Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
История вокруг нас: о новом проекте ЦГК «Этнопросвет»
14 декабря Центр городской культуры презентует новый образовательный проект «Этнопросвет». Журналист Иван Козлов в своей колонке рассказывает о том, что это за проект, чего нам ждать от него в наступающем году и почему изучать историю сегодня нужно не так, как мы привыкли со школьных времён, а в ровно противоположном направлении.
Помните, несколько месяцев назад мы тут постили репортаж с круглого стола, посвящённого Музею городской повседневности? Тогда в зале Центра городской культуры собрались известные пермские искусствоведы, общественники и музейщики и вместе думали над тем, как может выглядеть подобный музей на базе ЦГК. Мнения у всех были разные, но практически каждый в той или иной форме согласился с тем, что Музей повседневности
Статистика такая: на территории Перми и Пермского края проживает 125 этносов: 125 уникальных и разнообразных культурных укладов, которые живут своей жизнью, влияя друг на друга, смешиваясь, исчезая или преобразуясь. И практически каждая из этих культурных традиций в той или иной степени оказала или продолжает оказывать влияние на нашу городскую повседневность. Она ведь состоит из множества самых разных элементов, начиная от глобальных и заканчивая совсем какими-нибудь мелочами, которые можно перечислять бесконечно: условия жизни тех или иных групп, особенности быта и традиций, бытовые привычки и так далее. Дополнительная сложность в том, что эти элементы иногда так плотно переплетены друг с другом, что уже кажется невозможным исследовать их в отдельности и проследить их истоки.
На это обращают внимание участницы пермского фольклорного ансамбля «ТриголОс», который стал основной движущей силой «Этнопросвета». Что, кстати, для нас очень ценно и приятно, поскольку «ТриголОс»
Ну так вот, о чём это я. О том, что участницы «ТриголОса» обращают внимание на то, как народная культура растворилась в сегодняшней городской, никуда при этом не исчезнув. Марина Суханова приводит некоторые из многочисленных примеров: это выражается и в одежде (скажем, почему многие из нас зимой предпочитают перчаткам, казалось бы, менее функциональные варежки), и в пищевых привычках (которые тоже
И таких вещей полно. Городской житель кажется свободным от традиций и обычаев прошлого, однако в действительности наша жизнь во многих своих проявлениях наследует им в куда более значительной степени, чем принято считать. При этом наши знания о них часто ограничиваются существующими клише и стереотипами. Они появились не на пустом месте, а стали результатом поиска идентичности. Однако этот поиск часто напоминает блуждание в темноте и зачастую заводит нас на территорию новодельной мифологии, эзотерики и фэнтези.
В большинстве случаев (то есть, если ты, например, не начитался псевдоязыческих талмудов и не решил насаждать Веру Предков огнем и мечом) всё это довольно безобидно. Во всяком случае, для массовой культуры: она стерпит, переварит и адаптирует под себя если не всё, то очень многое. Она сплавит язычество с православием, средневековье с новым временем, мифы с реальностью и в результате выдаст вполне себе удобоваримый и яркий развлекательный продукт или новодельную «вековую традицию», которая приживётся, а может даже станет какой-нибудь духовной скрепой
Но что нам до массовой культуры, когда речь идёт о нас самих, о нашем личном восприятии истории, о нашем уровне образованности и о нашем, в конце концов, самоуважении? Упрощение нормально для масскульта, но не подходит для нас. И беда в том, что школьная модель преподавания истории
Но это всё общие рассуждения, а с конкретикой вот что. Проект «Этнопросвет», который стартует уже 14 декабря, будет длиться весь год. Его разделили на четыре сессии: зимнюю, весеннюю, осеннюю и летнюю
Вводная зимняя сессия будет посвящена основным вопросам цикла (из чего и из кого состоит город, его население и современная территория). Весенняя
14 декабря проект стартовал с лекции Александра Черных и концерта «ТриголОса» при участии дуэта Весты Вайгель и Владимира Новокрещенных, Этногруппы «Сулман», Радика Гарипова Гульнары и Динары Есенеевых. Дальше будет ещё разнообразнее и любопытнее. Подписывайтесь на нас в соцсетях
Рекомендуем почитать
Топонимические войны. Пермь и новая волна переименований в стране
Почему в Японии нет такого понятия, как «любовь к женщине»? Семь книг про историю и культуру Страны восходящего солнца
Новое на сайте
В Кудымкаре новый дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья, стал разрушаться. Жильцов попросили съехать до 1 мая
«Они увеличили сроки в три раза». Что не так с новым порядком согласования митингов в Пермском крае
Подснежники с запахом. Как спасти весенний город от собачьих экскрементов?
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+