Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Подкаст текстом. Директор Музея современного искусства Наиля Аллахвердиева о работе PERMM с локальным контекстом и проблемах культурной политики города
Мы продолжаем публикацию серии расшифровок наших подкастов. В этом выпуске представлены выдержки из разговора с директором Музея современного искусства PERMM Наилёй Аллахвердиевой о необходимости работы с образовательными учреждениями, о системных проблемах культурной политики Перми и, конечно же, о Заводе Шпагина и новостройке от ПЗСП рядом с музеем.
Послушать этот подкаст, вышедший 16 ноября 2020 года, вы можете по данной ссылке.
«Это важный разговор о том, как вообще должны проектироваться системы»
Буквально за день до того, как опубликовали приказ о втором локдауне, в PERMM открылась выставка учеников школы дизайна «Точка»
То есть в 2014 году у музея была такая репутация, что школы, школьные директора не готовы были приходить в PERMM. И это не про то, что директора плохие или музей плохой, а про то, что была такая коммуникационная и содержательная проблема. Мы год за годом выстраивали эти отношения, потому что у нас, к сожалению, не было таких административных ресурсов, какие есть у выставки «Россия
«Точка» в этом ряду школ
Это важный разговор о том, как вообще должны проектироваться системы. Я последнее время об этом думаю много, потому что это странная ситуация, при которой, например, в городе создаётся музей современного искусства, а сам город к современному искусству не готов, потому что не хватает креативных кадров. То есть в городе не достроена система, не хватает искусствоведческих факультетов. Нет академии художеств, архитектурной академии, которая бы выращивала огромный пул архитекторов, дизайнеров, как это происходит в Екатеринбурге, например. Даже если их выпускники не уходят потом в искусство, они уже имеют базовое образование и совершенно другие интересы. В Перми даже в островках воспроизводства художественных кадров или людей, которые мыслят творчески и, собственно, должны быть близки к тому, что делает наш музей, очень мало компонентов образования, связанных с современностью.
Вот, например, художественное училище или академия художеств. Система выращивает художников, но они, вместо того чтобы становиться частью современности, частью жизни, находятся с ней в какой-то противофазе. И это не потому, что они такие плохие люди, а потому, что их так научили. Сама система на это не настроена.
Музей современного искусства как образовательная институция работает с образами, мы перепроектируем видение людей. Мы машина по переработке этого видения города будущего, друг друга и так далее. Есть такая траектория, в ней мы и находимся. И соответственно, в ней же находится «Точка». Но было бы классно, если бы в этой траектории находились и Дягилевская гимназия с художественным училищем и мы резко усилили бы это направление. Эта тонкая линия, но так она бы стала мощнее. Соответственно, производство кадров и людей и, собственно, новых художников на территории увеличилось бы.
«Социальный заказ сформирован, но именно институции не до конца понимают свою роль в нём»
Это у нас в институте культуры называлось «социальный заказ».
И первое общежитие «кулька».
Но я согласна с Андреем Поповым
Это очень интересные вопросы на самом деле. Когда их начинаешь задавать, то получается, что проблема должна решаться с двух сторон. И если бы она решалась именно так, то появлялись бы синергетические эффекты и обе стороны становились намного сильнее. Сейчас у нас такой альянс с «Точкой». Я восхищаюсь тем, что они делают. Я считаю, что это самый настоящий детский Баухаус. Потому что они не просто занимаются творчеством, они создают реальные вещи для реального мира. Тем, что придумывают дети в этой школе, можно пользоваться. Я сейчас сижу в майке, которую придумали ученики «Точки» в рамках 10-летнего юбилея музея. Мы им заказали дизайн, они это всё разработали, и мы это использовали на протяжении года и сейчас продолжаем использовать.
