X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Нам показали, что началась война. Смотрим и пересматриваем малоизвестные фильмы о начале Великой Отечественной войны

В силу многих, не очень приятных причин, в этом году к 22 июня, дню начала Великой Отечественной войны, дню памяти и скорби приковано больше внимания, чем обычно. Сейчас из него делают чуть ли не второе 9 Мая. Телевидение опять покажет много известных фильмов о войне. Мы же в честь этого трагичного дня предлагаем вспомнить, посмотреть или пересмотреть несколько не самых очевидных и известных фильмов, в которых показаны кошмарные первые дни Великой Отечественной.

«Бессмертный гарнизон» (1956 год)

Начать стоит с самого начала, а именно, ни много ни мало, самого первого и, пожалуй, самого лучшего фильма о Брестской крепости. Картина «Бессмертный гарнизон» по сценарию писателя Константина Симонова вышла в 1956 году, когда ещё не все факты были известны, а другой известный писатель — Сергей Смирнов — ещё не провёл титаническую работу по увековечиванию подвига защитников крепости. Именно поэтому основные герои хоть и имеют прототипов, в фильме носят вымышленные имена.

Но нехватка фактов не помешала снять сильнейшую картину с довольно необычной структурой повествования. Начинается «Бессмертный гарнизон» с того, что в мае 1945-го часть Красной армии подходит к концлагерю, заключённые которого в ходе страшного боя освободили себя сами. Командир прибывших войск полковник Кондратьев (Василий Макаров) узнаёт в лидере заключённых майора Батурина (Владимир Емельянов), с которым он служил в Брестской крепости накануне войны. Далее два офицера беседуют о том, как они встретили первый день войны и как сражалась крепость, обороной которой командовал Батурин. Рассказ этот буквально переполнен историями о том, как защитники в боях теряли близких и любимых: жён, детей, боевых товарищей, но, несмотря ни на что, не бросали оружия и продолжали сражаться до последнего. Вместе с отличной актёрской игрой и постановкой получается поистине душераздирающие зрелище, которое трудно смотреть без слёз.

Но кроме этого, сейчас «Бессмертный гарнизон» — это настоящее окно в другой мир, поскольку это фильм аутентичен настолько, насколько это вообще возможно. Относительно съёмок война была совсем недавно, она ещё была реальностью и не стала воспоминанием, было цело оружие и обмундирование, что, конечно, добавляет атмосферности. В фильме даже использованы реальные эпизоды немецкой кинохроники с бомбёжкой Бреста, снятые с борта фашистского самолета.

Ещё «Бессмертный гарнизон» буквально переполнен вещами, которые нам сейчас трудно понять. Например, там есть сцена партийного собрания защитников крепости, которое периодически прерывается раскатами пулемётных очередей. И эта сцена нужна не просто для галочки, она одна из важнейших в фильме. Именно на партсобрании принимается решение не выходить из крепости, а сражаться до последнего. Из-за этого всего после просмотра фильма остаётся ощущение, что воевали и победили в войне удивительные люди, на которых мы уже никогда не будем похожи, и уж точно не сможем повторить ничего из того, что когда-то сделали они.

Партизанские эпопеи: «Дума о Ковпаке: Набат» (1973 год) «Фронт без флангов» (1975 год)

Сразу несколько фильмов, которые можно с определённой условностью назвать «партизанскими франшизами» советского кино.

Первый из них — это фильм «Набат» из серии «Дума о Ковпаке». В нём показано зарождение в начале Великой Отечественной войны партизанского отряда в двенадцать человек и его развитие до мощного боевого соединения — Первой Украинской партизанской дивизии под командованием легендарного Сидора Ковпака. История продолжается в фильмах «Буран» и «Карпаты, Карпаты...».

Следующий фильм «Фронт без флангов» основан на мемуарах заместителя председателя КГБ СССР Семёна Цвигуна (он сам работал гад сценарием под псевдонимом Семён Днепров). В этом двухсерийном фильме Вячеслав Тихонов, только-только снявший стильный китель Штирлица, играет майора-особиста по фамилии Млынский. Оставшись старшим по званию в разбитой части, Млынский собирает под единое командование окруженцев. По заданию ставки, вместо того, чтобы прорываться к линии фронта, отряд Млынского остаётся в тылу врага и становится партизанским. История продолжается в фильмах «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага».

Сейчас все эти фильмы, которые в советское время смотрели миллионы людей, выглядят слегка... официозно что-ли. Но впечатление они могут произвести до сих пор.

«Отряд» (1984 год)

Константин Симонов в книге (и снятом по ней фильме) «Живые и мёртвые» рассказывал о первых днях войны, их ужасах и трагедиях. Сын писателя — Алексей Симонов, ставший кинорежиссёром — тоже рассказал о самом начале войны в своём фильме «Отряд». Это очень приземлённая, не отличающаяся масштабом и пафосом история о том, как семеро красноармейцев, которых 22 июня 1941-го застаёт на службе в Прибалтике, после начала немецкого наступления пытаются всеми силами выжить на захваченной врагом территории и добраться до своих. В этом пути солдаты с боем добывают себе оружие, встречают разных — хороших и не очень — людей, видят колонны военнопленных и что фашисты творят с людьми, теряют своих боевых товарищей. Снято и сыгранно это всё максимально жизненно. Вообще каст удивляет работами тогда ещё очень молодых, впоследствии очень известных актёров Дмитрия Брусникина, Александра Феклистова, Сергея Гармаша, Александра Пескова (для последних трёх «Отряд» был дебютом в кино).

