X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Диана Корсакова
154статьи
Репортажи «Звезды»

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

«Смотреть, как свет проходит через стекло, и любоваться». На Дягилевском фестивале школьники сделали световой спектакль

— Когда я училась вокалу, учителя не старались заинтересовать нас. Говорили, не чтобы чему-то обучить, а просто чтобы сказать. И когда я ушла в художку, начали на меня наезжать, а я стояла в шоке и не понимала, почему они так реагируют: по идее, они должны относиться к моему выбору с уважением, — юная Алиса ждёт, когда композитор Алексей Ретинский расскажет ей и ещё десятку детей о своих учителях. Только что он говорил, как был двоечником и бросил фортепиано и балет, а потом снова полюбил занятия музыкой.

— Нет никакого смысла продолжать учиться у педагога, если не настраивается контакт. Это ни к чему не приведёт. Я могу посоветовать попытаться ещё искать, спрашивать. Это большая удача — найти себе учителя в глубинном смысле этого слова. Многие люди работают, только чтобы содержать себя. Людей, которые пришли к педагогической деятельности неосознанно, много. И их тоже не стоит осуждать — это побочный эффект системы. Часто люди работают не там, где хотели бы. Я тоже часто уходил от учителей. Но тут нельзя тянуть. Все должно быть на уровне вежливого отказа. Была такая группа в 80-х — «Вежливый отказ».

Любовь Шмыкова и Пётр Стабровский помогают на «Дягилев кэмп» делать световой спектакль Фото: Диана Корсакова

Этот диалог состоялся во время Diaghilev Camp: весь Дягилевский фестиваль подростки 10-14 лет проходили мастер-классы по пластике, авангардной живописи, встречались с музыкантами, актёрами, а в финале сделали световой спектакль.

Когда все зрители надели серебристые очки с магическим эффектом, под звуки летящей пчелы они увидели рождение нового мира — от звезды до котика. Весь «Обыкновенный космос» создали с помощью проектора и предметов, которым мы не придаём космического значения: пластиковый стаканчик, стакан, сумка в виде кота... «Обыкновенный космос» с обыкновенными предметами. Очки без линз — космос остался с нами.

Любовь Шмыкова и Арина Плюснина помогают на «Дягилев кэмп» делать световой спектакль (2018 год) Фото: Диана Корсакова

После спектакля дети говорили, что увидели театр и себя по-новому:

Саша Вагнер: Сама задумка необычная, ведь обычно спектакль — это (из того, что приходит на ум), когда играют актёры на сцене, есть определённый сценарий...

Алёна Югова: А у нас всё было не так. Мы просто выходили и показывали штучку: опа! А это то, что мы и хотели (улыбнулась). Сначала вообще не знали что делать — просто смотрели, как все работает со светом проектора: крутили-крутили... А потом уже пришла идея, что это про «обыкновенный космос».

Саша Вагнер: Если честно, меня сюда притащила мама. (посмеялась) Но обычно, когда она меня куда-нибудь тащит — там очень скучно. Вообще, во всех лагерях городских, где я была, очень скучно — а тут очень весело, атмосфера хорошая.

Алёна Югова: Меня, собственно, тоже сюда притащила мама. (улыбнулась)

Саша Вагнер: Я никогда такого не делала. Я вообще почти нигде не участвую, если спектакли ставят в классе. Отношение к этому поменялось, но с классом всё равно спектакли ставить не буду. У меня был такой один опыт (посмеялась). Но я увидела театр и спектакли с другой стороны — и теперь буду чаще на них ходить.

Световой спектакль «Обыкновенный космос» на «Дягилев кэмп» Фото: Диана Корсакова

Дети занимались под присмотром художников Петра Стабровского, Любови Шмыковой и руководителя семейной программы фестиваля Арины Плюсниной. Именно присмотром — никакого давления, излишней «помощи».

«Дети все придумывали сами. Первые дни были сплошные эксперименты: подставляли к проектору стеклышки, пластик, забирались на голову друг к другу. Мы отключили взрослых внутри себя, которые говорят: „Надо делать так и не надо так“».

Любовь Шмыкову Арина сначала позвала «повырезать с детьми из картона». Потом решили, что это должен быть спектакль с фонарями, а значит, световой — и позвали Петра Стабровского, известного своими световыми объектами. Цель — показать детям живой театр.

Любовь Шмыкова и Пётр Стабровский помогают на «Дягилев кэмп» делать световой спектакль Фото: Диана Корсакова

«Спектакль — результат практического погружения: мы не пели песни и не читали стихи, а хотели показать, что, вообще-то, театр другой — не когда актёр вскидывает руки к небу и говорит пафосные фразы. Это можно делать тоньше», — говорит Любовь Шмыкова.

Этот опыт — делать тоньше — пригодится им и потом.

«Мы, по сути, баловались с предметами, что делать можно и без проектора дома — просто смотреть, как свет проходит через стекло и любоваться, — говорит Пётр Стабровский. — Но чаще созерцание воспринимается как необязательное, а тут мы из него создаем спектакль: исследуем, как в стакане преломляется свет. По сути любой момент жизни прекрасен, просто мы это не видим, так как заняты другими вещами. Хотя процесс такой игры можно свести к тому, что ребёнок берёт стакан, представляет его ракетой и издает звук „бзз“ — и стакан полетел. Обычно же дети так и играют, но формат спектакля придаёт этому процессу новую значимость».

Световой спектакль «Обыкновенный космос» на «Дягилев кэмп» в 2018 году Фото: Диана Корсакова

Даже использование проектора как основного инструмента для этого спектакля, по его словам, переворачивает привычное понимание вещей — проектор как фонарь, а не как средство для просмотра картинок. И именно работа со светом становится так важна — он же ничего не создаёт нового, а только помогает присматриваться.

Световой спектакль «Обыкновенный космос» на «Дягилев кэмп» (2018 год) Фото: Диана Корсакова

***

  • Журналисты интернет-журнала «Звезда» побывали на экспериментальных форматах Дягилевского фестиваля и написали статью о том, зачем слушать музыку после полуночи, лёжа на ковре.
  • Читайте также интервью с режиссером Ромео Кастеллуччи, который поставил главный хит нынешнего Дягилевского фестиваля «Жанна на костре».
  • И интервью с Любовью Шмыковой о том, зачем городу современные художники.

Рекомендуем почитать

«Я хочу поверить в бога, которого нет»: искания и творчество Марата Бабарыкина

Иван Козлов

Новое на сайте

Учреждения культуры Пермского края закроются на карантин с 26 октября

Степан Хлопов

В ноябре начнётся экологическое обследование долин малых рек Перми. Это первый этап по созданию ООПТ

Юрий Куроптев

Чиновники министерств Пермского края переходят на дистанционный режим работы

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+