Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Если идёшь через ад, продолжай идти». Музеи и театры в условиях вынужденной цифровизации
В рамках своего проекта «Антихрупкость» бизнес-школа Сколково организовала дискуссионную сессию, посвящённую тому, как вынужденный переход в онлайн сказался на работе театров и музеев. В каком формате теперь возможно взаимодействие человека и искусства, изменились ли паттерны поведения зрителей, получается ли их удержать, когда нет прямого контакта, и как в этих условиях меняются стратегии учреждений искусства?
О работе в период карантина
Дина Сорокина, директор Музея первого президента России Бориса Николаевича Ельцина
Наша аудитория действительно очень существенно изменилась. Наш сайт стало посещать сейчас чуть меньше посетителей, основной платформой контакта с аудиторией стали соцсети. За последние три месяца произошёл мощный рост посещаемости: мы ощутили действительно существенный скачок где-то в апреле, как и многие другие музеи мира, и в целом за три месяца наша онлайн-аудитория сравнялась с показателем всего прошлого года.
Мы запустили несколько мощных проектов, такие как, например, «Мир после пандемии» и многие-многие другие с сотнями тысяч просмотров. Программы, на которые мы получили положительные отзывы не только от нашей постоянной лояльной аудитории, но и со стороны тех, кто пришёл к нам если не впервые, то впервые стал регулярно следить за нашим контентом.
Антон Гетьман, генеральный директор Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Как и многие театры в мире, мы выложили довольно солидный контент на одном из онлайн-кинотеатров, и это 18 оперных и балетных спектаклей, которые показали довольно впечатляющий результат по количеству просмотров
С точки зрения структуры просмотров, абсолютно никаких удивительных вещей не произошло: по-прежнему лидируют классические белые балеты типа «Жизели», лидируют классические оперные названия
Наибольшим успехом, совершеннейшим прорывом стало всё, что случилось с нашими образовательными программами, посещаемость которых увеличилась в четыре раза. География их участников расширилась необычайно: это не только другие города России, но и русскоязычное население из зарубежных стран
Если резюмировать, история с COVIDом создала обстоятельства, при которых мы сделали огромный скачок в работе с цифровыми форматами. Уверен, что если бы это не произошло, то мы бы раскачивались ещё какое-то время.
Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»
Офлайновая активность музея не остановилась полностью. Он принял на себя роль социально ответственной институции, и мы в рамках нашей деятельности поддерживали оказавшихся в сложной ситуации художников, беженцев, мигрантов, многодетных, людей с инвалидностью, волонтёров и врачей в нашем районе вокруг «Гаража», Якиманка.
Об изменении финансовой ситуации
Антон Белов
Но как ни странно, эта лояльность аудитории сыграла прямо фантастическую штуку. К нам присоединилось два новых патрона за время пандемии, которые написали, что «Гараж» единственный ведет себя адекватно и правильно. У нас нет отказов корпоративных спонсоров. Я не могу сказать, что мы расширили аудиторию, всё-таки мы занимаемся достаточно специфическим и сложным проектом, но я могу сказать точно, что наша аудитория осталась с нами и втянула новых людей.
Дина Сорокина
Нам нужно будет пересматривать наши расходы, программы, которые мы будем делать. Онлайн и диджитал позволяет достаточно недорого представлять материалы, какие-то новые программы, но мы все, конечно же, понимаем, что мы должны существовать не только онлайн, что наша основная аудитория всё равно остаётся офлайн.
Антон Гетьман
В той части, которая относится к государственным субсидиям, государственным грантам, никаких изменений не произошло. И это очень приятно, что мы всё-таки сохранили бюджет 2020 года, хотя были такие разговоры и даже поползновения. Это обеспечивает нам возможность оставаться на плаву, обеспечивать среднюю заработную плату не ниже, чем в 2019 году, и обеспечивать все операционные расходы, которые мы вынуждены нести в связи с огромным зданием
Что же касается доходов от продажи билетов
Что касается той части, которая относится к попечителям, значительная их часть успела перечислить свои взносы ещё до пандемии. Хотя не скрою, что двух попечителей мы за это время потеряли по объективным причинам
Работа в условиях санитарных ограничений
Антон Гетьман
Первый вариант
Моя позиция по этому поводу отличается от взглядов некоторых моих коллег. Стоит вспомнить Уинстона Черчилля, который сказал: «Если ты идёшь через ад, уже иди». Мы на сегодняшний день имеем довольно ясный список проблем, а если сейчас идти по принципу переписывания партитуры Верди на пятнадцать музыкантов и переставлять спектакли, мы сами себе организуем следующий ворох проблем, с которыми не справимся. Во-первых, это стоит огромных денег, никто бесплатно переписывать партитуры не будет. Переставлять спектакли
Мне ближе позиция максимально сохранить нормальный формат работы театра, к которому мы все привыкли. И если правительство, санитарно-эпидемиологические службы категорически будут настаивать на шахматной рассадке, я бы, наверное, склонялся к варианту ждать до того момента, пока все ограничения не будут аннулированы.
Помимо всего прочего, никакая рассадка в зрительном зале не обеспечит безопасности в театре как для зрителей, так и для участников спектакля, потому что до того, как зритель дойдёт до своего места, он должен пройти от главного входа в театр до этого зрительного зала, и там соблюдение какой-либо дистанции ни технически, ни организационно обеспечить нельзя. Кроме того, на сцене в музыкальном театре в некоторых оперных, да и балетных спектаклях одновременно находится до двухсот человек, и говорить о какой-то дистанции просто неуместно. Поэтому применительно к музыкальному театру все эти меры очень сильно смахивают на самообман. А если это самообман, то стоит ли этим заниматься, стоит ли тратить на это силы и, самое главное, деньги, с которыми сейчас и так в общем некоторые проблемы.
Безусловно, что необходимо сделать и как сохранить тот зрительский интерес и уровень посещаемости
О границе между офлайн и онлайн
Антон Белов
Я мечтаю вернуться в потрясающий театр к Антону и приехать в Екатеринбург, потому что я очень люблю эти места. В театр я в детстве, можно сказать, не ходил. Теперь вот я задумался, что за последний год в театре у Антона я, по-моему, был восемь раз. Представляете, что такое
***
Читайте также:
«Коронавирусная сифа»: как пандемия проникает в культуру
«Смайлики станут допустимыми в официальных письмах». Социолог о том, как карантин повлиял на коммуникации и этикет
#изоизоляция. Как пользователи косплеят сюжеты шедевров в домашних условиях
Онлайн-кинотеатры, музеи и библиотеки. Чем заняться на самоизоляции
Рекомендуем почитать
«Я не понимаю, как можно было так поступить с нами и городом». Певица Наталия Пшеничникова об отмене фестиваля «РемПуть»
Усталость, черныши и зомби
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+