X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов

«Позадом»: выставка, которую вы пропустили (а зря)

В прошлом году музей PERMM реализовал проект под названием «Общий двор», о котором мы подробно писали — это был такой опыт «комьюнити-арта» для людей старшего поколения (55+). Несмотря на то, что тема памяти год назад не была заявлена, многие проекты его участников и участниц всё равно строились на воспоминаниях — благо, людям старшего возраста всегда есть, о чём рассказать и чем поделиться. Поэтому на новом этапе проекта эта тема была чётко обозначена — в 2018 году он стал называться «Вспомни город». Всё лето полтора десятка человек под руководством художников Петра Стабровского, Любы Шмыковой, Игоря Рябова и группы «Фрукты» придумывали и создавали свои объекты паблик-арта. Почти все они делались в городской среде, и только группа Рябова в итоге создала камерную выставку, основой для которой послужили предметы, памятные для каждой из участниц. Получилось очень трогательно, поэтому мы не смогли не показать её вам.

«Позадом» — это выставка реди-мейда. Недавно мы рассказывали об этом направлении в искусстве по случаю приезда в ЦГК выставки «Явились, чтобы показать» и делали интервью с её куратором Сергеем Баландиным. Если коротко, реди-мейд — это превращение в произведение искусства уже существующего объекта. Такой акт может быть самодостаточным, но в современном варианте реди-мейд — это не столько сам объект, сколько связанная с ним история. Именно несколько авторских историй участниц проекта «Вспомни город» лежат в основе выставки «Позадом» (этим забавным термином одна из них в детстве обозначала пространство за домом, в котором происходили встречи и игры). Поскольку выставка едва втиснулась в плотный выставочный план музея PERMM, она экспонировалась считанные дни и к тому же не особо афишировалась, поэтому её мало кто успел увидеть живьём. К счастью, у нас есть возможность показать её вам и процитировать несколько трогательных житейских историй, связанных с предметами быта.

Фото: Иван Козлов

«Мама, почитай-ка» (Валентина Падерина)

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Эта книга Пермского издательства дорога своей историей для моей семьи. В 1971 году книги были в особом почёте, но в продаже в магазинах их было не купить — дефицит. Можно было только достать по блату. 14 сентября родился ребёнок, возникла необходимость в детской литературе. По счастью, моя свекровь (Вера Тимофеевна) в это время в 55 лет выходит на пенсию и устраивается продавцом в книжный магазин «Пермь», расположенный на улице Ленина возле ЦУМа. Счастье само прибыло в дом. Это была первая художественная литература у моего сына. Впоследствии сын очень любил читать. А благодаря бабушкиным усилиям было что читать.

Шахматы (Алевтина Елесина)

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Шахматы, в которые играл мой любимый муж, с ним мы прожили 50 лет.

Более 60 лет этим шахматам.

Куклы (Вера Трифонова)

Фото: Иван Козлов

Дитя войны 1943 года. Мама работала в детском саду, меня приносила с собой. Ей приходилось работать, а со мной играли дети, как с куклой. Кукол у нас не было, шили и изготовляли сами. Вязали (салфетки), вышивали, читали, пели под гитару и гармонь. Было весело и гармонично. Не было зависти и злобы.

Половик (Надежда Непогодина)

Фото: Иван Козлов

Этот половик ткала моя бабушка в 1961 году. Он лежал у нас дома. Дома было уютно. Когда бабушка ткала половики, луч солнца падал ей на волосы, было очень красиво.

Корзинка (Надежда Непогодина)

Фото: Иван Козлов

В этой корзинке хранили бельё и делали фотосессию с моей племянницей, когда ей было 8 месяцев в 1973 году.

Попугай (Валентина Падерина)

Фото: Иван Козлов

С моим попугаем какаду связана история, произошедшая приблизительно в 1975 году.

В нашей молодой семье подрастал ребёнок, сын Денис.

Предприятием, где мы с мужем трудились, нам была выделена двухкомнатная квартира. Приближался новогодний праздник. Места в доме достаточно, надо устанавливать королеву праздника — настоящую, натуральную ёлку, закупать игрушки, которые в то время были не в изобилии.

В магазине цепкий взгляд сына выделил среди блестящих шариков, снежинок, сосулек и других необычную фигурку: яркого смешного попугая какаду.

