X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Киностудия «Новый курс»

Как я стала амазонкой. Пермская опера на основе реальных событий

В частной филармонии «Триумф» прошла премьера оперы пермского композитора Геннадия Широглазова «Как я стала амазонкой». Главная тема оперы — борьба с раком. Для Дженни Луис, автора текста, который лёг в основу оперы, это личная история борьбы с болезнью. Мы встретились с Геннадием и Дженни, которые рассказали о том, как стать «амазонкой» и с каким процессом можно сравнить рождение оперы.

Рак и амазонки

Дженни Луис: В 1981 году у меня обнаружили рак, и врач сказал, что мне осталось жить два месяца. Моему младшему сыну тогда только исполнилось шесть лет. Я лежала в больнице и пыталась осознать то, что происходило. Конечно, это был чудовищно тяжёлый период. Сначала удалили опухоль, но это не помогло — и тогда пришлось удалять грудь. Это был уже 1985 год. Я была в отчаянии. Но тут мне пришла открытка от друга, в которой было: «Дженни, теперь ты настоящая амазонка».

Я читала об амазонках, которые жили на Кавказе, сейчас это территория Грузии. Они были храбрыми, сильными, волевыми — и, согласно мифам, им ещё в раннем детстве выжигали правую грудь для удобства стрельбы из лука. И этот образ, такой взгляд на себя дал мне много сил.

Да, это был очень тяжёлый период. Но сейчас, спустя 30 лет после той ситуации, я поэт и писатель: у меня очень наполненная жизнь, я стала гораздо счастливее, обрела гармонию с самой собой. И эта поэма о том, как я нашла тогда в себе силы вернуться к жизни. Думаю, она может помочь многим людям с раком груди, может поддержать в их борьбе.

«Как я стала амазонкой» — это первая книга моей поэзии, до этого я писала книги и пьесы для детей, и сейчас пишу.

Солистка Ольга Попова, композитор Геннадий Широглазов, писатель и поэт Дженни Луис Фото: Киностудия «Новый курс»

Как появилась опера

Геннадий Широглазов: В 2002 году в Перми вышла книга Дженни Луис «Как я стала амазонкой». В то время я работал на краевом радио, и меня попросили написать музыку к радио-спектаклю на эту поэму. После этого мы с Дженни и познакомились. Сначала я думал сделать балет, с другой стороны — выходило программное симфоническое сочинение, а в итоге получилась камерная опера.

В самом начале работы у меня была идея делать перформанс, я планировал задействовать и певцов, и актёров. Но здесь опасность в том, что нельзя сильно увлекаться синтезом искусств, не потому, что это сложно, а потому, что нельзя, чтобы синтез был ради синтеза — всё должно диктоваться материалом. Самое главное — не заиграться. Чтобы всё сплеталось воедино.

Видео-арт и хореография были добавлены уже в процессе работы, когда я понял, что это необходимые дополняющие. К тому же Дженни смогла приехать и даже участвовать в постановке. То, что она читала, должна была исполнять солистка-сопрано. В итоге оперу объединили с видео-артом Александра Федина, чтением автора и хореографией Анастасии Солдатовой.

С Дженни мы сходимся в том, что она тоже много занимается проектами, связанными с синтезом искусств: ездит по всему миру и читает свои стихи, каждый раз находя для этого новую форму, работает и с документальным, и с игровым кино, в Швеции в театральной постановке играла саму себя...

Основная тема поэмы и оперы — борьба с раком: как противостоять этому, как найти силы в себе для этой борьбы? Как не опустить руки, а просто продолжать жить, и всё? А это пример Дженни. Ведь книга её автобиографична. Мне стал очень интересен внутренний мир человека, который это пережил. Откуда берутся силы? Ведь кто-то может бороться и победить, а кто-то — нет. Перевод переживаемого в поэзию помог ей.

Институт за три дня

Геннадий Широглазов: Очень непросто было последние полгода. И особенно в последние недели. Случались такие казусы: оркестр у тебя то есть, то нет; то есть деньги на него, то нет; то есть у Дженни виза, то нет; то солистка заболела. И последние две недели я вообще не спал. Но что мои проблемы по сравнению с тем, что пережила Дженни? Это для меня был как ещё один институт за три дня...

Очень важно было ещё то, что дирижировал Валерий Платонов, главный дирижёр Пермского театра оперы и балета: он часто исполняет музыку пермских композиторов. Я очень благодарен ему за удивительно точное прочтение моего сочинения. Да, мы не пишем супер-произведений, но помочь композитору реализоваться — это великое дело.

Солистка Ольга Попова, дирижёр Валерий Платонов, композитор Геннадий Широглазов, писатель и поэт Дженни Луис Фото: Киностудия «Новый курс»

Я не знаю, как рождается ребёнок, но, мне кажется, что сходно: вынашивание замысла, сочинение-рождение, первые репетиции — первые шаги, робкие неказистые звуки, потом всё сильнее и увереннее... И момент первого появления на публике — тогда моё сочинение увидело свет и начало жить своей жизнью: этот путь очень сложен тем, что он не материален, его нельзя потрогать, нельзя объяснить словами то, что происходит в твоей голове. Кто-то скажет — выпей цитрамон и всё пройдёт, но от духовного цитрамон ведь не поможет.

***

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь