X

Новости

Сегодня
19:04 В Пермском крае для лечения пациентов с коронавирусом развёрнуто 2314 коек
Вчера
16:31 Пермские антимонопольщики выявили нарушение закона в тарифах на отопление со стороны «Т Плюс»
12:56 Пермский театр оперы и балета уходит на карантин
2 дня назад
15:52 В Пермском крае прокуратура нашла нарушения трудовых прав заключённых в двух колониях
13:54 В Пермском крае дети со спинальной мышечной атрофией начали получать жизненно важные лекарства за счёт бюджета
13:21 Роспотребнадзор: Вакцинация сотрудников предприятий Пермского края осуществляется добровольно
10:01 Пермский оперный театр отменил ораторию Гайдна «Сотворение мира» из-за болезни дирижёра
22 сентября 2020
14:31 В Пермском крае третий день подряд количество заражённых коронавирусом за сутки больше 70 человек
17статей

Обычно фразу «автор неизвестен» используют, если об авторе того или иного произведения не сохранилось вообще никакой информации. Мы же имеем в виду несколько другое: в нашем цикле материалов речь идёт о самоучках, наивных художниках или аутсайдерах, которые по тем или иным причинам никак не заявляют о себе. А раз они не делают этого сами — за них это делаем мы

Автор неизвестен: Киберпанк Алексея Колупаева

Алексей Колупаев сидит на скамейке в сквере имени Новосёлова и, похоже, немного волнуется. Когда я подхожу к нему, он косится на сумку, из которой, помимо папок большого формата, торчит старый чёрный тубус, и говорит: «Как-то с этим по улице-то... Менты вон кругом».

Тубус и правда выглядит угрожающе — он похож на гранатомёт, с такими уже никто не ходит. Колупаев хранит в нём картины самого большого формата. Он не без труда извлекает их из тубуса, в котором работы, похоже, пролежали последние несколько лет, и демонстрирует мне.

Фото: Алексей Колупаев

Следующие полчаса, что мы просидим в сквере Новосёлова, он будет рассказывать исключительно о своих картинах и почти ничего не расскажет о себе. Я узнаю только самую общую информацию. Вот она.

Алексей Колупаев родился в Карагае (его всегда очень забавлял тот факт, что единственная достопримечательность Карагая — памятник Юлиусу Фучику), затем приехал в Пермь и довольно успешно отучился на филологическим факультете ПГУ. Во время учёбы год отслужил в армии, а потом стал заниматься разными работами, не особо связанными с филологией — то охранял стоянку у того же ПГУ, то сторожил баню. Последние несколько лет Колупаев работает на стройке. Я бы вообще вряд ли узнал о его существовании, если бы не пермский писатель Алексей Черепанов. Колупаев был его одногруппником — они вместе учились на филфаке в начале нулевых, довольно тесно общались и не раз оказывались на совместных тусовках в университетском общежитии, которое после одной из таких тусовок от греха подальше закрыли для посещений.

— Он как-то в момент открыл в себе этот дар, — вспоминает Черепанов, — и примерно к третьему курсу все знали, что он рисует, все ходили к нему в гости, смотрели картины, вроде даже небольшая выставка была в университете.

Фото: Алексей Колупаев

Впоследствии Черепанов предпримет пару попыток продвинуть творчество своего университетского друга, но безуспешно: дело даже не в непрофессионализме Колупаева (он никогда и нигде не учился рисовать профессионально), а в содержании работ — некоторые из них он сам называет «слишком трэшовыми».

Он сходу называет нескольких своих любимых художников, чьё влияние, действительно, чувствуется в его работах: Дали, Пикассо, Брейгель и Босх. И отдельно говорит о графиках: здесь его кумирами оказываются Мауриц Эшер и Гюстав Доре.

Фото: Алексей Колупаев

Рисует Колупаев исключительно ручкой, а с красками и холстами никогда даже не связывался — слишком дорого и хлопотно. Его графика — это технически просто нарисованная, но композиционно сложная мешанина из фантастических, сюрреалистических и киберпанковских образов.

— Да, в общем, я не думаю ничего, просто беру бумагу и рисую линию, а дальше само всё. Точнее, не так: обычно я первым делом женщину рисую, а потом уже вокруг неё всё остальное происходит.

Фото: Иван Козлов

Если приглядеться к картинам Алексея внимательно, практически на каждой из них обнаружится женщина — обнажённая или одетая, частями или целиком, в более-менее привычном или в сюрреалистическом виде. А вот откуда вокруг неё берётся всё остальное, не понимает даже сам художник. Хотя, учитывая его любовь к фантастике, легко предположить, что без фильмов Кроненберга и без книг Лавкрафта или Филипа Дика тут не обошлось.

— У меня все эти картины в шкафу болтаются, а что толку? — грустно спрашивает Колупаев. С художественной карьерой ему всё это время и правда не везло. Он рисовал 15 лет подряд, но за это время так нигде и не выставился — если не считать локальных университетских проектов, про которые уже никто ничего толком не помнит. В какой-то момент ему удалось обратить на себя внимание пермского художника Юрия Лапшина — тот его всячески хвалил и предрекал большое будущее, и воодушевлённый этим Колупаев решил выставиться в рамках салона «Арт-Пермь» в 2011 году.

Фото: Алексей Колупаев

— Вот так вот, со студенчества рисовал, а в последние годы забил, — вздыхает Алексей, вспоминая эту историю. — Никто ничего покупать не хочет, я обломался. Художнику вообще в России тяжело, если ты не Никас Сафронов.

Лапшина тогда подвело чутьё: на «Арт-Перми» Колупаев не продал ни единой картины, только зря потратил 11 тысяч на аренду места. От этого он так расстроился, что со временем почти завязал с живописью, а за последние три года и вовсе ничего не написал.

Фото: Алексей Колупаев

Ему, в общем-то, и некогда было. График работы на стройке, судя по всему, немилосердный — наша с ним короткая встреча произошла девятого мая, потому что во все другие дни он работал с раннего утра до позднего вечера. Так что новых работ авторства Алексея Колупаева не появляется, а старые потихоньку гниют в тубусе:

— Мне Лапшин сказал, мол, все мои рисунки пожелтеют через 15 лет. По идее, им скоро конец придёт, — рассказывает художник (без особого, впрочем, сожаления).

За полчаса мы отсмотрели порядка сорока работ — это примерно треть от общего объёма архива Колупаева. Я заметил только два мотива, относящихся к реальности, а не к фантастике: это Путин и Пермь. Самой трудоёмкой работой, когда-либо сделанной Алексеем, стал лабиринт, в коридорах которого он изобразил практически все пермские достопримечательности — от Оперного театра до Мотовилихинских заводов. Художник называет этот лабиринт «полностью проходимым», но вы можете убедиться, что это не совсем так. В Перми-лабиринте есть вход, но нет выхода. Он кончается тупиком.

Фото: Алексей Колупаев

Рекомендуем почитать

Паста-активизм: как макароны актуализируют архитектурное наследие Перми

Иван Козлов

«Я хочу поверить в бога, которого нет»: искания и творчество Марата Бабарыкина

Иван Козлов

Новое на сайте

Паста-активизм: как макароны актуализируют архитектурное наследие Перми

Иван Козлов

«Власти наконец увидели необходимость принять участие в нашей работе». Как должно быть организовано благоустройство долин малых рек Перми

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+

Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.