Система просвещения должна быть и работать. Но работать она должна на одну цель. Вот эта цель у нас не сформулирована с точки зрения города. Пермь
«Мне кажется, что мы в состоянии поднять репутацию Завода Шпагина как концептуального пространства»
Наш город
На первом этапе мы воспринимали пространство Шпагина как своё, потому что нам обещали отдать цех. А потом мы от него дистанцировались, и поэтому для нас там нет ощущения родного пространства. Но самое главное, что для огромного количества молодых художников, которые хотели бы взаимодействовать с Шпагина, был выстроен высокобарьерный формат не демократического пространства, в котором участвует каждый желающий, а объекта строгого режима, в котором нужно получить миллиард согласований, чтобы туда пустили что-то поделать. Получилось так, что все молодые художники оказались за забором этого завода.
А музей современного искусства легко заполняет любые пространства, потому что современное искусство легко работает с любыми масштабами. Но нас там тоже не оказалось. При этом там оказались какие-то другие проекты, типа фестиваля «Просвет», на которые нашлись и бюджеты, и поддержка. Самое главное, что меня в этом всём не устраивает: музей современного искусства туда не пускают, но зато пускают «Просвет», где куратор декларирует философию, что «современное искусство должно быть красивым и понятным». Получается такое выхолащивание современного искусства. Сворачивание его до какого-то оформительского, развлекательного формата.
Получается, что мы находимся в очень непропорциональной ситуации в плане масштаба поддержки музея, его содержательной деятельности, и подобных фестивалей. Выходит так, что музей современного искусства плохой, но есть куча хороших кураторов, которые знают, как работать с современным искусством, вот мы с ними и будем работать на территории Шпагина, находить финансирование и так далее и тому подобное. Поэтому если ситуация в будущем как-то изменится, то мы бы рады были как-то взаимодействовать. Другое дело, что нам очень хотелось бы взять под опеку какое-то конкретное пространство. И отвечать за него содержательно от начала и до конца. Чтобы не было вот этого содержательного винегрета: фестиваль еды, потом фестиваль света, потом у нас Союзмультфильм приехал.
«Здесь не хватает понимания, как должно проектироваться полноценное общественное пространство»
Но ПЗСП испортили нам всю эту историю, и сейчас идёт война из-за высотки. У меня же эта картинка Егошихи из окна кабинета видна. Это такой Пермский вишневый сад, только вместо топора звуки отбойника. Я не понимаю, как такое возможно. Оно просто будет уничтожено этим огромным домом, который даже на рендерах вызывает ощущение ужаса и гробовщика ландшафта. Я не представляю себе, что будет, если они это построят.
«Важно использовать те ресурсы, которые есть»
Это то же самое, что я говорю про образовательные институции. Мы должны образовывать людей. Образовательная система работает с людьми внутри своих институциональных коридоров, а обычная публика, которая давно закончила институты и вообще никак не касается культуры, должна с ней сталкиваться у себя под боком. В каждом районе у нас должен быть музей современного искусства. Это ведь не так дорого, если, конечно, не арендовать помещение, как мы это делаем. Но это очень сильное влияние на изменение качества среды. Такие центры у нас должны быть в каждом районе. И тогда уже идея Шпагина могла бы гипотетически сработать, если бы это был концепт взаимодействия с районами, обмена содержанием, влияния на локации и вообще такой классный бульон, который мог бы там вариться. Так это всё могло бы получиться. А пока не знаю, что там будет.
***
Читайте также: «Сатурн-Р» в полтора раза поднял аренду Музею PERMM. Что это значит? И куда он переедет?
Параллельными дорогами. Как глава Перми не принял доводов против строительства высотки ПЗСП на Егошихе.
Интервью с куратором выставки «Культура материалов» Алисой Савицкой.
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
«Это моя личная боль»: кто и как восстанавливал из руин еврейский сектор Егошихинского некрополя
«Ликвидация „Мемориала“* — это подлость». Роберт Латыпов — о будущем пермской организации
Александр II, Михаил Романов, Фёдор Достоевский и «Королева бензоколонки». Памятники, которые мы заслужили?
Судиться планирую долго и нудно. Пермский политолог Виталий Ковин*, объявленный «СМИ-иноагентом», подал иск в суд
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+