Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
BYOD, бриколаж и сторителлинг: Пора учиться по-новому
Какие форматы образования входят в моду во всём мире и чем они интересны для родителей и современных детей?
В то время как пермские дети корпят над учебниками, по всему миру вводятся новые форматы образования. Одни школьники на уроках делают домашнее задание. Другие даже не ходят в школу, обходясь онлайн-курсами. Третьи вместо лекций слушают истории.
В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили ряд уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных форматах образования.
Перевёрнутый класс
Так называют американский метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции
Обучаясь по этой модели, школьники и студенты смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео часто рассматривается как ключевой компонент в перевёрнутом подходе: лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике. Доступность просмотра видео в наши дни (наряду с предварительно записанными лекциями подкастом или в другом аудиоформате) играет настолько большую роль, что позволяет сделать видео-лекции частью концепции перевёрнутого обучения.
Понятие перевёрнутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение учащихся в общую деятельность, комбинированная система обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевёрнутых классов заключается в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя
BYOD
Bring your own devices
Система впервые ярко проявилась в Америке, а затем постепенно охватила и другие страны, включая Россию. Сегодня даже в некоторых пермских школах дети приносят с собой планшеты, на которых, к примеру, установлено приложение с программой по истории.
Метаучёба
Метаязык
Впервые о метаучёбе написал американский учёный Дональд Б. Модсли, описав её как «процесс, посредством которого учащиеся узнают и контролируют своё восприятие, обучение и рост, который они усвоили».
Идея метаобучения была позже использована Джоном Биггсом, чтобы быть в курсе и держать под контролем собственное обучение. В настоящее время метаучёба частично используется в российских образовательных стандартах. Так, программа начальных классов Эльконина-Давыдова, получившая широкое распространение и в пермских школах, подразумевает, что школьники частично сами оценивают и свои знания, и то, как им удалось справиться с тем или иным заданием.
Событийное образование
Приверженцы событийного образования уверены: с наибольшим рвением дети учатся не во время ежедневных и рутинных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников. Другими словами, для учащихся надо устраивать такие мероприятия, чтобы все сами прибежали на них учиться.
Сегодня в большинстве западных стран событийный принцип в образовании занимает ведущее место. Его особенность заключается в сопричастности-событийности, ответственности за своё образование. Педагог должен с первых классов ориентировать ученика на то, что именно от него самого зависит собственный образовательный уровень.
Методика событийного образования принята на вооружение и российскими педагогами, особенно если речь идёт о начальной школе. Для младших школьников можно выделить три уровня «событий»:
- события школьной жизни, оказавшие воздействие на их восприятие мира, к которым могут быть отнесены встречи с художниками, посещения музеев, уроки-игры, уроки-драматизации, уроки-презентации, уроки-лекции, практикумы;
- запомнившиеся детям уроки и другие образовательные мероприятия, в процессе которых они приобретали новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности;
- те мероприятия, которые были полезны для развития детской мотивации, самостоятельности, развития самооценки собственной изобразительной деятельности, а также способствующие извлечению выводов, переживаний, отношений, личностных качеств.
Сторителлинг в обучении
Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть как минимум хорошо и логично структурирована, а как максимум
Сторителлинг представляет большой интерес для педагогов и психологов по всему миру, поскольку объяснение материала в виде рассказывания историй развивает фантазию, логику и повышает культурное образование. Истории позволяют рассказать о том, как принимаются решения и строятся отношения. Через обмен историями, выстраивая эмоциональные связи, ученики и учителя создают правильные и более качественные взаимоотношения.
Западные педагоги, использовавшие в своей работе сторителлинг, отмечали, что это привело к усилению культурного самосознания. Дети стали более лояльно относиться к разным национальностям и культурам, оценив их богатство.
К слову, в российском образовании сторителлинг практически не применяется.
Бриколаж
Бриколаж
Такую деятельность обычно обозначают словом «бриколаж». В своём прежнем значении глагол bricoler применяется к игре в мяч, бильярд, охоте и верховой езде: обычно для того, чтобы вызвать представление о неожиданном движении отскакивающего мяча или лошади, повернувшей в строну, чтобы обойти препятствие. В наши дни бриколер
Бриколаж в образовании
Парк-школы
Школа-парк
Такую концепцию разработал профессор МГУ им. Ломоносова Милослав Балабан ещё в 1993 году.
Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий,
В расписании занятий детям предлагаются не уроки, а набор из 4-5 одновременно работающих (по 6 академических часов подряд) парк-студий. Дети имеют право прийти в любую студию и остаться там на любое время. Правила обговариваются на общих сборах, где и ребёнок, и педагог имеют одинаковые права.
Такая система уже работает в трёх школах: Бердске (Новосибирская область), Иркутске и Нижнем Новгороде.
***
Мы спросили у пермских педагогов, как они относятся к подобным инновациям в образовании.
Ольга Головнина, педагог-психолог:
Ирина Керимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 22:
Рекомендуем почитать
Дноклассники. История Марины: «Учитель ничего не может сделать с травлей»
Большая Сестра наблюдает за тобой ради твоего блага. Доверься ей
Новое на сайте
Золотой голос «техника» Козлова. Или всё-таки губернатора Махонина?
Учреждения культуры Пермского края закроются на карантин с 26 октября
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+