X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

Творец в кризисе: как пермские музыканты пережили 2020 год

23 и 24 апреля состоится музыкальный фестиваль «ПЕРМСКАЯ ВОЛНА». Для продюсерского центра KAMWApro этот фестиваль особенный: изначально он планировался на весну 2020 года, но под давлением ковидных обстоятельств пришлось в экстренном порядке остановить подготовку события.

За пару дней до объявления официального карантина нам удалось собрать несколько музыкантов в студии и провести PERM WAVE в формате онлайн-трансляции.

А затем все внешние процессы остановились...

В течение всего года мы внимательно следили за тем, что происходит с музыкантами PERM WAVE на фоне всеобщего затишья. Для кого-то локдаун стал поводом замолчать, для других, наоборот, — высказаться. Спустя год, накануне перезапуска фестиваля, мы решили поговорить с музыкантами и обозначить тренды, которые проявились в пермском музыкальном контексте, на примере проектов «ПЕРМСКОЙ ВОЛНЫ».

Новые форматы

Иван Степанов, некогда фронтмен инди-проекта «Упалинаушиs», а теперь вольный музыкант; во время вынужденного сидения взаперти изобрёл формат «короткометражные песни», который оказался очень востребованным контентом среди пользователей TikTok.

«Это музыкальные истории до минуты, сопровождающиеся простым видеорядом. И ещё это своего рода фильтр, возможность на стадии заготовки понять, какие идеи резонируют, а какие не очень. Многие мои короткометражки подразумевают развитие, и на „Пермской волне“ я представлю как раз несколько доработанных короткометражных песен».

Ася Алыпова, автор и главное действующее лицо проекта Mrs Major Tom, использовала время карантина, чтобы подумать о жизни, в итоге музыка ушла несколько на второй план. Персонаж Аси начал развиваться в других направлениях — рассказывать свою историю в блоге (https://instagram.com/mrsmajortom/) и даже проявлять себя в уличном акционизме. Благо защитный шлем и скафандр позволяли ей появляться на улицах даже в разгар режима самоизоляции.

Для проекта The Hard Lux 2020 стал годом рождения — не успела группа собрать материал и наметить первые концерты, как нагрянул локдаун. И весь этот жар и трепет неслучившегося дебюта пришлось сублимировать — может, потому в выступлениях The Hard Lux так много эпатажа и эмоций.

«Наш формат мы обозначаем как грэм блюз/трэш-поп, но вообще он меняется постоянно, это живая история, развивающаяся синхронно с нами. Таким, как завещали великие, и должен быть рок-н-ролл! Блюз-роковый подход — это наша изначальная искра, а затем мы начали брать клише разных эпох и жанров и нарочито скрещивать их максимально неожиданно (русские 90-е, EDM, панк-рок, джаз, диско, хаус-2000) — микс сумасшедший!»

Jagath — верные апологеты индастриала: свои композиции они пишут на заброшенных стройках, в мазутных баках и старых колодцах. Ребята последовательно и методично воспевают эстетику промзон.

В 2020 году это принесло весомые плоды: «В 2020-м Jagath, наконец, увидел свет — мы издали 2 сингла и 2 альбома, один из которых на историческом английском лейбле Cold Spring. Год был продуктивным, мы записали 2 сессии в баке и 2 в студии, сыграли несколько лайвов, сняли лайв на заводе „Красный треугольник“ в Санкт-Петербурге. Формат творчества стал более электронным — благодаря приобретённым девайсам мы смогли перенести реверб бака в студию или в любое другое место. Будем продолжить двигаться в этом направлении, писать более электронную музыку, используя семплы с заводов и другие полевые записи».

Пересборка

Точка Дна — экспериментальный проект мультиинструменталиста Сергея Мисюрева, который, казалось, прошёл точку невозврата ещё в 2015-м, нашёл силы пересобраться в новом качестве как раз в сложном 2020-м.

«Время замерло, музыка поутихла, природа вздохнула, люди замедлились и подумали. Очень надеюсь, что этот вздох немножко скорректирует общий вектор движения и приведёт к каким-то внятным осмысленным трендам, в том числе и в музыке, которые будут понятны в самом своём начале и вдохновят нас всех стать хорошими людьми. Для меня 2020-й был ультрапродуктивным и в некотором смысле даже прорывным. Творческие поиски предыдущих лет сложились в довольно самобытный паззл, началось движение „в глубину“, и я почувствовал, что созрел к выходу из многолетнего затворничества. Знакомство и сотрудничество с новыми абсолютно крышесносными музыкантами поменяли формат творчества самого меня».

