Привести настройки чувствования к готовности. Режиссёр Андрей Максимов и студия развития личности «Фенёк»
«Социальные эксперименты» мы привыкли воспринимать настороженно — как литература, так и окружающая жизнь учат нас тому, что от них лучше держаться подальше. Но есть и счастливые исключения — например, результат эксперимента «Постдраматического театра» Андрея Максимова, который состоится в Центре городской культуры 22 марта, точно будет исключительно позитивным. Чтобы понять, почему мы в этом так уверены, достаточно познакомиться с Максимовым — режиссёром и куратором театральных проектов, который проехал почти всю Россию, поработал с Константином Хабенским и вернулся в Пермь, чтобы открыть здесь школу развития личности.
Андрей Максимов всегда считал Пермь городом возможностей и однажды почувствовал желание переехать сюда из Москвы. Вместе с супругой Ириной они решили создать в Перми студию под названием «Фенёк», в основу которой легло использование театральных инструментов
«»Фенёк» направлен на развитие и осознание себя и собственного тела,
— объясняет Андрей.— Вспомните театр психологического реализма Станиславского— в его основе лежит путь от внутреннего к внешнему. Внешняя форма— тело— проявит внутреннее переживание, только если мы владеем телом как инструментом. А инструмент нужно познавать, изучать его возможности и границы».
Иными словами, «Фенёк» создан как школа комплексного развития
Андрей отмечает, что студия развития личности отличается от театральной студии хотя бы тем, что задача последней
«Меня не устраивает то, что сейчас происходит в театре,
— размышляет Андрей.— Очень много имитации классического театра. Получается такая еретическая интерпретация источника. Но и с современным театром не все гладко. В 2011 году голландские учёные сформулировали манифест метамодернизма, в котором говорится, что постмодернизм в тупике. Уже отринули всё, высмеяли и смешали всё, это не актуально. Начинается возвращение к личности, к герою и его переживаниям. Всеобъемлющий человек существует на пределе, в рамках собственного сознания и тела».
Андрей Максимов считает, что существует только один способ понимания искусства
О концепции эксперимента, который создатели «Фенька» поведут в Центре городской культуры, Андрей Максимов рассказал следующее:
«Хочу сделать спектакль за три часа, полностью, от и до. В моей голове картинка складывается, однако как это будет на самом деле, абсолютно неясно, и это зависит только от участников эксперимента. Сначала небольшая теоретическая часть
— откуда пошёл и как развивался театр. Вторая часть— генерирование концепции, самостоятельная работа, групповая и индивидуальная. Передача идеи и смыслов через слово, пластику, музыку, танец, видео— любым доступным способом. Третья часть— просмотр, корректировка и организация, некий монтаж в спектакль. Четвертая— проиграем, запишем на камеру, обсудим».
В качестве кураторов экспериментальной постановки Андрей приглашает актёров и музыкантов. Режиссёр предлагает приносить свои стихотворения, видеоарт, музыку, музыкальные инструменты
«У нас будет мало времени, но чем экстремальней, тем интересней,
— считает режиссёр.— Проблема творческих людей в том, что они гасят первый импульс, начинают размышлять, а потом отказываются от идей. Мне интересны первые реакции. Это ещё можно назвать антитеатром».
За три часа Андрей Максимов хочет сделать «рывок вперёд», не ограничивая участников эксперимента заданной темой или инструментами. Как подсказывает Андрею опыт, обычно всё идёт вообще не так, как задумано, а идеи генерируются в процессе. Единственный движитель
«Настоящий творец должен провести интеграцию всего, что существует. Для этого нужно много познать, изучить, иначе ты будешь оставаться на месте. Для того, чтобы идти вперед, нужно сильно бежать, как в книге про Алису в Стране Чудес».
***
- Театральный эксперимент пройдёт 22 марта в 18:30 в Центре городской культуры (ЦГК)