Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Разговор с тихоокеанским другом о безумии, топорах и компьютерных играх. Размышления о променад-спектакле «Location / вы находитесь здесь»
Незадолго до открытия Дягилевского фестиваля Пермский театр оперы и балета представил премьеру аудиоспектакля «Location / вы находитесь здесь» (12+). Зрителям предлагают ходить по городу в наушниках и слушать голоса. Большой любитель этого дела, театральный обозреватель «Звезды» Григорий Ноговицын сходил на променад и пришёл в такое замешательство, что в итоге написал очень странный текст, жанр которого мы точно определить не можем.
Я уже говорил тебе, что такое безумие? Нет, не так сразу, не с этого надо начать... Вот современное искусство, какое оно к чёрту современное? Музеи вот эти все со всякими инсталляциями, картинками, скульптурами и прочим, ну или театры там с пероформансами, декорациями мощными, светом, звуком видео и всяким таким. Ну вот что в этом принципиально современного? Да всё тоже самое, что и сотни лет, просто натянуто на наши дни, аки сова на глобус. Компьютеров, проекторов, и колонок звуковых подвезли да успокоились. Конечно, это всё здорово, но что там, блин, принципиально современного, от двадцать первого века? Это я даже не знаю, с чем сравнить... А вот, придумал. Это всё попытки модернизировать топор. Понимаешь, искусство
Поэтому я думаю, что искусство по-настоящему современное
Зато спектаклей-бродилок, фактически взявших за основу те компьютерные игры, стала тьма тьмущая. У нас в Перми (не забыл ещё Пермь-то?) топерича их целых три: про тот, что немцы делали про город, и тот, что наши умельцы про репрессии сваяли, я тебе уже писал. Но вот недавно появился ещё один такой спектакль, на этот раз от Пермского театра оперы и балета, и называется он «Location/Вы находитесь здесь». Знаешь, всегда, когда я вижу такие названия с точками или какими-то другими знаками, мне вспоминается твой любимый «Человек-подушка» МакДонаха, как там писатель на пытках в полиции говорил... Сейчас найду цитату, а вот: «На самом деле я думаю, что это, наверное, самый чудовищный заголовок из всех, что я слышал. В нем две точки. В заголовке не может быть двух точек. На самом деле в нём не должно быть и одной точки. Этот заголовок
Так вот, новый аудиоспектакль в Перми. Там надо снова в наушниках ходить по городу, выполняя чьи-то указания. Это как у тебя в армии было, только с наушниками и никто матом не орёт. Делали его те же самые товарищи, что и «Зону голоса» (ну ту, о репрессиях) автор идеи и композитор
Но это я забегаю вперёд, дружище. В общем, спектакль-променад, и тут всё стандартно: надел наушники и идёшь, куда скажут. Это всё должно стать спровоцированным, но не принудительным исследованием самих себя, других людей и окружающего пространства. Диалогом с городом, его жителями и с человеческим в них. А самое важное
Первое и самое главное
Но вот гуляем мы и слушаем монологи разных людей и речи диктора-проводника и
Просто два часа надо ходить и слушать абстрактные монологи. Ладно бы интересные, так нет, чем дальше, тем скучнее, а искренние и явно подлинные истории разных людей о городе, о «Белых ночах» и прочем личном сменяют явно написанные и искусственные монологи о том, что мы все художники, Одиссеи, или то, что мы все произошли от убийц. И знаешь, что самое смешное
Конечно, тут есть намётки интерактива, но сделанные хуже, чем на тех утренниках которые мы с тобой проводили в лихом студенчестве. Спектакль-променад о городе и людях этот город и людей игнорит так же, как девчонки нас всё в том же студенчестве. Нет, есть пара моментов, например, на пустыре на Ленина о каком-то абстрактном арт-объекте и художниках говорили, и ленту разграничительную лично режиссёр протягивал. Но это было смешно, потому что рядом стоял столб, из которого настоящие художники делали реальный арт-объект. Ещё на Компросе надо было прикинуться экскурсией и потом взять сумку, которую потеряла некая Аня, потом, долго сидя на скамейках у галереи (помнишь, как тебя на выпускном там в кустах полоскало?), слушать её длинный и нудный монолог о том, как она хочет уподобиться поросёнку Петру и свалить из Рашки. Оказалось, что Аня свалила, и зрители могли забрать себе всякие ништяки из её сумки. Вот тут обязан отдать должное авторам, ведь предложить зрителям на спектакле заняться мародёрством
