X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Константин Долгановский
25статей
Пермь. Чем бы нам помериться?

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

В каком городе ремонтируют больше дорог?

Как выяснилось, даже «год дорожного ремонта» не позволил Перми обойти своих соседей с сокрушительным счётом. А остановись мы на своих обычных среднегодовых объёмах, — и вовсе плелись бы в хвосте.

Пермь

В каком-то смысле у Перми в этом сравнении есть фора: 2016 год объявлен в городе «годом дорожного ремонта». Как много в этом слове... Администрация города в течение года планирует отремонтировать 1 млн квадратных метров дорог, в том числе более 50 улиц или 86 тысяч квадратных метров улиц частного сектора. Это примерно в три раза больше, чем обычные пермские среднегодовые объёмы.

Надо сказать, что заранее подобных рекордов не планировалось, в бюджете были заложены деньги на 300 тысяч квадратных метров. Помогло федеральное финансирование: благодаря ему, властям Перми удалось в три раза увеличить объём ремонта. Всего в 2016 году из федерального бюджета Пермскому краю на эти цели было выделено 500 млн руб., большая часть из которых — 350 млн руб. — пошла на ремонт дорог в Перми. Общая сумма расходов на дорожный ремонт в текущем году — чуть более 1 млрд рублей.

По всей видимости, решение властей о необходимости масштабного ремонта пермских дорог в определённой степени связано с возмущением жителей города. Состояние дорог к середине прошлой зимы спровоцировало не только бесконечные ругательства в адрес администрации города, но и волну публикаций в СМИ. Кроме того, на сайте Change.org была размещена петиция «Требуем ремонта дорог в Перми», направленная на имя президента и губернатора края и набравшая за первый же месяц 7000 подписей.

Хронологически вслед за этим Виктор Басаргин опубликовал в своем блоге пост на тему пермских дорог, в котором упрекал городские власти и требовал от них хорошей работы.

Городским властям, без вариантов, надо эту проблему решить. Дорожное полотно не должно рассыпаться, не простояв и пару сезонов. Можно ссылаться на частые переходы температуры через ноль, как происходит этой весной, находить другие причины. Честно, неинтересно! Повышайте ответственность, требуйте качества. Чтобы его проверять — есть современные лаборатории. Чтобы спрашивать с подрядчиков — есть штрафные санкции. В конце концов, заносите недобросовестных исполнителей в «чёрный список».

В этом же посте губернатор объявил о том, что в 2016 году будет запущен большой проект по ремонту местных дорог.

Жители Перми — не единственные, кто требовал ремонта дорог в этом году. В августе Прокуратура Дзержинского района в судебном порядке обязала администрацию города привести автомобильную дорогу в нормативное состояние. Речь идет о 2-й Шоссейной улице: именно на ней в рамках проверки были обнаружены значительные выбоины, ямы, зафиксировано отсутствие освещения, неисправна ливневая система, что нарушает действующие требования к состоянию дорог.

Для того, чтобы каждый житель Перми мог оценить, как идет «год дорожного ремонта», на сайте администрации Перми создана интерактивная карта дорожного ремонта, на которой в режиме реального времени можно видеть, какие объекты уже отремонтированы, какие ремонтируются сейчас, а какие будут сделаны до конца сезона. По каждому объекту указан подрядчик и цена контракта.

А темпы осуществления работ, тем временем, вызывают вопросы. Если на начало июня было готово 20 % от запланированного объема текущего ремонта, то на середину августа — лишь 50 %, хотя, казалось бы, на лето приходится основная часть ремонтного сезона. Несмотря на это, слова главы администрации дышат оптимизмом:

«Если мы и дальше будем также грамотно расходовать городские средства, привлекать финансирование из вышестоящих бюджетов, вовремя проводить конкурсы, то пермяки заметят значительные изменения в качестве улично-дорожной сети», — уверен Дмитрий Самойлов.

