ОСАГО: кручу, верчу, но чего хочу...
В последние месяцы разговоров об ОСАГО было немало. Мы попытались разобраться, что происходит и чем это грозит. Сделать это, прямо скажем, оказалось непросто.
О необходимости повышения тарифов ОСАГО участники рынка говорят уже не первый год. В нашей стране ОСАГО действует уже десять лет, и с того момента базовая стоимость страховки (пусть и заложенная с солидным запасом) ни разу не менялась. Страховщики, несущие, по их словам, существенные убытки, предлагали поднять тарифы на 40 %.
В середине лета был сделан первый существенный шаг: председатель Банка России Владимир Чистюхин рассказал о том, что базовый тариф, на основании которого рассчитывается итоговая стоимость полиса, всё же будет увеличен. При этом вместо действующего с 2004 года единого тарифа (его базовая цена
Помимо этого, предусматривалось не только изменение базового тарифа, но и изменение территориальных коэффициентов
Как Центробанк собирался реализовать свой план, не очень понятно, однако в итоге ни о каких коэффициентах речь не идёт
При этом споры между страховщиками и чиновниками не прекращаются. Первые требуют увеличить тарифы, говоря об убыточности ОСАГО, вторые приводят статистику, из которой видно, что повышение лимита можно было бы провести и без увеличения стоимости полиса. Где правда
В связи с этой заминкой во многих регионах отмечены массовые отказы в выдаче полисов ОСАГО: страховые компании банально отказываются страховать машины, ссылаясь на очевидно выдуманные предлоги, будь то инвентаризация бланков или отсутствие связи с базой данных. По словам страховщиков, они не могут работать в таких условиях, поскольку новые правила не вступили в силу по причинам, озвученным выше. Заключать договора по старым правилам тоже нельзя, поскольку предельная сумма компенсации должна быть равна 400 тыс. руб. Ситуация безвыходная, и разрешить её могут лишь на самом верху, однако российская бюрократическая машина с течением времени быстрее работать не стала.
Кстати, ещё раз скорректировать тарифы по ОСАГО Центробанк планирует в апреле 2015 года. Именно к этому моменту планируется вступление в силу ещё одного пакета поправок, который сделает возможным повышение суммы выплат
Что касается эксперимента по «безлимитному» европротоколу, то его внедрение, запланированное на 1 октября, тоже отложено. Правительству необходимо подписать специальное постановление о требованиях к средствам фиксации обстоятельств ДТП. Министерство транспорта, разрабатывающее документ, успело сделать свою работу в срок и направило его в правительство, однако постановление должно еще должно пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономразвития.
По закону, с 1 октября в четырёх регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская область) по ОСАГО предусмотрена возможность при оформлении документов о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (по европротоколу) получить страховую выплату в пределах 400 тыс. руб.
В стремлении избежать случаев мошенничества, закон предусматривает необходимость дополнительной фиксации обстоятельств аварии
Что до самого европротокола, то по этой модели могут быть урегулированы ДТП, участниками которых являются не более двух автомобилей, не нанесён ущерб здоровью и нет разногласий о причинах аварии. Для получения страховых выплат по «безлимитному» европротоколу оба участника ДТП должны иметь полисы с новым лимитом выплат по имуществу, составляющим 400 тыс. руб. Согласно статистическим данным за 9 месяцев 2014 года европротоколом пользовались не более десяти процентов автомобилистов.