Ну, а позже, уже в сквере Решетникова, было предложение посмотреть на других участников, но уже другими глазами (хотя к появлению другого взгляда ничего не вело), а потом всем обняться. Одна зрительница на это воскликнула «Мы как в автобусе!», и, хоть умри, лучше не скажешь. И на этом интерактив всё. И это почти за два часа. Просто глубокомысленные монологи в этой прогулке были много важнее города, людей и взаимодействия с ними. Так что всё, что говорили про диалог, приглашение внутрь чего-то
И вот тут, мой дорогой друг, мы подошли с тобой к глобальным проблемам, которые таятся в «Location/Вы находитесь здесь», и из-за которых я и начал этот разговор. А начал я его с безумия. Помнишь, откуда та цитата? Конечно, помнишь, ты же из-за игры Far Cry 3 семь лет назад загорелся мечтой переехать туда, где разворачиваются её события
Ведь повторять одно и тоже, надеясь на другой результат, это и вправду безумие. Но ещё большее безумие
По сути это вполне стандартная работа, но создатели пытались сделать что-то современное, модное, молодёжное. Так же как автор этой статьи натужно пытался чисто веселья и интереса ради превратить рецензию в письмо неведомому другу (а вы думали, автор совсем поехал?) с неуместными цитатами и пошутейками. Всё для того, чтобы ты, дорогой читатель, не заскучал от чтения, как автор за два часа на спектакле «Location/Вы находитесь здесь». Потому что слушать пустопорожние умствования бесконечных монологов было и вправду скучно и неинтересно.
Но я бы не стал так растекаться мыслью по древу, если бы не одно «но», связанное с текстом и структурой этого аудиоспектакля, которое упомянуть принципиально важно. Дело в том, что из-за просто удивительно невнимания к заявленному материалу (городу и людям), все рассуждения в спектакле такие же странные, поверхностные и не очень компетентные, как и приведённые в начале этой статьи размышления об искусстве, топорах и компьютерных играх. И если я загнул в своей пародии, то совсем чуток. Ведь примерно такого уровня монологи и звучат в спектакле, и часто они звучат слишком вторично. Потому что это сплошь псевдофилософские банальности, вроде фраз, что город без людей
Но пика это всё достигает на Заводе Шпагина, где зрителям предлагается встать на Красной площади у цеха № 5. Там запредельно надменным образом сообщается, что вот тут был завод, тут работали рабочие, но работать на заводе это тяжело, страшно и вообще фи, но вот на Красной площади рабочие вспоминали про парады и флаги и прочие атрибуты праздника, и им становилось легче. Дескать, название создаёт значение. В этом эпизоде было прекрасно всё
Из этого откровенно поверхностного подхода к работе с материалом в конце спектакля оказывалось, что все два часа были не каким-то там размышлением, а лишь оправданием закрытия мотовозоремонтного завода и переезда туда культурных институций. Это вышло явно невольно, но финал этого променада считывался именно так
Этим «Location/Вы находитесь здесь» продолжает возникшую у творческих людей Перми странную тенденцию не замечать то, что полторы сотни рабочих завода имени Шпагина просто так выставили на мороз и им теперь трудно найти работу, и, благодаря этому незамечанию, максимально позитивно радоваться новым домикам для искусства. Вон как там сейчас Дягилевский фестиваль развернулся. Мой коллега Иван Козлов про эту проблему полгода назад писал так: «В этой истории слишком много животрепещущей драмы, чтобы просто игнорировать её или записывать в заводское прошлое». Похоже, что за это время животрепещущую драму слишком хорошо научились игнорировать, и тут аудиоспектакль Театра оперы и балета весьма и весьма символичен.
Ведь он буквально кричит
***
Ранее мы публиковали большой разбор иммерсивных спектаклей Перми.
Рекомендуем почитать
«Кармен» как метафора. Александр Михайлов объясняет, как нужно смотреть оперу Константина Богомолова
Новое на сайте
Официальная статистика по коронавирусу в Пермском крае: зафиксировано 105 случаев, скончалось 7 человек, выздоровело 100
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+