Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Пермь как сборник рассказов. Каким получился новый спектакль-дрейф от оперного театра
Пермский театр оперы и балета представил новый спектакль-дрейф под названием Location. Как и в прошлогоднем «Location/Вы находитесь здесь», в нём надо ходить по улицам в наушниках и слушать разные офигенные истории. Только в этот раз это не пустое псевдофилософское умничанье, а настоящие и искренние истории живых людей — жителей Перми. Это безусловный прорыв для подобных спектаклей в нашем городе. Правда, плохо работающих и бесполезных вещей, которые портят если не всё, то очень многое, там тоже хватает.
Это сквер у Оперного театра. Что я помню о нём? Что могу рассказать? Из того, что могу вспомнить, и того, что вообще можно рассказать... Сколько же мы тут в студенчестве выжрали кондитерского коньяка с говорящим прозвищем «Тайсон»! Хотя нет, об этом лучше не надо. Вот хорошая история
Но фиг там. То ли потому что я считался ответственным парнем, то ли за пристрастие к интеллектуальным играм, меня оправили в угол сквера, что рядом с выходом на трамвайную остановку у почтамта. Там я весь праздник присматривал за людьми, игравшими в шахматы, шашки и домино. Такое себе веселье. Хотя клуб пермских шахматистов, приглашённый на празднование, поражал тем, как его участники лихо разыгрывали блицы-турниры. Но они ровно через сорок минут собрали свои шахматы (случайно прихватив институтские шашки) и убрались восвояси. Без них стало совсем скучновато. Если бы не друзья, заглядывавшие передохнуть после променада, была бы совсем тоска.
Из забавного было только то, когда одна сокурсница заглянула в этот уголок и села на принесённую из института скамейку, и та под ней сломалась. А уже в конце праздника, когда мы затаскивали столы и скамейки в «Газель» буквально за пять минут, что мы отошли из этого угла, за нашей мебелью вальяжно развалилась пьяная компания, продолжавшая банкет. Хорошо, что парни попались нормальные и не стали закусываться, когда мы попросили их убрать пивас и чипсоны и вообще пересесть с казённого имущества. Что я ещё могу вспомнить и рассказать об этом сквере? Сейчас подумаю... А вот... Простите, а вы не напомните, я уже говорил вам, что такое безумие?
Говорил. Год назад в статье о спектакле-променаде «Location/Вы находитесь здесь». Тогда мои измышления об искусстве, топорах и компьютерных играх, обращенные в диалог с неведомым другом, приправленные цитатой из игры FarCry 3, были просто пародией на тексты спектакля. Такие же невнятные, заумные и глупые одновременно, и толком не предлагавшие как-то по-новому взглянуть на город, эти явно написанные тексты не предлагали. Это была не единственная, но самая большая проблема того спектакля.
Надо отдать должное всем, кто работал над Location, в частности, композитору Андрею Платонову и режиссёру Дмитрию Мулькову (в прошлогодней работе он был «конструктором ситуаций», что бы это не значило), этот явный сиквел гораздо лучше оригинала. В первую очередь изменившимся подходом к освоению города. Самое главное, лучшее и прекрасное, что сделали создатели спектакля, так это отринули пустословие и обратились к простым личным историям простых людей, связанным с определёнными местами по пути следования. Примерно таким же, как в начале этой статьи.
По сути, Location
Также в списке живых историй живых людей: рассказы женщины из старого дома в самом центре, на улице Петропавловской, о том, как в нём интересно жить, буквальное следование по маршруту почтальона, который делится трудностями и радостями своей работы. В самом финале
Создатели этого спектакля-дрейфа явно провели огромную и очень сложную работу по сбору материала и его адаптации под формат прогулки. И то, что они вот так обратились к живому, настоящему и человеческому
Но назвать его таким нельзя. Потому что блестящую работу в этом спектакле обрамляет и даже портит оставшиеся со времён прошлогодней постановки проблемы. Одна из них
Но это всё не так страшно, по сравнению с тем, что местами у спектакля напрочь отказывает чувство понимания того, чему он вообще посвящён. Ярче всего это проявляется в финале. Там бомж-рассказчик делится какими-то совсем запредельными по своим эмоциям историями о том, как его подожгли в сквере какие-то уроды, о том, как он сильно любит свою дочь, как лежал в ребцентре и как уходил в монастырь. Это потрясающий по силе фрагмент, идеальный для финала, потому что круче этого ничего быть не может. Но спектакль после этого продолжается уже откровенно пустопорожними действиями, вроде речей диктора о том, что вы все живёте и работаете в одном городе на благо друг друга. Ещё и в фойе Оперного театра заводят
Всё, что не касается живых людей и того, как их истории подаются через ландшафт, сделано в Location так же плохо, как и год назад. Вместо того, чтобы предложить зрителю просто быть свидетелем хорошо связанных воедино и проиллюстрированных, ни много ни мало, целым городом, трогательных историй, Location опять насильно заставляет зрителя быть участником. Словно просто быть свидетелем
Помните, год назад я говорил вам, что такое безумие? Безумие
К сожалению, спектакль на этих своих не просто сильных, а прекрасных сторонах не сосредотачивается, не развивает их и не обрамляет соответствующей концепцией. Он хочет быть не просто хорошим путешествием, рассматривающим Пермь как сборник реальных историй живых людей, а пытается быть чем-то большим, поэтому насильно лезет зрителю в мысли, вместо того, чтобы его просто отпустить. Да, я припомнил то, как мы пили «Тайсон» и проводили юбилей района в сквере у театра. Но спектакль устроен так, что, слушая, как другие рассказывают истории, я бы и так вспомнил свою. Без каких-либо приказов диктора. К сожалению, пока авторский коллектив Location без них не может.
***
Читайте также: Разговор с тихоокеанским другом о безумии, топорах и компьютерных играх. Размышления о променад-спектакле «Location / вы находитесь здесь»
Репортаж со спектакля RemotePerm.
Рекомендуем почитать
Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова
Новое на сайте
В Перми долины малых рек Егохиши и Данилихи получат статус особо охраняемых природных территорий
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+