X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Светлана Ларханиди

Городские фотографы. Светлана Ларханиди

Мы в интернет-журнале «Звезда» уделяем много внимания исследованиям города. И мы считаем, что городская фотография — очень важная форма таких исследований. Традиционно уличная фотография носит документальный характер, а объектами внимания уличных фотографов становятся горожане — или сами люди, или ситуации, в которые они попадают. Но мы заметили, что многие авторы сегодня отдают предпочтение не людям и ситуациям, а самому городскому пространству, его непримечательным деталям и текстурам, а прохожие, если и присутствуют на таких снимках, то становятся не главными действующими лицами, а лишь равноправными элементами кадра. Часто авторы публикуют такие фотографии без какой-то дополнительной обработки, отчего на первый взгляд они могут показаться «сырыми». На деле это, конечно, не так: в них есть вполне конкретная эстетика, выверенный авторский подход и стиль.

В этом небольшом цикле материалов мы хотим открыть для вас нескольких фотографов из разных городов — они не похожи друг на друга, но в их взаимоотношениях с городским пространством, как нам кажется, есть нечто общее. И за этим «общим» скрывается новый, более внимательный и деликатный взгляд на окружающую действительность. Возможно, чтобы по-настоящему понять город, следует смотреть на него именно так, как это делают те авторы, чьи монологи мы записали и чьи подборки с удовольствием публикуем. В нашем первом выпуске — Светлана Ларханиди, фотограф из Перми.

Светлана Ларханиди

Родилась в Перми. Закончила филфак ПГУ. 20 лет работала журналистом на ТВ. Пять лет назад рассталась с журналистикой — именно тогда появилось время на фотографию. С 2018 года — участник проекта «Irreality журнал группы „Метафизическая фотография“», с 2020 года — член союза фотохудожников России. Из достижений: выбор редакции LensCulture в конкурсе Street Photography Awards 2017, 1-е место на фотосушке (Дягилевский фестиваль 2019, Пермь), публикация по итогам конкурса современного натюрморта от издания F-Stop Magazine.

Фото: Светлана Ларханиди

Я фотограф от лени. То есть, мне всегда хотелось быть художником, но как-то не сложилось. Фотоаппарат показался мне инструментом, более простым в освоении. И в 2015 году я пошла на курсы, чтобы научиться элементарно им пользоваться. А потом понеслось — в тот период я очень много читала о фотографии, смотрела, искала авторов, пыталась разобраться. Училась где только могла и у кого только могла. Ездила на мастер-классы, портфолио-ревю, фото-фесты. Попросилась в ученики к очень значимому для меня фотографу. Было страшно услышать отказ, но он согласился, и это было очень круто. Всем, кто только начинает, я советую найти своего наставника — профессиональное общение очень важно в период, когда ты чему-то учишься.

В начале 2016-го я начала снимать улицу, и с тех пор это моя основная площадка для съемок. Правда, снимать на улице поначалу оказалось не очень комфортно. В Москве и Питере это почти незаметно, а в Перми человек с фотоаппаратом все время привлекает к себе внимание. Люди подходят с вопросами («зачем вы это снимаете?»), с предложениями («а снимите лучше здесь!») Принимают меня за сотрудника отдела ЖКХ и предлагают «зафиксировать» сломанные качели и протекающую крышу. Все это чертовски отвлекает, сбивает с настроя, отнимает время. Не говоря уж о том, что я просто не люблю общаться с незнакомыми людьми. Некоторые могут повести себя очень недружелюбно, хотя с настоящей агрессией встречаться все же не приходилось.

Зато приходилось попадать в разные ситуации. Думаю, у всех уличных фотографов есть свои истории. Мне довелось стать случайным свидетелем церемонии прощания на камском мосту, когда люди развеяли над рекой прах своего близкого.

Фото: Светлана Ларханиди

Я начинала снимать фотоаппаратом, который мне отдали в безвременное и безвозмездное пользование друзья. Когда поняла, что фотография — это всерьез и надолго, — купила свой. Поскольку я снимаю в основном на улице (каждая такая съемка — это 3-5 часов), выбирала среди беззеркальных камер, они меньше и легче. Из двух вариантов корпусов — потрясающе красивого черного с металлическими вставками и просто черного — выбрала последний. Такой фотоаппарат менее заметен и, что немаловажно, выглядит гораздо дешевле, чем стоит. А это безопасность, потому что иногда фотографа, который снимает улицу, заносит в совсем уж злачные места. Этим фотоаппаратом я снимаю уже 4 года. У него чудовищный пробег, стертые до металла бока. Но по-прежнему потрясающий цвет снимков.