Немало времени прошло, каждый год попугай встречает новогодний праздник с нами, с нашими гостями, разделяя наше настроение, радостно и хитро поглядывая на всех из кущи не пальмовых, а еловых веток, к которым он привык. А главная ценность этой заморской птицы в том, что не каждый ребенок рабочего района мог побывать в теплых южных краях и наяву увидеть столь удивительную птицу, зато представить мог.

Платье (Раиса Арасланова)

Фото: Иван Козлов

В годы Отечественной войны мы жили на улице Малая Ямская дом № 24 (сейчас это улица Краснова) напротив Красного сада (сейчас это сад имени М. Горького).

В саду был летний кинотеатр «Отдых» (его снесли в 1958 году). Там демонстрировали отечественные фронтовые фильмы. В «Отдых» мы стремились попасть правдами и неправдами.

Поскольку вход в сад был платный, мы частенько перелезали через деревянный забор.

Однажды я зацепилась за доску и вырвала клок из своего белого платья. Чтобы мама не заметила прореху, я зашила её чёрными нитками. Мне тогда было всего 8 лет.

Клад (Раиса Арасланова)

Фото: Иван Козлов

На чердаке двухэтажного деревянного дома № 20 по улице Большевистская (сейчас Екатерининская) в первые послевоенные годы ребятами из этого двора был найден схрон бумажных царских денег. Это были большие купюры с изображениями русских императоров.

Часть этих денег досталась моей подруге, и мы с ней придумали закопать клад на кладбище вблизи Храма Всех Святых.

Написали историю о том, что разбойники ограбили купца и спрятали денежный клад. Записку с приметами схрона засунули в бутылку. А бутылку бросили на видном месте. Таких записок написали несколько, но каждая вела не к кладу, а к следующей бутылке с очередной запиской. И лишь последняя вела к схрону.

Позже мы пытались найти свой клад, но не нашли.

Открывашки (Валентина Падерина)

Фото: Иван Козлов

Пробки-открывашки от банок и бутылок были изобретены давно, но в глубинке не было таких приспособлений, население пользовалось самодельными пробками, изготовленными из дерева, бумаги и даже ткани. Появление таких приспособлений стало ноу-хау, хорошим помощником хозяйкам на кухне, служа одновременно пробкой и открывашкой.

Всё это произошло совсем недавно, на наших глазах, при нашей жизни.

Вот такая она — кухонная утварь.

Альбом с фотографиями артистов (Людмила Пономарева)

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Фильмов в советское время выходило на экраны гораздо меньше, чем сейчас, и смотрели мы их в кинотеатрах или по телевизору, а не в интернете, поэтому они все были на слуху. В одну из любимых игр нашего детства сейчас и не сыграешь: нужно было отгадать фильм по первым буквам его названия. Актёры были настоящими кумирами. Их фотографии продавались в киосках Союзпечати и раскупались юными поклонницами моментально. Фотографии коллекционировали, ими обменивались, раскладывали в альбомы, которые лежали на виду и были гордостью хозяйки. А уж если в нём были открытки с актёрами зарубежного кино, например, с Жаном Маре, Джиной Лоллобриджидой, Софи Лорен и т. д., то гордость и зависть удваивались. В общем, лозунг «Важнейшим искусством для нас является кино» был в действии.

Альбом, лежащий перед вами, — это память о моей подруге. В нём много фотографий актёров, которых мы не знаем, и это ещё одна примета времени. Мы переписывались со сверстниками из социалистических стран, это было модно, в школе давали адреса. Вот подружка по переписке и присылала Миле эти открытки, а она ей фото с нашими актёрами.

Бусики (Людмила Пономарева)

Фото: Иван Козлов

В эпоху вечного дефицита нашей юности очень хотелось украсить себя. Вот и появились бусы из ракушек, персиковых косточек, из обмотки проволоки, из глянцевых обложек журналов, которые надо было разрезать на треугольники и скрутить их в бусинки-веретёнышки. Самые крутые бусы у меня были из яблочных семечек, метра 1,5 длиной. Представляете, сколько яблок надо было съесть? Такой вот hand made. А ещё мы делали дизайн ногтей в виде цветочков из «дырочек» от телетайпной ленты, но где её найдёшь сейчас, телетайпную ленту.

PS: стихотворение Раисы Араслановой — эпиграф к выставке

Фото: Иван Козлов

***

Читайте также: Паблик-арт 55+. Как пенсионеры вступили в ряды уличных художников

«Инклюзивная интервенция»: о новом проекте PERMM для людей с инвалидностью

Новое на сайте

Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках

Сергей Сигерсон

В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»

Юрий Куроптев

Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+