Кандидат исторических наук, один из крупнейших исследователей Великой Отечественной войны Алексей Исаев отмечает, что фильм «Отряд» очень неплохо и пронзительно передаёт те обстоятельства, в которых оказалась многие бойцы Красной армии в начале войны.

«Государственная граница» — «Год сорок первый» (1986 год)

Снятый в 1980-е на студии «Беларусьфильм» телесериал «Государственная граница» в восьми сериях, каждая из двух эпизодов, рассказывал о развитии и становлении советских погранвойск (в 2010-е сняли продолжение уже о белорусских пограничниках). Пятая серия «Год сорок первый» посвящена тому, как пограничники встречали войну. Действие происходит на заставе, находящейся на участке советской государственной границы, соприкасающейся с польской территорией на реке Западный Буг. Двухэпизодная структура довольно логично разбивает события на то, что было до 22 июня 1941-го, и самый первый день войны.

В первом эпизоде показан мирный быт заставы, которой командует лейтенант Сушенцов (Дмитрий Матвеев). Обычная жизнь сочетается с висящим в воздухе напряжением от грядущей войны и постоянными провокациями со стороны немцев. Последние ведут себя невероятно нагло — то спокойно посадят самолёт на советской территории, то из-за реки обстреляют из пулемёта пограничный наряд и колхозников, а то вообще засылают диверсантов, одетых в советскую форму (их правда раскрывают и уничтожают). Командование отдаёт приказ не ввязываться в мелкие конфликты, но Сушенцов всё же отвечает огнём, и за это его собираются разжаловать, но не успевают. Начинается война.

Второй эпизод целиком отдан героической обороне пограничниками своих позиций. И тут без особых отличий от любого другого советского батального кино — враги наступают, наши героически обороняются и погибают почти всем составом. Хотя контратака пограничников, с некоторыми поправками, показана довольно жёстко, особенно момент рукопашной схватки. Помимо этого, ещё отлично показано, как постепенно превращается в руины военный город. Пожалуй, сильнейшая сцена эпизода — та, где плачущие жёны пограничников пытаются похоронить найденных на поле боя солдат.

Про серию «Год сорок первый» можно говорить, что она заложила своеобразный канон для демонстрации пограничников в начале войны. Ведь определённое влияние (и даже прямые цитирования) этой картины можно разглядеть в глупенько-мелодраматичном сериальчике «Застава Жилина» и странном, почти трешовом боевике «В июне 1941-го» с Сергеем Безруковым в главной роли.

«Перед рассветом» (1989 год)

Фильм о войне из позднеперестроечной эпохи, зачин сюжета которого очень смутно напоминает начало одиозной первой части «Утомлённых солнцем 2». Лето 1941 года, на небольшой станции в специальный состав вперёд всех набивают особо ценный груз — зеков (больше ведь в начале войны перевозить ничего не надо). Но вскоре состав атакуют немецкая авиация и парашютный десант (больше ведь в начале войны им атаковать ничего не надо). После боя в живых остаются только трое: молодой младший лейтенант НКВД (одна из первых ролей в кино Андрея Миронова), уголовник Вася Штырь (внезапно Александр Панкратов-Чёрный) и рвущийся на войну репрессированный партработник Николай (Валерий Рыжаков). Несмотря на висящих на хвосте немцев, лейтенант проявляет характер, верность уставам и редкостную тупорогость, решив, несмотря ни на что, доставить подопечных к месту назначения.

Но далее все три персонажа и их непростые взаимоотношения отлично раскрываются. Их сближает ненависть к немецко-фашистским захватчикам, так что в перерывах между пространными беседами о жизни и политике герои фильма жертвуют собой ради других людей. А название фильма «Перед рассветом» неожиданно объясняется в очень пронзительном и мрачном финале.

«Я — русский солдат» (1995 год)

Закончим подборку с того же, с чего и начали — фильма об обороне Брестской крепости. Правда, эта экранизация повести Бориса Васильева «В списках не значился» больше не о самой обороне, а о том, как можно было продолжать сражаться в крепости уже после того, как она была взята. В основу повести легли несколько реальных случаев того, как несколько солдат сопротивлялись там очень долгое время.

В фильме долгий бой фашистам даёт лейтенант Плужников (Дмитрий Медведев), прибывший в крепость ровно в ночь 22 июня. Пережив основной штурм, он прячется в вместе с девушкой Миррой (Милена Цховреба-Агранович) в подземельях возле заваленного бомбёжкой склада, поэтому у лейтенанта есть еда, вода и патроны. Из казематов он выходит на вылазки, где даже встречает других бойцов.

Фильм «Я — русский солдат» очень странно воспринимается. Он действительно пробирает, во многом за счёт игры актёра Дмитрия Медведева и того, как визуально меняется его герой. Ну и финальная сцена, где Плужников говорит немецкому генералу вместо имени и звания фразу «Я — русский солдат», очень сильная. Но при этом фильм кажется каким-то скомканным и по-своему даже камерным. Борис Васильев как раз недолюбливал экранизацию своей повести за то, что в фильм не смогло поместиться всё, что нужно для полного раскрытия персонажа и истории.

***

Смотрите также: тест на знание истории парадов на 9 мая.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь