Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
«То, что не имеет имени, не существует»: почему нужно идти на выставку «Имя рек» в PERMM
Тема долин малых рек в Перми, похоже, раскачалась окончательно и всерьёз. «Звезда» и так регулярно пишет на эту тему, но до сих пор наши статьи о малых реках были связаны в основном с локальными активистскими и художественными практиками. Однако 31 августа произойдёт событие принципиально иного масштаба: большая выставка, полностью посвящённая речным долинам, откроется в музее PERMM и займёт в нём все три этажа. Накануне этого события (которое, по идее, можно считать большим достижением пермского активистского сообщества, заинтересовавшего этой повесткой государственный музей) мы повстречались с куратором выставки — российским художником и арт-критиком Дмитрием Пиликиным — и узнали, чего нам ожидать от нового большого проекта PERMM.
Петербуржец Дмитрий Пиликин не особенно близко знаком с Пермью, а специфика проекта, куратором которого он выступил, требовала понимания местного контекста. Поэтому первое, что Дмитрий сделал по приезду в Пермь около месяца назад
Помимо, собственно, русла Егошихи и окружающей природы, Дмитрию из той экскурсии больше всего запомнился квартал еврейского кладбища. Сами по себе впечатления от квартала на будущей выставке никак не отразились, зато они стали важной зацепкой. Когда-то Пиликин реализовывал в Петербурге проект, связанный с городской географией, и в процессе узнал о еврейских кладбищах много интересного
Впоследствии были и ещё рифмы
Питерские художники, конечно, тоже пытаются актуализировать эту проблему всеми доступными средствами. Им очень повезло, когда некоторое время назад завод Севкабель переформатировал часть своего производства, сдав при этом часть своей территории. Разумеется, она сразу же была использована для крупных арт-проектов и совместных выставок, одну из которых реализовал с группой художников Дмитрий Пиликин. Арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева воодушевилась именно ею
«То, у чего нет имени, не существует,
— говорит Пиликин,— И так, из этого феномена отсутствия имени, и придумалось название ИмяРек. Меня всё же поражает эта ситуация: я как геолог по первому образованию вижу, что это только сейчас речки довольно хилые, а ведь когда-то они миллионы лет промывали эти долины в десятки метров глубиной! Если так на это смотреть, то Пермь фактически стоит на островах».
Вслед за названием оформилась и концепция выставки
В общем-то, сама эта история не имеет особого отношения к пермским малым рекам, но Пиликина глубоко впечатлила не столько судьба «Ракеты», сколько её метафоричность:
«Что такое „Ракета“? Это же квинтэссенция советской утопии! Для советской науки подобная техника была в приоритете, её возили наряду с комическими аппаратами и моделями ледоколов на знаменитую выставку в Нью-Йорке в 1959 году. Одну такую „Ракету“ потом купили, и она плавала по озеру Онтарио. И есть даже фотография с „Ракетой“ на Темзе
— в неё садится королева Елизавета. Это и правда была наша гордость. А теперь от утопии остались руины— именно на них мы и находимся в Перми. Музей „Ракета“— это музей, которого нет».
Первый этаж выставки, вдохновлённый этой историей, заполнят своими работами пермские художники. Куратор честно сказал приглашённым пермякам, что ему, в общем, не особо и принципиально, что именно они сделают для выставки. Для Пиликина было важно, что сами эти художники стали воплощением Перми и пермского искусства, которое будет проявлено вне зависимости от конкретного творческого замысла каждого из них.
Второй этаж под названием «Антропосфера: Терраформирование» был вдохновлён советской фантастикой, во многом схожей с социалистической утопией, речь о которой шла этажом ниже. Особенностью этой фантастики было то, что футурологи 60-х годов отталкивались от предчувствия великих свершений, которое тогда витало в воздухе.
«Тогда воодушевлённая мысль сразу шла дальше, фантасты простраивали варианты: скажем, раз впереди встреча с инопланетянами, нужно разрабатывать искусственные языки, а раз через сто миллионов лет взрыв Солнца (или ещё раньше и вероятнее
— перенаселение), нужно искать себе запасную квартиру».
В рамках концепции поиска «запасной планеты» как раз и была создана идея терраформирования
Наконец, третий этаж под названием «Музыка сфер: Волновой эффект» будет полностью посвящён звуку. Художники Сергей Филатов и Дмитрий Шубин подготовили для посетителей саунд-путешествие:
Впрочем, драматургия экспозиции, скрупулёзно выстроенная Дмитрием Пиликиным, на этом не обрывается
Открытие выставки «Имя рек» состоится в PERMM 31 августа в 18:00, вход на открытие будет свободным.
***
- Читайте также: репортажи с дискуссий, посвящённых проблемам малых рек, которые прошли в рамках фестиваля «Экология пространства в долинах малых рек» в 2017 и 2018 году.
- Тесты «Звезды» про малые реки: «Стикс, Рай или Танатос?» и «Это не говнянка»
-
«Слушай соловья»
— проект «Звезды» и пермских эко-активистов, посвящённый проблемам малых рек Перми. - Также мы писали о том, что на смотровых площадках в долинах малых рек Перми художники создадут пять новых арт-объектов.
Рекомендуем почитать
«Разрыв шаблона и слом стереотипов». Музей PERMM запустил проект, связанный с еврейским кладбищем в Егошихинском некрополе
Новое на сайте
Арбитражный суд обязал «Сатурн-Р» предать властям Перми школу и детский сад в Красных Казармах
Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зафиксировано — 96 случаев, скончалось — 9 человек, выздоровело — 131
Полиамория, история сексуальности и еще пять книг про любовь в природе и человеческом мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+