X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

«Музей и коллекционеры»: Собиратели времени

В пермской государственной художественной галерее продолжаются мероприятия юбилейного, 95-го года. В самом музее об этой дате говорят как о «пяти шагах к столетию». Очередным таким шагом стала открывшаяся в галерее 16 февраля выставка «Музей и коллекционеры», на которой представлены экспонаты из частных коллекций Виктора Селиванова и семьи Курановых

Выставка размещена в трёх залах так, что коллекцию русского и зарубежного фарфора XVIII-XX веков Григория и Галины Курановых разделяют экспонаты из коллекции изобразительного искусства XVIII-первой трети XX века Виктора Селиванова. В первом зале выставлены антикварные тарелки с рисунками фруктов, поэтому это собрание называется «Райское яблоко. Сады Эдема». Аннотация в первом зале гласит, что собирать коллекцию Григорий Куранов начал почти случайно, в 1991 году, купив в антикварном магазине недалеко от галереи несколько западноевропейских тарелок.

Сегодня в этой коллекции насчитывается около 1200 тарелок 150-ти заводов 12-ти стран — от России и Франции до Японии и США. В основном это период середины конца XIX века и первой трети XX века. В 2008 году коллекция тарелок семьи Курановых стала номинантом на включение в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое собрание антикварных фарфоровых тарелок с изображением цветов и фруктов.

Фото: Тимур Абасов

Григорий Куранов, коллекционер:

Было три периода сбора коллекции. Первый, когда было трудно, и просто найти тарелку было за счастье, а с фруктами тем более — цеплялся за неё зубами и не отпускал из рук, пока не покупал. Затем наступил период, когда экспонатов стало много, уже стал в этом мире более-менее известен, стали что-то предлагать, и я уже понимал, где что есть, куда ехать смотреть, как искать в интернете. А сейчас третий период, когда ты берёшь вещь не просто потому, что на ней фрукты, а когда она действительно раритетная и заполняет некий смысловой ряд — например, это завод или страна, которой у тебя нет, или рисунок с необычным сюжетом. Сейчас такой период, когда что-то новое, что-то интересное, что-то, что повышает уровень твоей коллекции, снова трудно найти.

Фото: Тимур Абасов

Трудно поверить, что некоторые из этих тарелок в своё время использовались для еды. На кое-каких, если постараться, можно даже разглядеть следы от вилок и ножей. Есть здесь и несколько уникальных и очень редких экземпляров. Например, тарелка с литографией рисунка Сальвадора Дали или четыре тарелки так называемого атласного письма, на которых очень подробно, в мельчайших деталях изображены листья и ягоды.

В следующем зале расположены экспонаты из коллекции изобразительного искусства Виктора Селиванова. Хотя хронологические рамки его коллекции гораздо шире, доминанта этого собрания — русское искусство Серебряного века. Здесь представлены картины работы известных художников того времени — Крымова, Сапунова, Бенуа, Денисова, Лентулова, Лансере, Виноградова, Горбатова.

Фото: Тимур Абасов

По словам Виктора Селиванова, он тоже увлёкся коллекционированием по воле случая, причём активно заинтересовался именно Серебряным веком, который он просто любит. Ему удалось собрать настолько многообразную коллекцию, что работы из неё регулярно участвуют в выставках главных музеев страны, в частности Государственного Русского музея и Третьяковской галереи. И аналогов такому собранию первоклассных памятников художественной культуры нет в российских частных коллекциях. Но в коллекционировании произведений именно Серебряного века есть определённые трудности:

Виктор Селиванов, коллекционер:

Если взять, например, мировые фонды изобразительного искусства того времени, то получается нонсенс. В процентом соотношении у нас в десять или двадцать раз меньше этих фондов, чем во всём мире. Потому что любая антикварная лавка на Западе заполнена довольно приличными работами очень хороших художников, которых у нас никогда не было. В период советского времени кануло в лету большое количество собраний, поэтому фонды как таковые этого же начала ХХ века очень минимальны и разобраны по коллекционерам. И когда 25 лет назад пошёл интерес к истории России, то эти фонды быстро стали заканчиваться. После этого пошла вторая волна, когда стали вытаскивать то, что вывезли когда-то за границу. И эта волна сейчас закончилась. Поэтому это всё очень трудно искать, и если ты заинтересовался российским Серебряным веком, можно сказать, что это штучный товар.

Фото: Тимур Абасов

Так, например, среди экспонатов на выставке «Музей и коллекционеры» есть картина «Пейзаж», написанная в 1910 году Давидом Бурлюком — поэтом, одним из основоположников футуризма и другом Владимира Маяковского. Давид Давидович прожил долгую и творчески плодотворную жизнь, но найти его картину именно периода расцвета Серебряного века крайне сложно, поэтому Виктор Селиванов ей гордится особо.

Есть тут и работа, которая удивительным образом связана с Пермью. На картине Зинаиды Серебряковой «Балерины в балетной уборной Мариинского театра» 1922 года изображена Екатерина Гейденрейх, знаменитая балерина Мариинского театра, основательница и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища.

В последнем зале выставки представлены чайно-кофейные пары, произведённые в российской империи до 1917 года. Всего в коллекции имеется более 300 марок и клейм русского фарфора, 16 из которых ранее нигде не публиковались.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

По словам Галины Курановой, это самая крупная подобная коллекция в России. В этом разделе выставки коллекция семьи Курановых систематизирована по трём блокам. Первый блок посвящён заводам и фабрикам. Тут представлено всего 56 императорских и частных заводов России, в том числе 18 заводов так называемого Гжельского куста — российского фарфорово-фаянсового центра. Среди этих экспонатов есть и принадлежавшие царской семье — чашки из именного сервиза Александры Фёдоровны, жены Николая Первого, и свадебный сервиз Елены Павловны, дочери Павла Первого.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Второй блок рассказывает о 34 живописных заведениях, которые занимались росписью фарфора. А в третьем блоке представлено 25 торговых заведений России, которые специально заказывали фарфоровые изделия для продажи. Тут тоже есть историческая связь с Пермью — на выставке представлена пара из магазина пермского купца Осипова, магазин которого располагался на Сибирской, 12. Пермский купец заказывал товар в таком объёме, что на заводе Кузнецова на эту посуду кроме собственной марки (по которой коллекционеры и определяют принадлежность экспоната), ставили и марку магазина Осипова.

Фото: Тимур Абасов

По словам президента ПГХГ Надежды Беляевой, выставка, на которой представлены частные собрания, — это определённое возвращение к истокам, ведь в самом начале собрание галереи формировалась именно благодаря коллекционерам, и на протяжении всего ХХ века музей плодотворно сотрудничал с ними. Коллекционеров, представивших на этой выставке свои собрания, Надежда Владимировна называет героями, которые собирают не просто вещи, а само время. А сама выставка, по её мнению, — это событие не только пермское, но и российское, потому что такой уникальный показ позволяют себе только столичные музеи, и в российских регионах это первая выставка такого уровня и с таким уникальным подбором произведений.

Новое на сайте

«Я ничего не боюсь и вас призываю не бояться». Алексея Навального задержали в аэропорту Шереметьево

Юрий Куроптев

Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса скончалось 9 человек

Редакция
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+