Я снимаю все, что кажется мне интересным — часто еще и дополнительно на телефон. И почти не обрабатываю фотографии. В основном, кадрирую, могу поправить горизонт. Редко что-то еще.

Тенденция современного времени для арт-фотографов — это работа с проектами или хотя бы сериями. Я не снимаю проектно и не мыслю проектами, для меня ценен каждый конкретный снимок. Он сам по себе должен быть законченным визуальным высказыванием. Хотя для каких-то ситуаций могу собрать из своего портфолио тематическую подборку. Могу поделить все свои снимки на две больших кучки — уличные съемки и натюрморты, — могу рассортировать уличные съемки по городам, могу поделить на периоды. Снимки, которые сделаны мною в разные годы, конечно, очень отличаются. Сначала это был крупный и средний план, а картинка была более декоративной. Позже декоративность ушла, а в кадр стало попадать все более широкое поле, теперь я снимаю больше общих планов и все меньше деталей.

Все, что мне нравится в фотографии — это возможность говорить только языком фотографии. Не люблю писать стейтменты, не поднимаю никаких острых социальных тем, не показываю разруху, не показываю красоту окружающего мира, своей фотографией ничего не хочу объяснять и не несу зрителю никакую мысль. Ценю в фотографии только визуальное поле, без всяких подтекстов и содержаний. Хотя понимаю, что иногда пояснения требуются — ну и пусть оно будет, это маленькое неизбежное зло.

Поле моего фотографического интереса — повседневная действительность. Город, улицы, дома — все, что окружает нас каждый день, маршруты, по которым мы идем на работу или домой, дворы, парки, закоулки. Я не ищу в них чего-то особенного — интересных предметов, событий, артефактов. У меня нет задачи задокументировать настоящее или уходящее, я не документальный фотограф.

Для меня самой долгое время было проблемой четко сформулировать, что же я ищу. На данном этапе мне кажется, что я ищу гармонию. Она может быть везде — в сочетании цветов, света и тени, линий и предметов, в том, как все это вдруг сложилось в конкретной точке, а потом, соответственно, на конкретной картинке. И как же вдруг из ничего все классно получилось. Мне интересно увидеть то, что не замечают другие, мимо чего проходят каждый день.

Иногда мне казалось, что Пермь я сняла всю. Что нет больше интересных мест. Что надо сгонять в Москву — она визуально более разнообразна. Или в Питер — он такой красивый. Но на самом деле не важно, где ты снимаешь. Питер как раз настолько прекрасен, что может подавить своей натурой, его облик настолько узнаваем, что сложно в нем показать себя. Со временем мне стало казаться, что дело не в том, что вокруг, а в том, как ты это видишь. Наверное, это хорошая мысль.

Хотя бывают и провальные съемки, когда ты не видишь ничего. Иногда потенциал места настолько неочевиден, что я только через некоторое время понимаю, что же меня привлекло в этой картинке. Некоторые работы, из моего теперешнего портфолио попали туда из корзины через год-два, уже при повторном разборе — бывает и так.

На моих снимках почти нет людей. Во-первых, человек на снимке — очень сильный объект: если он есть, то почти всегда становится главным в изображении. А мне это не интересно. И во-вторых, как уже было написано, я не очень люблю общаться с незнакомцами. А уж если ты фотографируешь на улице незнакомца, почти каждый захочет спросить, какого черта здесь происходит.

Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди
Фото: Светлана Ларханиди

Рекомендуем почитать

«Это сама Пермь», «Сжечь», «Мертвечина». Как отреагировали пользователи соцсетей на новость о реставрации «Пермских ворот»

Юрий Куроптев

Танцы на отвесной стене: почему «мурал с балериной» был воспринят неоднозначно

Иван Козлов

Новое на сайте

В Кудымкаре новый дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья, стал разрушаться. Жильцов попросили съехать до 1 мая

Елена Хорошева

«Они увеличили сроки в три раза». Что не так с новым порядком согласования митингов в Пермском крае

Стелла Феоктистова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+