X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 октября 2019
18 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

Владимир Гурфинкель: Сейчас надо ждать, как себя проявят люди

Вечером 15 июля стало известно об увольнении с поста художественного руководителя Пермского Театра-Театра Бориса Мильграма. Бориса Леонидовича обвиняют в срыве реконструкции сцены и гастролей театра «Сатирикон». Это событие стало очередным витком затяжного конфликта между театром и Министерством культуры края. Главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель выразил своё мнение о сложившейся ситуации.

— С моей точки зрения, происходит осознанное, целенаправленное разрушение замечательного театрального коллектива. Зрители активно посещают наш театр. Мы участвуем в большом количестве творческих проектов, мы неоднократные номинанты самых крупных театральных фестивалей нашей страны. Периодически мы представляем нашу Родину за её пределами. Но то, что сейчас происходит, — это просто сведение личных счётов. Это абсолютно осмысленное разрушение театра, которое проводит министр культуры Гладнев.

Все поводы для расторжения контракта с Борисом Леонидовичем либо надуманны, либо это просто враньё. Я в течение трёх лет наблюдаю, какие усилия прилагает Мильграм, чтобы произошла реконструкция сцены. Что касается этой ситуации с «Сатириконом», то, когда мы узнали, что в заявке есть третья организация, которая занимается этими гастролями, предложили их провести без посредника. Ведь кто лучше нас умеет проводить гастроли? Но нам пробовали это навязать. То ли ради какой-то коммерческой схемы, то ли просто по недомыслию. Получалось, что от этих гастролей театр не получает ни дохода, ни выгоды, а только ущерб. Но всё равно, даже если так, договариваться надо заранее. В июле не договариваются о гастролях, если они должны пройти в сентябре. Это возмущало не только нас, но и Константина Аркадьевича Райкина, который, я думаю, ещё выскажется по этому поводу.

Я понимаю, что в мире незаменимых людей нет, но в искусстве есть люди, определяющие его доминанту, создающие ситуацию. Борис Мильграм за двенадцать лет создал театр определённого направления. Его можно изменить, но на это уйдут годы, и театр будет потерян для зрителя. Посещаемость у Театра-Театра — одна из самых высоких в стране, и в любое другое время за неё и за наши «Золотые маски» мы бы получали ордена, медали, переходящие знамёна и награды. Но в Перми, видимо, этого не нужно. Их дело — истреблять искусство. То, что я вижу, — это именно истребление искусства. Это моё мнение как человека, который занимается искусством много лет.

Мы очень надеемся, что деятели культуры и искусства нашей страны не оставят эту ситуацию в покое. Надеемся, что зрители не будут удовлетворены волюнтаристскими действиями министра, который прославился только уничтожением культуры. Я думаю, что труппа не примет тех перемещений, которые задумал один человек, у которого нет никакой художественной идеи, а есть только личная ненависть к Борису Мильграму. Так бывает, когда люди ненавидят людей состоявшихся. Самостоятельность нашего театра сильно раздражает.

Театр хотят разрушить одним ударом. Руководителя вызвали в министерство в пятницу вечером, летом, когда вся труппа в отпусках. Видимо, это сделано в надежде на то, что раз все в отпуске, то люди не выйдут на улицы и не начнут протестовать. Этот тихий и подлый ход сделан специально. Как говорил Шварц, великий драматург, человека проще всего уничтожить, когда он болен или в отпуске. Этого не сделали в середине сезона, когда театр ездит на фестивали, получает «Золотые маски» и представляет нашу страну во Франции на фестивале русской культуры. Нет, это делается в межсезонье, когда все разъехались.

В Перми уже практически разрушено большинство фестивалей и культурных институций. Остались только мы и оперный театр. Если уберут Мильграма, то Театр-Театр будет разрушен. Дальше надо только убрать Курентзиса, чтобы разрушить Оперный театр, и тогда всё будет управляемо, подчиняемо и очень просто. И тогда, посреди пустыни, можно будет чувствовать себя начальником.

Ни у Мильграма, ни у Пичкалёва, ни у меня нет проблемы с востребованностью. Мы будем востребованы в стране и в мире, если мы не будем нужны в Перми. Но хотелось бы понять, насколько городу нужен театр. Сейчас важно то, как выступит пресса, депутаты, как себя проявят коллеги из других театров. В прошлом году хотели убрать Анатолия Четина, замечательного директора Кудымкарского театра, но его отстояли. Не подписывали контракт с Курентзисом, и это длилось несколько месяцев. И эта история всё время повторяется. Но чему тогда будет радоваться Пермь? Ушедшим успехам и тому, что когда-то было? Какая перспектива у художественных институций города, если никто не знает, чего ожидать от министерства культуры? Сейчас надо просто ждать, как себя проявят люди.

Это испытание уже длится довольно долго: все фестивали замордованы, и только мировая слава спасла Курентзиса от многократных нападок министерства культуры. Сейчас просто взяли и уволили одного из лучших театральных режиссёров страны. Но разве такое может быть? Можно ли представить человека, убивающего курицу, несущую золотые яйца? Нет, вы скажете, что он сумасшедший. Но если это одобрит власть, депутаты, общественная палата, а общественность промолчит, значит, город достоин того будущего, которое ему предрекают такие руководители культуры.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь