Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.
«Это наши родные болота, убирайтесь домой, сволочи». Пермский журналист — о войне жителей Севера против московского мусора
Они считают, что им некуда отступать, и не намерены сдаваться. Среди лесов и болот у них свой Сталинград и своя война, с ночными вылазками, блок-постами на дорогах, круглосуточными вахтами, провокациями, блокадой и беззаконием. Они — это уже не очень мирно настроенные местные жители: работяги, охотники, рыбаки, а ещё те, кто приезжает из соседних городов и регионов, чтобы защитить Поморье от последствий мусорного коллапса, накрывшего окрестности далёкой Москвы. Масштабное гражданское сопротивление разворачиваются в уже известном на всю страну местечке Шиес, куда планируется привезти «на хранение» более 10 миллионов тонн столичного мусора. Журналист из Перми погрузился в гущу событий.
Блог-тур в Шиес организовали интернет-журнал «7×7» и экологическое движение «42». Он прошёл с 28 по 30 марта. Участие приняли журналисты, блогеры и эко-активисты из разных городов России.
Шиес
Поездку в Шиес запланировали на 29 марта. Накануне предстояло добраться и обосноваться в небольшом посёлке Урдома, родине сопротивления. Это в 30 с небольшим километрах от Шиеса. Нас 23 человека: блогеры, активисты, журналисты, экологи из Сыктывкара, Архангельска, Кирова, Перми, Волгограда, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы, Чебоксаров, Стокгольма, Ярославля, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Дзержинска, Осло, Краснодара.
Организаторы предупреждают: по приезде быть внимательными и готовыми ко всему. Ситуация напряжённая и зачастую непредсказуемая.
На подъезде к Урдоме, когда стало уже совсем темно, останавливаемся: плохая грунтовая дорога оказывается перегороженной шлагбаумом. «Что, началось?»
Добрались до гостиницы. Гражданское сопротивление начинается уже здесь: по нашим сведениям, в гостиницу не пускают постояльцев из числа приезжих работников стройки. Нас ждали. Приютили, обогрели.
День в Шиесе
Просыпаемся рано. У гостиницы ждут несколько личных машин местных активистов. О том, что они отвезут нас в Шиес, организаторы договорились заранее. Рассаживаемся по машинам. В разговорах часто звучит «если». Если доедем, если всё пойдёт по плану, если пройдём.
Урдома не выглядит депрессивно. Здесь
Не мчатся. На подъезде к стройке дорога перекрыта блок-постом активистов. Туда мы и едем.
Нас встречают первые свидетельства борьбы
30 километров по ухабам показались бесконечными. Наконец, отворот в лес и первый форпост сопротивления.
Это одна из двух дорог, по которым можно было добраться до стройки. Проезд закрыт.
До полигона полкилометра. Деревянный навес, крытый брезентом, вагончик на полозьях. С декабря прошлого года здесь постоянно дежурят несколько активистов.
Нас ждали и тут. «Свои или нет? Будете писать, как есть, или как ЭТИМ надо?»
Видно, что живут не первый день. Обжились: под навесом полки, продукты. Вот только с водой бывают проблемы. Топят снег на костре.
Но пора отделяться от группы. В такой толпе
За ним, на границе леса
Здесь тоже постоянно кто-то есть. Флаги, транспаранты, спутниковая тарелка, бензогенератор и камера видеонаблюдения, направленная на будку ЧОП, расположенную метрах в 50. Возле будки бродят два человека в чёрном. В феврале строители пытались самовольно «оборудовать» там переезд через железную дорогу для машин с топливом. Для этого между рельсами предполагалась укладывать деревянные бруски. Поставили будку, посадили охрану ЧОП. К слову, участок железнодорожной магистрали здесь довольно оживлённый.
К стройке ведут две лесные дороги. Одна со стороны Урдомы, другая
Первая была предпринята в феврале со стороны Урдомы. На обратном пути мне повезло ехать с непосредственным участником этих событий.
«Нам говорят: вы фотографируйте нарушения, пишите заявления в полицию. Мы им уже целую гору написали. А толку? Ну мы сами дорогу и перекрыли. А 22 февраля я дома был. Помню, что-то так чаю захотелось. Только заварил
— звонит товарищ. Выезжай, говорит, срочно, они там железнодорожный переезд выложили, бензовозы пошли. Сначала хотел чай выпить, ну что там пять минут решит? А потом, думаю, чёрт с ним. Прыгнул в машину, заехал за товарищем... Нагнали мы колонну уже на подъезде к лесу. Они ещё обгонять себя не давали. Я их по обочине всё же обогнал, поставил машину поперёк дороги, держал, пока наши не приехали. Вот, если бы чай пить стал, не успели бы. На меня и на жену теперь уголовное дело завели».
