Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
В Пермской художественной галерее открылась выставка художественной вышивки.
Новая большая выставка в Пермской художественной галерее посвящена столь эфемерной материи, как девичьи грёзы, женские мечты... Недаром выставка называется «В пространствах личного счастья». Да и сама она — то, что называется «сбыча мечт»: хранитель отдела декоративно-прикладного искусства галереи Галина Кимвалова давно мечтала показать вышивку — и как ремесло, и как традицию, и как искусство, — и вот ей доверили кураторство проекта, большая часть экспонатов которого никогда не покидала запасники. А ведь галерея располагает роскошной текстильной коллекцией!
Первый же выставочный зал многое рассказывает о том, что хотела сказать Кимвалова: здесь собраны аксессуары для рукоделия и наглядные пособия по нему. Главное — это, конечно, листы из альбома Клавдии Баклановой-Митрофановой, преподававшей рукоделие в Мариинской женской гимназии в Перми на рубеже XIX-XX веков. Они в таком состоянии, будто вчера сделаны! Идеальные образцы швов, видов вышивки, а какие невероятные косточки для корсета! Непременно нужно обратить внимание на самый первый лист, а на нём — крошечный кусочек ткани, на котором изображены два чёрненьких играющих котёнка. Выглядит так, будто это тончайший рисунок тушью, идеальной кисточкой в три волоска... А это вышивка!
В этом же зале — всевозможные принадлежности для рукоделия: целая коллекция напёрстков, пяльца, игольницы, шкатулки. Большинство из этих предметов прибыло из коллекции Натальи Катаевой, председателя пермского клуба «Медведь Тедди». У неё поистине бездонные закрома, чего там только не найдёшь.
Наконец, в первом зале показаны вехи личного счастья, для которых рукоделие жизненно важно, — свадьба и крестины: тонкая фата, венец, перчатки-митенки, а также крестильные платьица и пинеточки. По словам Галины Кимваловой, считалось, что детские вещи должны быть сшиты или связаны только вручную, тогда ребёнок будет здоровее и благополучнее.
Короче, возникает настрой на этакую женско-детскую, домашне-семейную историю... Но уже в следующем зале оказывается, что всё гораздо сложнее. Здесь — образцы церковного шитья — как орнаментального, так и лицевого, то есть сюжетного. В зале полутьма и специально отрегулированные светильники — чтобы золотые нити блестели. Эти нити — нечто особенное: тончайшая шёлковая нить оборачивалась слоем настоящего золота, так что шёлк оказывался как бы в золотой трубочке. Поверить в это просто невозможно: нить настолько тонкая, а стежки настолько аккуратные, что золотой фон кажется тканым, а не вышитым!
При внимательном рассмотрении становится очевидно, чем строгановское золотное шитьё отличается от всякого другого: на строгановских пеленах, воздухах и покровцах лица Богоматери и Христа словно маслом выписаны, а на аналогичных изделиях других школ, при всей тщательности рукоделия, фигуры и лица — словно ребёнок нарисовал.
Здесь расположен самый старинный экспонат выставки — Богоматерь Одигитрия Семизерная, изготовление относят к 1620-м. Умиляют каштановые кудряшки младенца...
При переходе от церковной темы к светской посетителя ожидает самое, наверное, удивительное открытие на выставке: две гравюры с картины Рафаэля «Святое семейство», находящейся в Лувре. Ну, настоящие гравюры: как говорится, все оттенки чёрно-белого... Но это — тоже вышивка. Техника называется «насыпь»: стежки такие мелкие, что их не видно. Вообще. Недаром здесь установлен сенсорный киоск, на котором можно увидеть макросъёмку поверхности вышивки — это отдельное удовольствие.
Следующий зал называется «Усадьба». Здесь и роскошное старинное кресло, и настоящие станковые пяльца (действующие), и парадные портреты — как в «дворянских гнёздах». И даже стены выкрашены в полоску — как будто старинные обои наклеены. И, разумеется, целая стена увешена вышитыми картинами! Собаки и арапчата, охотники и всадники, детишки — множество салонных сюжетов, благодаря которым помещичьи жёны и дочки могли занять досуг, а заодно похвастать умелыми ручками. В витринах — предметы быта: флаконы, чернильницы, ручки, сумочки, курительные трубки... И всё это украшено бисером.
Венецианский бисер — такой мелкий, что непонятно, как удалось его пришить к тканой основе, чтобы украсить чубук или флакон. Оказывается, бисер сначала нанизывали на шёлковую нитку в нужном для узора порядке и лишь затем пришивали. Нитку натирали воском, чтобы она легче входила в отверстие бисеринок, а иголки были толщиной в волос.
В этом зале зритель особенно остро чувствует, что вторгается в пространство чьёго-то счастья. Ощущение интимности этого пространства настолько явное, что даже как-то неловко становится...
После такого погружения в мир русской старины куратор устраивает для зрителей экскурсию по экзотическому Востоку. Китайский кафтан, ширма, миниатюрная обувь украшены сложнейшими сюжетными картинами, выполненными сияющей и переливающейся шёлковой гладью — ещё одна грань старинного искусства рукоделия.
А завершается выставка окончательным переходом ремесла в искусство: в последнем зале представлены авторские работы художников и дизайнеров ХХ века. Тут такие удивительные находки... Вот, например, текстильная картина «Перелёт через Атлантику в Америку», на которой запечатлены бравые авиаторы из экипажа Михаила Громова, причём наивной эту картину никак не назовёшь. А есть ещё «Ленин с Горьким»!
Но истинные открытия — это работы Александры Кольцовой-Бычковой, московской художницы 1920-х. Утончённые модницы — героини её работ — источают нэпманский шарм, заставляя почувствовать что-то вроде тоски по несбывшемуся.
И вот здесь-то появляются самые, казалось бы, очевидные и непременные экспонаты для подобной выставки — предметы одежды. Галина Кимвалова хитро смикшировала одежду 20-40-х годов XX века и современные дизайнерские штучки и предложила посетителям вернисажа угадать, где что. Оказалось, это не так-то просто! Вышитая стеклярусом сумочка — типичное ретро, а на самом деле современная.
Собранные здесь экспонаты — практически все — говорят о жизненном успехе. Такие предметы интерьера, такую одежду могли себе позволить лишь очень состоятельные люди — во все века. Рукоделие здесь выступает в качестве эквивалента личного благополучия. А счастье? Счастье... где-то рядом.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.