Между тем, сезон дорожного ремонта в Перми заканчивается в середине октября. Интерактивная карта даёт примерно те же данные: половина из заявленных более чем 80 объектов готова, ещё четверть находится в работе прямо сейчас, но к оставшейся четверти дорожники ещё не приступали.

Надо сказать, что вопросы по организации есть и у министра транспорта РФ Евгения Дитриха. 29 июля он провёл селекторное совещание, где обсуждались вопросы приведения сети региональных автодорог в нормативное состояние, и Пермский край был отнесён к числу регионов-антилидеров по выполнению плана ремонта дорог. На тот момент ещё не были разыграны конкурсы на выполнение работ по ремонту дорог в Ленинском и Кировском районах Перми (27,5 и 35 млн рублей соответственно), а также на капремонт автодороги «Пермь-Ляды» (429,7 млн рублей).

При этом, по данным УФАС Пермского края, аукционы на строительство, ремонт и содержание дорог в Перми нередко заканчиваются судебными разбирательствами. Например, в октябре 2015 года арбитражный суд Пермского края отменил итоги торгов по содержанию и ремонту дорог Кировского района Перми из-за сговора двух их участников.

Екатеринбург

Оценки текущего состояния дорог в столице Среднего Урала весьма неоднозначны. С одной стороны, журналисты «России 24» в ходе недавнего автопробега Москва-Омск, поставили им 3,58 балла и назвали эту оценку «хорошей». С другой, в ходе апрельского совещания, посвященного улучшению состояния региональных и муниципальных дорог, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что Екатеринбург — одна из двух региональных столиц в России, где ситуация наиболее критическая.

Казань ПЕРМЬ Нижний Новгород Екатеринбург Киров Уфа Ижевск Челябинск 9 11 25 59 75 80 85 107 Место Казань ПЕРМЬ Нижний Новгород Екатеринбург Киров Уфа Ижевск Челябинск 9 11 25 59 75 80 85 107
Рейтинг качества дорог, составленный ОНФ в 2015 году (место из 117 возможных)

Отчасти благодаря вниманию министра, этим летом город переживает масштабный дорожный ремонт. Всего на ремонт дорог Екатеринбурга в этом году будет потрачено 1,4 млрд рублей, причём местные СМИ отмечают, что это максимальная сумма за последние 5 лет. Такой рывок, как и многое из происходящего сейчас в городе, в значительной степени объясняется подготовкой к чемпионату мира по футболу, который пройдёт в Екатеринбурге в 2018 году. Серьёзная реконструкция предусматривает изменение полосности дорог, конфигурации перекрестков и строительство парковок.

На эти средства планируется отремонтировать порядка 850 тысяч квадратных метров дорог или 65 объектов. При этом по состоянию на начало августа власти отмечали, что работы ведутся в соответствии с графиком или даже опережая его.

Конечно, тут не обошлось без федеральных денег, в этом году город получил из Москвы 450 млн рублей. Остальные источники финансирования таковы: 120 млн рублей — городской бюджет, 830 млн рублей — областной Дорожный фонд.

Несмотря на значительную помощь федерального бюджета, имеющихся денег недостаточно. По оценкам главы администрации города, чтобы сделать полноценный ремонт дорог и обойтись без ямочного ремонта, Екатеринбургу необходимо 9,5 млрд рублей, то есть в 8 раз больше, чем он имеет в текущем сезоне.

В этом году дорожный ремонт в Екатеринбурге изменился не только в количестве, но и в качестве. Например, автомобилистов ждёт нововведение: в течение первых суток после окончания ремонта проезд по улицам будет запрещён, предполагается, что это поможет продлить срок службы дорожного покрытия. Кроме того, на заседании у профильного вице-мэра чиновники обсуждали причину быстрой потери качества нового дорожного полотна и сошлись на том, что причина — в слишком тонком слое асфальта. Теперь решено внести изменения в конкурсную документацию: в скором времени в условия городских дорожных торгов будет заложена новая толщина материала: 12 см вместо 10 см, требуемых сейчас.

