Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Деревья в законе. Каким должен быть региональный закон о защите зелёных насаждений
Конфликты, связанные с вырубкой деревьев и леса, повторяются в Перми регулярно. Причина их возникновения — отсутствие современного регулирования в этой сфере и невнимание к мнению горожан. Но ситуация может измениться: в Пермском крае разрабатывают закон о защите зелёных насаждений.
Подобный закон существует только в 11 регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Однако и этот закон не решает всех проблем. О том, что должно быть в законе, чтобы он был «рабочим», и чего там быть не должно, на конференции «Эко-Юрист: правовые инструменты для защиты экологических прав», организованной экологическим правовым центром «Беллона», рассказала создательница инициативной группы «Деревья Петербурга» и «Карты деревьев» Мария Тиника.
Когда появились первые законы о защите деревьев
Первые законы о защите деревьев появились за рубежом в 1970-х годах под влиянием жителей, которых возмущала вырубка деревьев. Один из лучших подобных законов был принят в Вене в 1974 году. Закон считается хорошим, если он на протяжении длительного времени не подвергается изменениям или в него вносится минимальное их количество. С этой точки зрения, закон, принятый в Вене в 1974 г., может называться образцовым. Он не связан ни с градостроительным, ни с экологическим кодексом, создан исключительно для защиты деревьев и основан на потребностях и нуждах жителей.
Из действующих сейчас в России подобных законов самый «старый» был принят в Москве (1999), затем в Волгоградской области (2001) и Алтайском крае (2003). Сейчас их одиннадцать. Но они неодинаковы по содержанию, терминологии и взгляду на участие граждан.
В результате сравнения 11 существующих законов можно сделать вывод, что наименее толерантный к деревьям закон
А было ли дерево?
Понятие «дерева» как отдельного объекта защиты фигурирует в законе только одного региона
В четырёх региональных законах есть понятие «аварийное дерево». Но, к сожалению, оно описано неконкретно, поэтому ему может соответствовать любая городская ива. Довольно часто это дерево не растёт прямо, но от этого не перестаёт быть жизнеспособным. Однако по букве закона в этом случае оно будет считаться аварийным и подлежать ликвидации. Это один из ключевых моментов закона
Из-за отсутствия понятия «дерево» закон не распространяется на территории частной собственности, как например в Санкт-Петербурге и Нижегородской области. Поэтому в Санкт-Петербурге мы наблюдали примеры вырубки многолетних дубов на придомовой территории и частной парковке. В обоих случаях территории не относились к городской собственности и деревья не находились под защитой и охраной.
Есть только два региона, где этому уделяется внимание,
В Венском законе есть понятие «дерева», более того, в это понятие включается надземная и подземная среда обитания
В законе Амстердама рассматриваются и попадают под защиту не только живые, но и мёртвые деревья. В случае вырубки мёртвого дерева следует компенсация в равной степени, как за живое, хотя и в иных пропорциях. Ещё один важный факт: кустарники также относятся к понятию дерева, а значит, являются предметом охраны и защиты.
Охрана и контроль
Следует отдельно остановиться на понятиях «охрана» и «защита». Они встречаются во многих из 11 законов, но несут разное наполнение, и только в одном законе имеют непосредственное отношение к деревьям
Для регионального закона важно включать в себя положения о мониторинге деревьев и их инвентаризации
Стоит упомянуть значение норм о контроле и ответственности. Практически везде, кроме Санкт-Петербурга, существует отдельный экологический надзор, при этом его ведёт не учреждение, ответственное за уход. Контроль за состоянием деревьев и их инвентаризация ведутся либо администрацией, либо уполномоченным органом.
С участием граждан
Права граждан прописаны в 6 законах из 11, и это очень обнадёживает. Ещё лучше то, что в двух законах упомянуты общественные организации, они обладают более широкими правами, чем граждане. В числе прав граждан есть, например, разрешение собирать деньги в фонды и финансировать посадку, формировать менторские программы.
Что будет, если в законе не предусмотреть права граждан, можно увидеть на примере Санкт-Петербурга. Основные конфликты возникают из-за отсутствия в законе права граждан влиять на ситуацию. Например, сейчас начался сезон рубок и в ближайшее время следует ожидать локальных, крупных, мелких конфликтов практически по каждому адресу. Эту ситуацию можно было бы изменить, внеся в закон как минимум возможность для жителей быть в курсе планов уполномоченных органов на ближайший год.
Важным фактором является присутствие в законах понятия общественного контроля. Например, присутствие общественной организации на ежегодных обходах зелёных насаждений в муниципальном образовании предполагает, что её представители будут понимать, на каком основании принимается решение по вырубке. Они также будут иметь возможность увидеть и зафиксировать деревья, подлежащие вырубке, а в дальнейшем предоставлять жителям эту информацию и иметь возможность влиять на объёмы ликвидации деревьев.
Рубить или не рубить?
Проблемным моментом является также проведение независимой экспертизы. В настоящий момент она предусмотрена только в законе Нижегородской области.
Цель независимой экспертизы
Проведение открытой независимой экспертизы сделало бы решение более взвешенным и качественным. Разведение принятия решения о вырубке и проведения независимой экспертизы ведёт к возможному пересмотру решений, повышает их объективность и снижает риск принятия необъективных решений.
Самая проблемная тема
Необходимо уделить внимание и характеру судебных решений по отмене порубочного билета. Решение по отмене порубочного билета действительно не более года, затем разрешение на вырубку может быть выдано повторно, и это предполагает очередное судебное разбирательство, что делает процесс крайне неэффективным. В законах необходимо предусмотреть определенный регламент, предполагающий возможность оспорить не только порубочный билет, но и саму деятельность уполномоченных органов по его выдаче.
Где и сколько сажать?
Компенсационное озеленение фигурирует в 10 из 11 законов
Например, в законе Вены объём компенсационного озеленения учитывается по обхвату ствола вырубаемого дерева. При вырубке дерева обхватом 90 см необходимо будет посадить шесть саженцев. Однако самым главным является то, что эти шесть саженцев должны быть посажены не далее 300 метров от места вырубки. В радиусе трёхсот метров жители ещё находятся в зоне выгод того дерева, которое вырубается. Логика расчёта количества деревьев предполагает от 20 до 100 саженцев на одно взрослое дерево, но реализация такого расчёта практически невозможна. Поэтому расчёт берётся от обхвата: 15 сантиметров обхвата равнозначны одному дереву.
***
Читайте также: Как в разных городах России защищают деревья от вырубки
Подкаст: Дмитрий Андреев о том, какие системные проблемы вскрыла история с липовой аллеей Компроса.
Мы разбирались, почему в Перми не учитывается мнение жителей при решении градостроительных вопросов
Рекомендуем почитать
Мир, труд, анархия. Семь книг про борьбу с несправедливостью
«Сапоги тачает пирожник». Почему из лип, посаженных на Компросе взамен вырубленных, треть в плохом состоянии?
Может ли эстетика быть объективной? Строителей обяжут согласовывать внешний вид новостроек
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+