Туман — проект довольно зрелый и, можно сказать, легендарный. Большинство песен коллектива, которые можно найти в Сети, исполнены его лидером Халилем Зиганшиным под гитару. А в прошлом году «Туман» вошёл в эпоху трансформации.

«Мне всегда был важнее сам процесс написания и исполнения песен. А сейчас акцент переместился на аранжировки. В 2020-м мы собрали „Туман“ новым составом — пожалуй, это самый лучший состав за всю нашу историю! Оборудовали новую репетиционную точку, стали звучать совсем иначе. Сейчас готовимся к записи альбома — на „Пермской волне“ впервые покажем этот материал зрителю».

KIKOK — электронный проект Павла Федосеева, экс-барабанщика группы Gnoomes. Собственно, приставка «экс» появилась именно в 2020-м, когда Паша завершил многолетнее сотрудничество с «Гномами» и полностью сосредоточился на сольном творчестве.

Он всё делает автономно: пишет музыку, контактирует с лейблами, создаёт ремиксы, и всё это не выходя из квартиры, которая служит ему и студией, и репетиционной точкой. Истекший год прошёл под знаком погружения в глубины собственных творческих недр: Паша начал работать над третьим альбомом KIKOK.

Для Delta Omega, электронного проекта Павла Юферова, 2020-й ознаменовался выходом нового альбома Element — творческий бонус загородной изоляции.

«Провёл времени на открытом воздухе больше, чем когда-либо в своей жизни. Это всё вдохновило меня на альбом, который мы выпустили на уральском лейбле Faktura. Появился новый мотив в творчестве — это как раз привязка к своей земле, обращение к ней пристального внимания. Поэтому следующий материал будет посвящён исследованию фольклора, причём даже более глубокому, чем я предполагал ранее: будем погружаться в смыслы, ландшафты, архетипы». На «Пермской Волне» Delta Omega представит свои наработки на этническом поле — к проекту присоединится фолк-вокалистка Глафира Утёмова.

Стабильность и дзен

RUSting (в переводе с англ. «ржавчина») — аудиовизуальный концепт от создателей KAMWA и одноимённая пластинка, выпущенная в 2010 году. Для её авторов ржавление — это культурологическое явление, финал уходящей эпохи, свидетелями которой мы являемся.

Спустя 10 лет, в разгар пандемии, идеи «Растинга» вновь актуализировались: наступило то самое будущее, которое предсказывали футурологи. Эдуард Андриянов, автор концепта: «На наших глазах рушится старый мир, возникает новая реальность, будто открывается новое небо. И главным стал вопрос: что дальше? „Растинг“ как раз об этом, о новой неизвестной реальности, в которой человеку нужно искать точку опоры, учиться видеть и читать знаки. С точки зрения звука „Растинг“ — долгоиграющий проект и звучит своевременно именно сейчас, а на фоне общемировой ситуации он наполнился новыми смыслами и акцентами».

Музыка Народов Нагорья звучит с 1989 года, последние 10 лет — в составе Андрея Побережника и Антона Борисова. Они создают аналоговые звуковые пространства, в буквальном смысле занимаются архитектурой звука. Инструментами часто служат разные, казалось бы, совсем не музыкальные предметы — палочки для мороженого, вязальные спицы, пружины.

За время своего существования участники МНН повидали много кризисов — финансовых, политических и прочих, поэтому случившееся в 2020-м не произвело на них особого впечатления. «Какой смысл истерить вместе со всеми, если можно спокойно заниматься своим делом? Мир большой: сегодня там истерят, завтра здесь, кто-то предлагает бороться, восстанавливать что-то, искать третью точку опоры... На все кризисы эмоций не напасёшься. Конечно, общая обстановка отражается на музыке, мы же не в вакууме живём. Мы вылавливаем что-то из окружающего пространства, как кристаллы отражаем это, а музыка — проявление наших состояний. То есть ты подбираешь соответствие звука тебе, соизмеряешь его с собой. А вообще кризисы полезны тем, что человеку приходится менять восприятие, жизненные ориентиры, смотреть в разные стороны — так же меняется и то, что он делает. Это движение. Кто-то изменяется, кто-то застывает на месте».

  • «ПЕРМСКАЯ ВОЛНА» пройдёт в пространстве Завода Шпагина 23 и 24 апреля.
  • Профайлы участников, программа фестиваля и подробности здесь.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь