию — в данном случае они играют роль дополнительных «озеленителей» для клумб и скверов. Сильнее всего в этом отношении преуспел Свердловский район Перми. Правда, технологий, которые позволяли бы поддерживать скульптуры в приличном состоянии, судя по всему, нет. Поэтому спустя значительное время после установки искусственные звери выглядят так, будто уже умерли или сошли с ума.
Что касается Сада камней около железнодорожного вокзала, то здесь следить за клумбами и цветами приставили лесного духа. Похоже, что ему самому эта миссия крайне осточертела.
Боль и сострадание
Оригинальные металлические скульптуры, созданные в рамках фестиваля «Сезон искусства», стали появляться на аллее Комсомольского проспекта ещё в 2006 году, и напоминать про каждую из них смысла нет — благо, пермяки могут видеть их чуть ли не ежедневно. Хочется остановиться только на скульптуре Александра Суворова под названием «Медведь Потапка». В какой-то момент Потапка даже стал локальным интернет-мемом, а гости города, наслышанные про пермские арт-объекты, специально навещали Потапку, чтобы его пожалеть и погладить — настолько явное страдание написано на морде этого несчастного, колченогого и горбатого существа, к боку которого прилип какой-то непонятный паразит. Потапка, держись, мы тебя любим!
Крохотный пушкинский сквер на улице Одоевского включает в себя не только скульптуры Русалки и Кота Учёного, но и бюст самого Александра Сергеевича с цитатой про нерукотворный памятник и народную тропу. Когда лет десять назад сквер находился в закоулке за пивными ларьками, народная тропа к нему и правда не зарастала. Поэтому со временем скульптуры стали пахнуть даже хуже, чем ангары за Оперным театром. После этого сквер перенесли в менее укромное место перед торговыми павильонами, но во взгляде Пушкина навсегда отпечатались все эмоции, пережитые в тот бесславный период.
Вернёмся в Сквер желаний — помимо Ивана Семёнова и Семицветика, по нему разбросано несколько миниатюрных скульптур разных животных. И если, например, улитка и кролик стойко перенесли все невзгоды последних лет, то птицам досталось по полной — воробей, кажется, не очень доволен своим нынешним существованием, а эмоции утки определить и вовсе не представляется возможным.
Наследие и утраты
Советская парковая скульптура в наши дни является скорее раритетом, хотя в своё время она занимала примерно ту же нишу, какую сегодня занимают собянинские пингвинчики — с поправкой на идеологию и временной контекст, конечно. Так что не лишним будет упомянуть и её. Один из наиболее хорошо сохранившихся образцов находится во внутреннем дворе административного здания на бульваре Гагарина, 37. Проход в этот двор затруднён — видимо, в том числе и поэтому скульптура благополучно дожила до наших дней.
Скульптуры такого же типа ещё год назад украшали бульвар на Куйбышева рядом с ДК имени Калинина. К своему неудовольствию, мы убедились, что этих скульптур на прежних местах уже нет — их снесли. К счастью, мы успели запечатлеть их для истории прошлой весной. Если вы знаете, где ещё в нашем городе сохранились такие скульптуры — пишите автору, редакция будет благодарна.