Вторая попытка произошла на дороге, идущей из Коми. Ночью 15 марта. Тогда один из подрядчиков попытался вывести со стройки 13 своих большегрузов, простаивающих без топлива. Впереди ехал экскаватор, чтобы убрать с пути вагончик активистов. Далее, как рассказывают свидетели со стороны подрядчика, активисты выволокли экскаваторщика, привязали к берёзе и избивали три часа, сломав при этом позвоночник и порвав селезёнку. Тем временем не занятые избиением протестующие забрались в экскаватор и стали дёргать рычаги. Из-за этого стрела экскаватора повредила вагончик и нанесла травмы находящемуся внутри активисту. Пострадавшего экскаваторщика увезли на вертолёте в Архангельск. Однако врачи приёмного отделения обнаружили у «изувеченного» только фингал под глазом и несколько ссадин. Его госпитализировали в три часа дня. А вечером он выздоровел окончательно и ушёл в неизвестном направлении. По факту избиения экскаваторщика возбудили уголовное дело.
У второго блок-поста приходится ждать остальных. Активисты стараются строго соблюдать все законы, чтобы не давать полиции поводов для действий даже по мелочам. Например, переходят железную дорогу только в сигнальных жилетах. А их тут, свободных, всего шесть-семь штук. Переходим группами: надели жилеты
Перешли. Идём к перрону. Видно, что техника стоит.
Все пути на стройку перекрыты цепями «чёрных». Так местные называют охранников из-за цвета униформы. Они без бейджиков, не отвечают на вопросы, не показывают никакие документы.
Вчера сюда завезли некоторое количество топлива тремя вертолётами. Вдалеке брякает экскаватор. Небольшой квадрат, где он работает, огорожен высоким забором. Мелькает только колено стрелы. На перроне идёт разгрузка бетонных плит с железнодорожного состава. По соседнему пути в это же время проходят поезда.Сюда тоже не пускают. Боятся, что протестующие помешают разгрузке. Молчат. Снимают нас на камеры. Активисты утверждают, что разгрузочные работы должны проводиться на специальной ветке железной дороги. А здесь мы видим грубейшее нарушение техники безопасности. Ограничение же свободного передвижения людей по перрону станции неизвестными лицами
На перроне «наших»
Тут же, в одном из кирпичных зданий
«А где это прописано, что журналистов надо пускать?
— интересуется полицейский.— Я, знаете ли, закон о СМИ сильно не изучал. Я не могу сам ничего предпринимать. Пишите заявление, я направлю его куда следует, и там будут...»
Кто-то остаётся писать заявления с жалобами о незаконном ограничении свободы передвижения. Местные утверждают, что таких заявлений в полиции уже огромное количество. Но, видимо, свою должностную инструкцию полицейские тоже «сильно не изучали». Никакой реакции на письменные жалобы тоже нет.
На стройку удаётся проникнуть только в одном месте. Там тоже цепь охранников, но они расступаются. Это сейчас единственный открытый путь к двум палаткам активистов, которые находятся прямо на территории стройки.
Здесь тоже дежурят постоянно. Фиксируют нарушения и вообще следят за всем, что происходит.
И здесь нам предлагают чай. «Первое время „чёрные“ ходили тут в балаклавах, толкались, провоцировали нас,
Неподалёку
Здесь никого. Все собрались пообщаться с нами.
Пора возвращаться. Рискнул в одиночку перейти железную дорогу без жилета. Обошлось.
Из вагончика активистов у путей вышел человек в камуфляже, с плёткой за поясом. Казачий атаман из Котласа. Говорит, что от казаков здесь постоянно дежурят один-два человека.
Активистов поддерживают многие, из разных регионов и по-разному. Кто-то приезжает, кто-то помогает деньгами, продуктами, необходимыми вещами. Далеко не все при этом готовы афишировать своё прямое или косвенное участие в протесте.
Иду обратно, через лес, к первому посту. Навстречу трое полицейских.
Прошли. Вежливые.
