Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке
Счастливый понедельник: Музыка на компакт-кассетах
Что такое кассетная культура или кто и зачем в век почти тотального цифрового звука издаёт свою музыку на магнитофонных кассетах?
В прошлом выпуске «Счастливого понедельника» я рассказывал о феномене современного самиздата
Компакт-кассета была представлена в 1963 году корпорацией Philips. Относительно дешёвая и удобная в обращении, компакт-кассета долгое время (с начала 1970-х до конца 1990-х) была самым популярным носителем, на который можно было НЕОДНОКРАТНО копировать аудиоинформацию.
С появлением компакт-кассет изменилась ситуация в рекорд-индустрии. Записывать и перезаписывать музыку теперь мог каждый, и это привело к небывалому расцвету «независимого» движения. Возникла так называемая кассетная культура, когда десятки тысяч молодых «неформатных» музыкантов обменивались и торговали своей музыкой
Крупные звукозаписывающие компании отреагировали на популярность аудиокассет крайне нервозно. Угроза домашнего тиражирования и нарушения копирайта оказалась для них настолько серьёзной, что лоббистские ассоциации крупных кино- и аудиопроизводителей пытались в суде запретить продажу соответствующей техники потребителям. Домашнее переписывание, породившее волну новой нестандартной интересной музыки, в рекламных кампаниях Британской фонографической ассоциации объявлялось убийцей искусства. К счастью для мейджоров, в начале 1990-х рынок завоевал появившийся ещё в 1980-е компакт-диск, который переписывать было нельзя.
Кассеты ушли из большого бизнеса. Ушли, чтобы из носителей звука стать новой субкультурой! Дело в том, что если раньше
Появились лейблы, которые специализируются только на выпуске кассетных релизов, фанзины, посвящённые кассетной культуре, сеть дистрибьюции. Вся эта инфраструктура строится на принципах, которые совсем не похожи на шоу-бизнес и которые основаны, как и зиноделие, на принципе DIY и Обмена. В основном на кассетах издаются экспериментальная, шумовая и lo-fi музыка, различный аутсайд и маргиналы. Редко когда тираж одного релиза бывает больше 300 кассет. Стоимость тоже невелика
Зачастую издатели вкладывают в оформление кассет столько фантазии и креатива, что простые коробочки из пластмассы превращаются в интереснейшие художественные артефакты. За последние несколько лет количество кассетных лейблов в России заметно увеличилось. Многие издатели вдохновляются успехом Full of Nothing из Петрозаводска. Сейчас это один из самых авторитетных кассетных лейблов в мире. В 2013 году в Санкт-Петербурге запустился цех по производству аудиокассет GoTape, что говорит о растущей популярности явления.
В Перми уже пару лет существует кассетный лейбл Pikkalma, который выпускает альбомы таких пермских групп, как Lo-Fi Woman, Cockamamie, Markaria Rho, «Пражский Студент», O. I. T. M. A. C. T. T. A... Рулит лейблом всё тот же многорукий Алексей, с которым мы познакомились в прошлом выпуске. Мне кассеты очень нравятся, но оцениваю я их всё-таки больше с точки зрения эстетики и дизайна, нежели с точки зрения музыки. Кроме того, я не всегда до конца понимаю мотивы музыкантов и издателей кассет. Мне видится в этом действии материальность, эскапизм... Как будто башня из магнитной ленты.
Что думают по поводу кассетной культуры сами музыканты и издатели, я решил узнать, задав им всего один вопрос: почему именно компакт-кассеты?
Алексей (Пермь, музыкант, издатель лейбла Pikklama):
Роман (Пермь
Pasha Hoober (Москва, музыкант, издатель лейбла Johns Kingdom):
Vladi Rabinzon (Екатеринбург, букинг-агентство Noisefishin):
Спрятанное Ружьё (Петрозаводск, музыкант, издатель лейбла «Крапива»):
Вокруг нас много интересных и удивительных вещей. Вы просто не видите их за тем потоком информации, которую получаете в два клика. Иногда, вместо того чтобы смотреть ролики на YouTube, полезно ощутить материальность мира, вставив кассету в старый Walkman, или прочитав бумажный фанзин, или просто сходив на живой концерт. Попробуйте!
Выражаю большую благодарность «Пражскому студенту» за помощь при подготовке этого материала!