X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
7статей

Публикуем отрывки из дневников жителей Пермского края, сохраняя авторскую орфографию и пунктуацию.

«Эту физику я никогда не сдам». Школа в дневниках советских учеников и учителей

В рамках проекта «Прожито в Перми» мы продолжаем публиковать подборку отрывков из дневников жителей Перми и Пермского края. В первую неделю сентября мы решили посвятить её школе. В текстах сохранены авторские орфография и пунктуация.

Из дневника Михаила Луканина

5 июня 1929

«Среда. Был вчера на школьном совете до 12 часов. Суд был короткий и жестокий. Решили выпустить со справкой, т. е. будет дана справка, что я учился в 9ой группе. Аттестата нам не полагается. Ведь из-за одной физики. Говорят, что я ленился. Да это от части правда. В первую ничего не делал, во вторую четверть сдавал два раза и всё безполезно, в третью тоже два раза (результат тоже), в четвёртую плюнул на физику у сложил руки. Сколько ни бейся, а уж видно такая, что ли натура, что ничего не понимаю в этой паршивой физике. Не было у меня книги по физике, а ведь физик, перед тем как спрашивать обязательно задаёт вопрос — „Читали что нибудь?“ А что читать? Нечего. Я думал, что если будут меня разбирать и дадут плохую аттестацию то все громы ударят в головы упрямых преподавателей, да и ребята и сами преподаватели (часть) будут протестовать против этой жестокости, а на деле решили дать только справку а громы не ударили, преподаватели спокойно проголосовали за справку а ребята промолчали. „Ну чтож, ну что же?“ Из преподавателей защищал ребят только Пётр Николаевич. Остальные молча сидели и только иногда поднимали руки творя приговоры на грешные головы учеников.

Скорее я распрощаюсь со стенами школы. А как „Жалко расставаться больно уходить“.

Да я и позабыл сказать что я всё же могу получить аттестат. Для этого надо сговориться с Окроно и с физиком о сдаче зачётов. Мне кажется, что эту физику я никогда не сдам».

Из дневника Зинаиды Таруниной

1951 год

«А как мало читают наши учителя! Это я могу заявить авторитетно. И они не виноваты, они всегда заняты. Вот меня в школе как-то прозвали „советская энциклопедия“ — и когда я узнала об этом спросила: „Почему?“ Мне девочки сказали — Потому, что вы так много читаете, и мы к вам обращаемся со всякими вопросами».

1968 год

«Последний педсовет! В школе страшный холод. Учителя посиневшие, с грустными лицами — в пальто! Все какие-то черные! Я за окном серое небо — темно! Что интересного на педсовете? Цифры-цифры — кто по сколько предметов остается если не работаешь в классе — тоскливо слушать. Что скрывается за этими цифрами? Чья судьба решается? Цифры и фамилии! — голова совершенно тупит от таких педсоветов. А главное классные руководители как следует не подготавливаются, не согласуют вопрос с преподавателеми — неразбериха.

Читает Истомина! Никитенко лит-ра на осень!

-Как? — возмущается преподаватель- У ней столько оценок! Почему на осень.

И в таком стиле идут постоянные выяснения. Есть указания — ученица не успевает по трем предметам — остается на второй год -, а тут вдруг ученика пять-шесть предметов и классный руководитель начинает горячо доказывать, что она сдаст — такая способная. Год не училась, а за две недели все сдаст».

Из дневника Людмилы Поносовой

16 апреля 1963 года

«В классе нет ничего интересного. Многие очень изменились: вот например Беркутова было плохая девочка, ни чем не интересовалась, а сейчас стала до неузнаваемости модничать и воображать из себя что-то. Уже нахватала много троек (я)».

24 апреля 1963 года

«Сегодня я решила описать как прошел сегодняшний день. Встала в 7.30 и всегда очень хотелось спать, но потом размаялась.

Первый урок географии. Писали сам. Работу. Валентина Павловна (кл. рук) чем-то расстроена. После я уже узнала, что у нее сильно болеет ребенок. Потом была проклятая химия. Я очень боюсь химию, потому что на это уроке можно схватить двойку.

После химии русский (тоже довольно скучный урок).

На истории в начале мы много смеялись над Чудиновым.

Потом был труд (2 урока). Этот труд всем давно надоел, домоводство куда лучше».

Из дневника Бориса Кокоулина

11 — 12 декабря 1967 года

«Понедельник прошёл удовлетворительно! Из 9-го класса ушёл с истории: шум, замечания учителя не прислушиваются (они уже извинялись перед мной 3 раза! Сейчас я требую письменные извинения!).

Послал решение 3-х первых задач на конкурс „Учит.газеты“ (См. от 9/XII — 67 г.). Люблю шахматы, хотя сам я липовый игрок!»

Из дневника Василия Молодцова

5 октября 1982 года

«Утром −5°. Ветер утих. Снег неподвижно лежит на крышах. Земля скована. Дети разбивают замерзшие лужи. К вечеру небо расчистилось, заря сильно разгорелась, алым пламенем разлилась по горизонту. Это к морозу. В шестом „в“ провел беседу, рассказал о состоянии школьного дела в дореволюционном Перми».

  • Проект «Прожито в Перми» собирает дневники и воспоминания жителей Перми и Пермского края. Если вы хотите отдать рукопись на сканирование, чтобы текст стал доступен для читателей и исследователей, свяжитесь с командой проекта: perm@prozhito.org.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь