Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.
«Здесь нельзя отказываться». Как выжить на пиру в Большой Коче, или в погоне за Быкобоем
«Бывает сур мужской, бывает женский. В мужской мы кладём хмель, а женский слаще. Так и разливаем по праздникам из двух фляжек, — глава села Юлия Плотникова разливает пиво и подвигает тарелку с салом. — У нас есть пекарня, я им давно предлагаю кафе сделать и продавать. А то пьют магазинское, там же ничего натурального». Мы приехали в Большую Кочу на знаменитый «Быкобой», чтобы узнать, «так ли страшен чёрт, как его малюют».
В доме культуры за час до начала основных мероприятий фестиваля коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер» мы застали такую вязкую тишину, которой бывает окутан деревенский клуб, пока туда не войдёт съезжий праздник. Размашистые советские залы, половики на стенах, обдающие цветом всё вокруг, цветы живые и искусственные, плакаты и стенгазеты, приклеенные бумажные зайцы, как бы напоминающие о том, где мы находимся. «Коч»
Пироги с пистиками, с грибами, мясо, брусника, сур. Сур
В Доме фольклора встречает местный собиратель фольклора Василий Гагарин с экскурсией. «Это у нас прялка, это списки репрессированных советской властью, сосланных сюда». Вокруг мальчишки в футболках «волонтёр» несмело фотографируют нас и смело подсказывают. Здесь же копия фотографии из Российского этнографического музея, на которой изображён обряд быкобоя в Коче в 1908 году. Исследователи рассказывают, что в это время быков там убивали десятками, а во время «красного» голода один бычок кормил весь колхоз.
Дом фольклора, основанный фольклористом Андреем Гагариным в начале девяностых, располагается в интернате. Напротив
Сцена окружена уютным лесом, а девушки в костюмах начинают игры с бегами и поцелуями вроде «Селезень утицу загонял». От пестрящих юбок, поясов и популярных нынче (как в XIX веке) барановских платков становится хорошо. «Легендарный ансамбль „Кукушка“! Легендарный ансамбль „Мич Асыв“»
Песни «Кукушки» поют фольклористы во всём мире, правда, состав в силу времени не может быть первоначальным. «Сюда надо было ехать двадцать лет назад»,
Приветствия и тексты ансамблей часто на коми, плакаты на школе и у дороги
Хотя в деревне живёт где-то 350 человек, сложно оценить, сколько из них было на празднике
Здесь же на поляне мне встретились зоозащитники Галя Море, Тимофей Дубровских и их друзья. Они приехали, чтобы записать Большую Кочу на «Карту жестокости». Утром они сходили на место, где обычно закалывают быка и не нашли следов ни самого обряда, ни подготовки к нему.
Стороны конфликта вокруг Быкобоя складывались и тут же рассыпались в голове. Мы подробно писали об этом, но если кратко, то конфликт выглядит так.
Зоозащитники выступают против насилия над животными. Этнографы реконструируют и поддерживают традиции. Жители села хотят устроить праздник. Министерство культуры переживает за свою репутацию. Журналисты ищут сенсацию.
В Большой Коче проходит День села
Журналистка прочитала аннотацию к фестивалю «Проллавер», комментарий одного из организаторов Дня села, нашла там информацию об обряде и подключила зоозащитников, чтобы разнообразить описание праздника. Она несколько драматично соединила традиционную и постиндустриальную культуру, спрашивая у защитников прав животных про традиционный обряд, а у них совершенно разные языки и подходы. И выбрала заголовок в обличительном тоне. Вслед за ней про эту историю написали множество СМИ.
Министерство культуры было призвано к ответу. В ответ чиновники рекомендовали не проводить обряд. Фольклористы, в свою очередь, стали активно приглашать на праздник в Большую Кочу и гостеприимно-хлебосольно его провели. Возможно, «этноактивисты» Кочи всё же закололи быка, но это уж точно дело не публичное. Чтобы разобраться, кто из них был прав, нужно определиться, из каких ценностей вы исходите. На этом я вас оставляю и ухожу с гуляния по улице Большой Кочи.
Половики сушатся на заборе, навстречу мужик с коромыслом и вёдрами. А кто-то говорил, что воду провели. Дорогу же провели. С лукавым прищуром прохожу мимо реки, следов обряда не нахожу. А кто из неместных их найдёт? Топчусь по пыли и замечаю во дворе дома маленькую старушку, которая набирает дрова с поленницы выше неё. «Здравствуйте! Почему не на празднике?»
«С» у них немного похожа на «щ», а «зд» на «ж». Она подходит, улыбается, и я думаю, что смогу поднять её одной рукой. Лидии Калининой восемьдесят лет, на праздник не пошла, потому что болят ноги. Видит «как в тумане». Однако для жизни ей нужно по крайней мере топить печь. Телевизор есть, но она не умеет его включать.
Вспоминает, как раньше ходили на праздники всей деревней. Рассказала, что замуж вышла за красивого парня с тяжёлым характером, он её поколачивал, но давно уже умер. «А там сейчас тоже под гармошку все пляшут?»
Дорогу я, конечно, потеряла. Встретила мужчину в гимнастёрке, который тоже шёл на праздник. «Вы у нас гостья?» «С» снова пролетело в «щ». Вывел меня к клубу через кладбище.
Фольклорист Марина Суханова рассказывала мне, что в этой деревне происходят чудеса, и стоит поддаваться магии места. Вот и я эти чудеса проверила.
Время собираться к реке, где будут угощать мясом. В этот раз
Марина показывает в другую сторону, где в высокой желтеющей траве мимо скошенного дома шагают пять-шесть лошадей. Ввергаются в пейзаж под рябиной, немного ускоряются, качают большими шеями, заглядывают в пустые окна дома. В отличие от той с повозкой, эти лошади внушают мистическое чувство. Андрей Тарковский оценил бы композицию. Кстати, Флор и Лавр, на праздник которых мы явились,
Раскладывают говядину по тарелкам, заставляют есть всё
Рекомендуем почитать
Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Праздники с неопределённым сроком проведения. Неочевидные краевые фестивали этого лета, которые стоит подождать
Новое на сайте
«Шесть лет уже каждую ночь реву: какая несправедливость — посадить невинного человека». Как в небольшом селе Ключи живёт семья парня, осуждённого за убийство
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+