Челябинск

Ещё два-три года назад все приезжие восхищались качеством дорог в Челябинске, а теперь ситуация обстоит совсем иначе. Челябинская область, а вместе с ней и сам Челябинск, тоже были отмечены вниманием министра транспорта РФ: по его словам, состояние дорог в регионе является критическим. С такой оценкой соглашаются и журналисты «России 24»: они поставили городу одну из наименьших оценок — всего 2,95.

Казань Екатеринбург Пермь Ижевск Нижний Новгород Челябинск 4.06 3.58 3.34 3.14 2.97 2.95 Оценка (max=5) Казань Екатеринбург Пермь Ижевск Нижний Новгород Челябинск 4.06 3.58 3.34 3.14 2.97 2.95
Оценка качества дорог, поставленная городу в рамках автопробега «Москва-Омск» (2016)

Между тем, в этом сезоне из федерального бюджета на ремонт дорог Челябинск получил не так много, всего 200 млн рублей — это половина того, что получил регион в целом. Тем не менее, по остальным параметрам город идёт ноздря в ноздрю с Пермью. Общие планы по ремонту дорог тоже составляют тут 1 млн квадратных километров, и на середину августа здесь тоже было готово чуть более половины.

Однако в то время как в Екатеринбурге размышляют над повышением требований к работе подрядчиков, в Челябинске общественники проверяют качество только что отремонтированных дорог и ставят «неуд». Ещё бы: глубокие дыры, в которые проваливаются колеса, местами проступает старый асфальт, на новом покрытии стоят лужи.

Владимир Бурматов, депутат Государственной думы:

Данный участок дороги, несмотря на то, что был отремонтирован всего два дня назад, уже находится в безобразном состоянии. Нас поразило то, что на новом асфальте уже есть промоины и ямы, канализационные люки закатаны под асфальт, стоят лужи, из-за которых покрытие моментально начнёт разрушаться. Такими темпами весной асфальт сойдёт вместе со снегом. Как и во всех предыдущих ситуациях, мы будем настаивать на том, чтобы акты приёмки работ не были подписаны и ни копейки не было заплачено подрядчику, пока не будут устранены все недочёты, мы будем требовать, чтобы дорога была переделана за его счёт. Помимо этого естественно будет обращение в прокуратуру, которая тоже займётся выяснением причин такого отношения подрядчика к работе. (цитата по up74.ru)

Этот пример далеко не единственный. Наблюдатели проекта «Народный контроль» зафиксировали на улице Салютной нарушение всех стандартов ГОСТа и сделали вывод, что данный участок является аварийным. Трагизма ситуации добавляет и то, что эту же улицу уже проверяли месяц назад и дали дорожникам время на устранение недочётов, однако это не было сделано. Сейчас на улице можно увидеть следующее: дорога сужается, а потом становится шире, причем разница в некоторых случаях достигает полуметра — причём всё это неподалёку от центра города.

Некоторые только что отремонтированные дороги города не проходят проверку дождём. Например, после того как дворовой проезд в м/р Парковый закатали в асфальт, его стала затапливать вода.

Все эти проблемы, иногда очень серьёзные и, безусловно, свидетельствующие о неудовлетворительной организации ремонта и приёмки работ, странным образом соседствуют в челябинских СМИ со спокойной и даже убаюкивающей риторикой властей. Такого, кажется, нет ни в Перми, ни в Екатеринбурге.

Но если всё-таки говорить о положительном опыте Челябинска, то следует упомянуть принятое в этом году решение отказаться от ямочного ремонта в пользу среднего с заменой верхнего слоя. Как и в случае екатеринбургского нововведения по увеличению толщины асфальта, это, конечно, дороже, но власти рассчитывают, что эффект оправдает затраты.

