Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
О Путине, эмиграции и девяностых. Алексей Иванов дал интервью Юрию Дудю: коротко
На YouTube-канале «вДудь» вышло интервью с писателем Алексеем Ивановым. Иванов и Дудь встретились в Манчестере, который писатель назвал Небесный Челябинск. Алексей Иванов поделился мыслями о современной российской политике, вспомнил девяностые и рассказал о том, почему он живет за пределами России и не в Перми. Интернет-журнал «Звезда» выбрал наиболее интересные моменты полуторачасового интервью.
Об эмиграции
В нашем обществе место жительства характеризует человека. Если ты живёшь в Москве
Первый раз попал за границу семь лет назад, в Прагу. Я думал: съезжу, и что-то изменится в моём отношении к России. Так и случилось. Многие вещи в общественной жизни России мне стали неинтересны, потому что для Европы
Я не прилагал никаких усилий, чтобы оставаться в России, мне там было реально интересно. Ну а потом всё так потихонечку сложилось, я подумал: «А чего бы и не поехать?»
Россия не такая, как Англия, она не интересуется собой, не ценит себя, не пытается себя узнать или переосмыслить на уровне нового времени. Поэтому то богатство культурного наследия, которое есть в России, не работает ни в плане туристических объектов, ни в плане самоуважения.
О том, что не нравится в современной России
Коррупция. Несвобода. Почитание власти.
О нефти и власти
Пока у нас есть ресурсы Сибири, мы можем заниматься косвенными модернизациями, не трогая главное, что нужно изменить. То же, что называется «нефтяное проклятие». В нулевые нас это, безусловно, затормозило. Поток нефтедолларов, хлынувших на нас, позволил остановить реформы страны: дальнейшую демократизацию, либерализацию и прочее. Те деньги, которые мы должны были получить, завершив свои реформы, мы получили от «нефтянки», не завершая реформ. Нулевые годы
Сделали бы нормальную либеральную экономику, которая приносила бы нам деньги. Вот на этом бы и зарабатывали. Но мы её не сделали, потому что деньги у нас появились сами собой, мы «клад откопали».
О девяностых
Девяностые
Разумеется, сейчас эти институты работают плохо, криво, но они есть, они уже легитимны в сознании общества. В девяностые главной задачей государства было создать эти институты, а не обеспечить благополучие народа, и, как ни странно, наше государство с этой задачей справилось. То есть в 1990-е был ещё и мощнейший созидательный тренд, и, когда мы в 1990-х видим только одну национальную катастрофу и не видим того, что было реально сделано, это большая ошибка перед историей.
О Путине
[Когда Путин на очередной срок пошёл], это меня не порадовало, это меня удручило. Но я уже понимал, в какую сторону мы движемся, и такой поступок президента был неизбежен.
Первый раз меня пригласили на какое-то мероприятие в Питере, это был 2004 год. Там было человек 40 приглашённых, среди них я был единственный не из Москвы и не из Питера. И мне было просто интересно посмотреть на Путина. Оказалось, что в реальной жизни он такой же, как в телевизоре.
Второй раз я поехал на более тесную встречу, там было человек 10 писателей, я поехал с конкретной целью. В то время в Перми я инициировал создание книжной серии «Пермь как текст». Мне местные власти выдали деньги на эту серию, и одной рукой финансировали, а другой разворовывали. Я начал орать, мол, наведите порядок, накажите воров, доиздайте книги. И решил съездить на встречу с Путиным, посчитав, что так я буду иметь больше веса. Но наши чиновники стойкие, их не поколебать такой ерундой, как президент. И ни к чему это не привело, серия так и осталась разворованной.
Об отчаянии
Было не отчаянье, а разочарование, когда я понял, что мы возвращаемся обратно в «совок». Это было так грустно, я думаю: «Вот, блин, всё опять возвращается на круги своя».
Я считаю, что нация всегда должна быть недовольна, даже самым идеальным государством, это норма существования. Не потому что власть плохая, потому что так положено в нормальном обществе. Если мы начинаем быть довольными, нам больше некуда развиваться. И своим образованием, своим моральным обликом, своим финансовым положением, в том числе и своей властью.
Со временем стало видно, что нации не нужна ни свобода, ни Европа, нужен Советский Союз.
О потерянных рукописях
Я не только сторожем работал, ещё и на бисквитной фабрике, это была работа замечательная, это как раз было в 1990-е годы. Я сначала сидел на вахте, мимо меня шли женщины, которые работали на этой фабрике, и выворачивали передо мной сумки, показывая, что они ничего с фабрики не украли. Мне было очень стыдно смотреть им в сумки, я отворачивался, и они заметили, что мальчик сидит очень хороший и можно что-нибудь вытащить. Они стали меня подкармливать, приносить всякие вкусности, я там как сыр в масле катался. В этой схеме я участвовал из деликатности, а не потому, что рассчитывал на какую-то прибыль.
Как раз в первой половине 90-х, когда я писал «Географа», я дважды терял рукопись. В первый раз я как раз работал сторожем, я оставил рукопись в ящике рабочего стола, уборщица увидела тетрадку, тетрадь исписанная, а исписанная
Я помню первый вариант, он был значительно короче. Всякий раз я делал его всё больше, больше и больше.
О «Сердце Пармы»
Я впервые приехал на северный Урал и удивился, что я вижу здесь мир из старинной русской сказки. Валуны, ели, обросшие мхами, общее ощущение эпичности, серьезности, холода. Я задумался
Я читал работы историков, этнографов и географов. Организуется поход, на неделю-полторы, по какой-нибудь реке, и он захватывает несколько интересных территорий. Вот я и иду в этот поход, точнее
Полностью интервью можно посмотреть на канале «вДудь»:
Рекомендуем почитать
«Издаваться нужно в столицах, но жить там не обязательно». Леонид Юзефович о споре вокруг юбилейной даты Перми, переименовании улиц и оттоке людей из провинции
Новое на сайте
В Перми долины малых рек Егохиши и Данилихи получат статус особо охраняемых природных территорий
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+