Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА»: Шекспир Шрёдингера
Один из самых непростых вопросов современного театра — его взаимодействие с классическими произведениями. Как подступиться к великой литературе в наше время? Главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель предложил радикальный подход к этой проблеме в своём новом спектакле «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА». В нём, словно в мысленном эксперименте с «котом Шрёдингера», на сцене есть великая трагедия Шекспира, и при этом её нет.
Заложенное в самом названии отрицание уже говорит о том, что это не обычное прочтение Шекспира. Об этом же говорило позиционирование спектакля и его реклама. Зрителя тщательно готовили к тому, что на «Сцене-Молот» покажут не классических «Ромео и Джульетту», где в костюмах, париках и со шпагами артисты разыгрывают трагедию в переводе Пастернака. Обещали иной спектакль, где само произведение будет лишь основой, на тему которой фантазируют создатели, делая из всем известной пьесы что-то уникальное и необычное. В программке так и написано: «Мы решили сочинить такой спектакль, который ещё не видел свет».
Это амбициозное желание вполне укладывается в тенденции современного театра. Сейчас много спектаклей, в которых текст хрестоматийного произведения выворачивается, меняется, сокращается. Звучит как издевательство над классикой, но такой подход порой позволяет открыть в произведении что-то новое или по-другому взглянуть на его смысл, сделать его ярче и заметнее. Вероятно, этого и попытались добиться в спектакле «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА» режиссёр Владимир Гурфинкель, художник Ирэна Ярутис, хореограф Ирина Ткаченко и артисты стажёрской труппы Театра-Театра.
Для половины стажёров
И нашли. Спектакль настраивает на особый лад даже не с начала, а ещё с фойе «Сцены
С первых секунд «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА» уходит в фарс и гротеск, и артисты не стесняются делать трагедию смешной. Они даже сперва появляются в клоунских одеждах и гриме, напоминая больше знаменитых «Лицедеев», чем героев Шекспира. И сама великая пьеса здесь не разыгрывается, в неё откровенно играются, в основном
Хрестоматийный текст в переводе Пастернака сильно ужат, порой он просто пересказывается своими словами, поётся хором, поётся соло. В этом потоке островками всё-таки возникают стихи Уильяма нашего Шекспира
Вообще, «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА»
Сразу после этого спектакль начинает меняться и отказываться от правил и настроения, которое задавалось сначала. Любопытную попытку сделать из трагедии фарс сменяет... нечто. «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА» превращается в пиршество формы, лишённое поисков смысла
Спектакль буквально упивается и наслаждается всеми этюдами, сценками, пластическими номерами и прочими своими элементами, между которыми, из-за того же сокращения сюжета, теряется причинно-следственная связь. Закономерно возникает вопрос: «Что происходит?» Почему, например, Ромео и Джульетта вдруг раздвоились, и на сцене возникли сразу две пары влюблённых? В итоге большая часть спектакля становится «вещью в себе»
Самое удивительное, что у спектакля находятся силы во второй раз отречься от установленных правил и всё-таки выплыть из океана формы. Правда, это происходит только под конец. Финальная часть, где разворачиваются роковые эпизоды гибели влюблённых, практически полностью идёт по тексту пьесы, до этого он так подробно не звучал. Актёры отказываются от перемены ролей. Теперь тут постоянные Ромео и Джульетта и все прочие. А форма становится очень чёткой: финал «неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТЫ»
«неРОМЕО, неДЖУЛЬЕТТА» напоминает уже упомянутый мысленный эксперимент с «котом Шрёдингера», где кот одновременно жив и мёртв. Спектакль демонстративно, порой нарочито пытается оттолкнуться от трагедии, отказаться от богатого бэкраунда и сделать что-то совсем оригинальное. Это получается, даже с перебором. Настолько с перебором, что можно смело говорить
Рекомендуем почитать
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Новое на сайте
Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?
В Перми начинается сезон массового зимнего спорта: открываются катки и лыжни
В Перми началась реставрация «Дачи Синакевича». Здание восстановят в первоначальном виде
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+