Кстати, этим летом в регионе был принят закон, позволяющий наполнять дорожный фонд за счет «других источников». Как уточняется, этот закон в первую очередь создавался для горнодобывающих и строительных компаний, техника которых разбивает дороги. Некоторые из них и раньше выступали с инициативой компенсировать причинённый ущерб, но этого не позволял делать закон — теперь это стало возможным. В дорожную сеть Челябинска также готовы вложиться инвесторы, намеренные построить в области магазин IKEA.

Но самое главное — впереди у Челябинска саммит БРИК и ШОС, а это, по оценкам челябинского вице-губернатора, от 2 до 4 млрд рублей только на строительство и ремонт дорог. Эти деньги город получит сразу, как только будет определен источник финансирования.

Ижевск

Этот город не может похвастаться хорошими дорогами: в составленном в прошлом году ОНФ рейтинге качества дорог Ижевск занимает 85-е место из 117-ти. Сами горожане, устав от дорожных ям, весной этого года попытались привлечь внимание властей к проблеме очень нестандартным способом. В самом центре города неизвестные закопали часть ям песком, снабдив их крестами и надписями «Асфальт 2014-2015, помним, скорбим». Со стороны всё это очень напоминало могилы.

Фото: glazov.su
Фото: glazov.su

Однако если говорить об общественных инициативах в сфере дорожного строительства, обязательно стоит упомянуть сайт «История ремонта дорог Ижевска». Это серьёзный проект, созданный в этом году активистами общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» и дающий подробнейшую информацию о дорогах Ижевска. Один из его компонентов — интерактивная карта, на которой отмечены не только готовые, ремонтирующиеся участки и те, которые будут отремонтированы в 2016 году, но и «убитые участки дороги», не включённые в план. По ремонтируемым улицам указана не только стоимость работ, площадь и протяжённость участка, но и тип ремонта, например: «Один слой. Срезка 5 см, разлив битума, выравнивающий слой тип Б марка II, ремонт колодцев». На сайте едва ли не в онлайн режиме можно следить за ходом ремонтных работ (информация иллюстрируется фотографиями), там же агрегируются сообщения СМИ на дорожную тему. Но, возможно, самый важный раздел сайта — история ремонта каждой улицы города начиная с 2012 года. Также активисты ведут мониторинг дорог с истекающим сроком гарантии.

Фото: af18.ru

Интерактивная карта ремонта дорог появилась и на официальном сайте Ижевска. В отличие от пермского аналога, на этой карте можно увидеть не только ремонтируемые объекты, но и находящиеся на гарантии. Причем сервис сайта позволяет сообщить о выявленных дефектах на гарантийных участках дорог. На карте указаны все объекты дорожных, а также земляных работ, есть режим, позволяющий увидеть просроченные подрядчиком объекты.

Фото: izh.ru/i/map

Вообще, в отличие от Перми, которая по большей части осталась без гарантийного ремонта дорог, в Ижевске выдано более сотни предписаний подрядчикам по выявленным повреждениям, которые они должны устранить за свой счет.

Что же касается ремонтов городских дорог в текущем году, то в плановый список было включено 64 объекта. Общий бюджет составляет 955 млн рублей. Сумма федерального финансирования ремонта ижевских дорог — 82 млн рублей, еще 593 млн рублей город получит на эти цели из республиканского дорожного фонда, а 280 млн рублей выделит собственно городской бюджет.

В отличие от остальных трёх городов, где ремонтные работы будут вестись, что называется, «до упора», в Ижевске их планировалось завершить до конца августа. На осень оставят лишь несколько объектов в частном секторе, где нужно выполнить щебенение.

***

  • Читайте интервью с Борисом Юшковым, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой автомобильных дорог и мостов ПНИПУ, и Денисом Смагиным, участником общественного движения «Мы скорбим по пермским дорогам», о том, кому выгоден постоянный ремонт дорог.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+