Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Через барьеры: что такое «выставка-полемика» и зачем ей параллельная программа
В Центре городской культуры открылась новая выставка с довольно прямолинейным названием «Через барьеры», в центре внимания которой — стереотипы и предубеждения, присущие нам в отношении современного искусства, его содержания и его доступности. Выставка демонстрирует разные актуальные пути взаимодействия с искусством и художниками, но намного важнее, что она задаёт вопросы, к обсуждению которых приглашаются все горожане. Для этого в рамках выставки запускается параллельная программа с экскурсиями и другими интерактивными событиями. Иван Козлов рассказывает о том, что послужило причиной для работы над этой выставкой и анонсирует ближайшие мероприятия.
С приездом Марата Гельмана и появлением музея PERMM и прочих инициатив, связанных с «культурным проектом», вопросы современного искусства на несколько лет стали основополагающими для местной инфоповестки
Однако было бы слишком оптимистично думать, что налаженный разговор с городом означает полное принятие и примирение. Из того факта, что музей больше не провоцирует общественность, вовсе не следует, что общественность в ответ прониклась современным искусством
Но иногда тлеющие угли всё-таки разгораются. Например, буквально на днях один-единственный мурал (а в Перми сто лет не появлялось по-настоящему масштабных уличных работ, если не считать росписи бетонных заборов) моментально стал предметом общественной дискуссии. Или, например, из относительно недавнего можно припомнить ожесточенные обсуждения «Смерти не за горами». Но лично меня больше всего поразила история, развернувшаяся вокруг росписи, которую художник Илья Гришаев создал в столовой замечательной школы «Точка». Вы наверняка слышали про школу «Точка», потому что это единственное в России общеобразовательное учреждение, где ведётся профильное обучение по направлению «дизайн»
Но стоило Наиле Аллахвердиевой выложить эту работу в фейсбук, сопроводив её хвалебной аннотацией, как в интернете разверзлись врата в... ну, не в ад, конечно, но близко к тому
При этом нельзя сказать, что Гришаев создал что-то принципиально новое: он довольно часто участвует в городских художественных проектах, его работы появлялись и в публичном пространстве, да и манера его вполне себе укоренена в историю искусства
Этот сюжет натолкнул нас на размышления о выставке, которая была бы посвящена барьерам восприятия современного искусства. Но, конечно, далеко не он один. К примеру, можно ещё припомнить вялотекущие и порядком поднадоевшие дискуссии, связанные с возможным переездом (или не_переездом, или частичным и временным переездом) музея PERMM на завод Шпагина. С того момента, когда эта идея была высказана впервые, сама идея культурного кластера на заводе Шпагина уже сто раз была профанирована, и буквально за пару лет вместо площадки, в которой были бы сосредоточены важнейшие культурные институции, мы по факту получили площадку с абсолютно другим имиджем
И наконец, есть ещё один важный мотив, который нельзя игнорировать в контексте пережитого нами пандемийного года. Стереотипы и предубеждения, связанные с современным искусством, не сводятся только к его «переоценённости» или «элитарности» в плане восприятия. Есть распространённое мнение о том, что современное искусство
Однако всё вышеперечисленное не догма. Мы не собираемся вставать в позу снобов, которые «что-то понимают» и декларируют это понимание как факт. Таких амбиций у нас нет, да и столько наглости не наберётся
Собственно, для того в ЦГК и придумали связанную с этой выставкой параллельную программу. Вообще-то, я именно её хотел анонсировать в этом тексте, просто вступление несколько затянулось.
Итак
Во-первых, каждую среду (как минимум в ближайшие две недели
4 марта в 19.00 состоится экскурсия иного рода
24 февраля в 19.00 один из главных героев проекта
27 февраля в 12.30 состоится специальная экскурсия для детей и подростков, в ходе которой участники будут оживлять элементы современного искусства, разгадывать их смыслы и создавать собственные произведения, а закончится всё полноценным арт-просмотром.
Кроме того, вас ждут ставшие для многих привычными за время карантина онлайн-дискуссии в зуме, посвященные современному искусству и роли художников в городе, и перформативные экскурсии от участников проекта.
Мы надеемся, что эти события и сама выставка будут важны и интересны вам в той же степени, в которой нам важно ваше мнение и ваше участие. Поэтому приглашаем вас следить за анонсами всех ближайших событий (а у многих из них ещё только уточняются дата и время) в наших соцсетях: во «Вконтакте», в Фейсбуке и в Инстаграме. Все события в ЦГК бесплатны, но на каждое из них требуется предварительная регистрация. Это нестрашно и недолго, но важно.
Рекомендуем почитать
«Разрыв шаблона и слом стереотипов». Музей PERMM запустил проект, связанный с еврейским кладбищем в Егошихинском некрополе
«В каждом есть импульс творчества». Куратор Георгий Никич — о народном искусстве, производстве будущего и пермской культурной революции
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+