X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Ярослав Чернов
162статьи
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Годы театра. Закулисье прошлого на выставке «Магия старинного театра»

В Пермской художественной галерее открылась выставка «Магия старинного театра» (6+). На ней представлены подлинные материалы по истории дореволюционного театра в России из фондов московского Музея-усадьбы Останкино. Естественно, театральный критик Григорий Ноговицын не мог пройти мимо такой выставки и рассказывает, почему крайне компактная экспозиция позволяет взглянуть в далёкое прошлое.

Если вы вдруг забыли, то напоминаем — 2019 год объявлен в России годом театра. Как и прочие года чего-либо, этот обернулся простой формальностью, на фоне которой всякая запретительная и закрывательная дичь в театральном деле просто стала выглядеть ещё более дикой (хотя казалось бы, куда ещё). Также этот год стал юбилейным для московского музея-усадьбы Останкино — сто лет исполнилось со времени открытия музея в театрально-дворцовом комплексе, построенном в конце XVIII века.

На данный момент этот комплекс, построенный при графе Николае Шереметьеве, является единственным сохранившимся в России театральным зданием того времени со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами. Так что неудивительно, что именно в этом музее собраны уникальные артефакты из российского театрального прошлого. Именно к его юбилею приурочена выставка в Пермской художественной галерее, рассказывающая о старинном театре и его значении в жизни людей XVIII — XIX веков.

Фото: Ярослав Чернов
Фото: Ярослав Чернов

Всего на выставке «Магия старинного театра» представлено более сотни экспонатов. По словам директора музея-усадьбы Останкино Геннадия Вдовина, более половины из них ранее не выставлялись, и пермяки смогут увидеть их первыми. И на первый взгляд, в такие масштабы выставки довольно сложно поверить, ведь она занимает три небольших зала на втором этаже галереи и кажется весьма и весьма компактной, что слегка смазывает впечатление.

Наверное, всё дело в том, что значительную часть экспозиции составляют предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, украшенные модными на те времена сюжетами на театральную тематику. Это и миниатюрные фарфоровые статуэтки, вышивки, веера, картины и гравюры. Среди них есть и коллекция аксессуаров начала ХХ века, принадлежавшая певице Надежде Даниловне Бельской. Также в двух залах можно увидеть книги с пьесами и даже музыкальные инструменты. Но все эти мелочи за счёт своей многочисленности, разнообразия и колорита, если внимательно к ним приглядеться, работают на создание образа того, как театр жил в прошлых веках — так там играли артисты и почему он был важен для зрителей. На это же впечатление работают и портреты актёров XVIII века в прославивших их сценических амплуа.

Фото: Ярослав Чернов

Хотя колоритнее всего выглядят настоящие сценические артефакты прошлого, например, бутафория (вот такая ирония) — шлемы и каски, стрелы и лук конца XVIII века, которые выглядят почти как настоящее оружие, и платья героинь спектаклей. А в самом начале выставки размещены одни из самых удивительных в этом отношении экспонатов — оригинальные театральные светильники (после работы над которыми, по словам Геннадия Вдовина, художник-реставратор музея получил высшую категорию) подробные чертежи и эскизы устройства Останкинского театра, впечатляющие задуманными в них машинерией сцены, и, собственно, сама часть той машинерии — «машина грома».

Правда, это не предмет из прошлого, а всего лишь макет (оригинал в три раза больше) устройства, с помощью которого в былые времена на сцене изображали звуки грома и бури. Причём макет рабочий, и, при желании, каждый из посетителей галереи может его опробовать и огласить залы собора действительно громовым звуком.

Фото: Ярослав Чернов

Но ни один из всех этих экспонатов сам по себе, или все вместе, не раскрывались бы перед зрителями в своей исторической глубине, если бы не одна важная деталь — подробные сопроводительные тексты чуть ли не к каждому стенду. Порой очень длинные, но содержательные тексты, где объясняется, что за артист играл в этом амплуа, для чего был нужен определённый чертёж или почему были популярны маленькие статуэтки на театральные темы. Без этих текстов «Магия старинного театра» просто бы не работала, потому что без бэкграунда все эти старые театральные предметы теряли бы львиную долю той самой магии, пронесённой сквозь века.

В этом, как бы пафосно это не звучало, и можно разглядеть один из главных посылов этой выставки, особенно важный в Год театра. Ведь коллекция музея-усадьбы Останкино наглядно показывает, что все эти годы (среди которых были и довольно трудные) театр в России жил и развивался, а люди его ценили. И это заставляет радостно думать, что раз те годы пережили, то и этот Год театра тоже как-нибудь переживём.

Фото: Ярослав Чернов
Фото: Ярослав Чернов
Фото: Ярослав Чернов
Фото: Ярослав Чернов
Фото: Ярослав Чернов
  • Выставка «Магия старинного театра» будет работать в пермской художественной галерее до 18 августа.

Новое на сайте

«За свободу слова и права человека». Пермяки рассказали, почему они выходят на акции протеста

Юрий Куроптев

В Пермском крае с начала пандемии коронавирусом заболели 38 939 человек. Смотрите все данные в динамике

Сергей Якупов

Общественники предложили лишить сенатора Андрея Климова звания почётного профессора ПГНИУ. Учёный совет вуза отказался это обсуждать

Максим Артамонов

На Пермском пороховом заводе произошёл пожар. Есть пострадавшие

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+