У первого вагончика, под навесом
Посидел, послушал разговоры:
В разговоре выяснилось, что в Урдоме не все едины. У одного из активистов родной брат трудится на стройке мусорного полигона. Теперь братья больше не общаются. У другого
Пока ждал остальных, пошёл прогуляться и с удивлением обнаружил за вагончиком большую яму поперёк дороги. Когда мы приехали, её не было.
Привезли экскаватор, вырыли яму, увезли экскаватор. Теперь будет сложнее подвозить продукты, дрова и воду ко второму вагончику. Однако это и бензовозам проехать не поможет. Если это сделали сторонники активистов, то кто тогда ставит бетонные заграждения на подъезде к газотрассе? Одни говорят, что это тот самый местный бизнесмен пакостит. Другие
По дороге в Урдому нас ждёт ещё один сюрприз. Пока мы бродили по полигону и любовались чудом появившейся ямой, некто загадочный опять перегородил дорогу теми самыми блоками, которые мы объезжали утром. Правда, на этот раз так, чтобы их больше не сдвинули.
Поперечную трубу приварили к вертикальным, для надёжности.
Поехали в объезд, через КПП. Показалось, что так даже быстрее. Выпустили нас без проблем.
Ночь в Шиесе
Следующий день обещал быть спокойным. Была запланирована встреча с активистами в Урдоме, обсуждение, вопросы-ответы, комментарии экспертов. Нам рассказали, что никто не видел проектную документацию на строительство и заключение экологической экспертизы. Общественные слушания не проводились. По имеющимся неофициальным данным, подрядчик заказал межевание участка площадью три тысячи гектаров. Мусор будут привозить в виде обёрнутых полимерной плёнкой брикетов. Место заболоченное. Полторы сотни ручьёв, берущих своё начало здесь, впадают в Вычегду, а та
Вокруг протеста сплотились общественные организации, гражданские активисты, частные коммерческие структуры из Архангельской области, республики Коми и других регионов страны. Некоторые поддерживают протест открыто, как, например, экологическое движение «42», «Комитет спасения Печоры», «Комитет защиты Вычегды», общественное движение «Поморье не помойка» и т. д. Многие стараются помогать без огласки, ибо опасаются давления со стороны заинтересованных в строительстве чиновников и коммерческих предприятий.
Закончился второй день нашего тура совсем не так спокойно, как мы планировали. Нам сообщили, что ночью на стройке в Шиесе пройдут «массовые гуляния». Пригласили поехать, посмотреть. Кто же откажется!
Когда стемнело, выдвинулись на микроавтобусе, на котором приехали из Сыктывкара. Что делать с установленным вчера заграждением, участники сопротивления ещё не решили, поэтому поехали по единственной оставшейся дороге
Снова задержались у первого кордона
Одиночество длилось недолго. За поворотом, сквозь деревья, забегал луч света. Послышался хруст снега под ногами идущих навстречу людей. Трое из леса. Луч ослепил, пришлось остановиться и отвернуться. «Не слепи его»,
Да, на ЧОПовцев они не похожи. Молодые, крепкие ребята, но не в униформе. И разговаривают, в отличие от «чёрных».
Дошёл до второго вагончика, поздоровался с новой сменой общественного караула, перешёл железную дорогу без жилета. На перроне, возле «полицейского участка»
Добрался до палатки, у которой собирались вчера. Несмотря на позднее время, народу здесь собралось человек 60. Пьют чай, разговаривают, шутят. Рядом крутится чей-то пёс. Общительный.
Подтянулись остальные. «Ну что, все здесь? Пошли?» Пошли. Цель «гуляний»
Нас около сотни. Подошли вплотную к оцеплению. Некоторые охранники и активисты уже знакомы друг с другом.
После короткой заминки у охранников требуют документы на право ограничения передвижения. «Документов нет?.. Нет. Пошли?» И пошли. Топот, шаркание подошв по бетону, крики, шум борьбы. «Чёрные» втроём-впятером пытаются выхватывать из толпы отдельных людей, оттаскивать их в сторону. Захваченных мгновенно отбивают. «Чёрные» пытаются отбежать, снова встать в цепь. Не успевают. Кого-то повалили на землю. Женский крик: «Что вы делаете, отпустите его!» Тут же десяток людей бросается на помощь. Отбили. Прорвавшиеся действуют стремительно. ЧОПовцы сначала пятятся, потом разворачиваются и бегут в сторону общежития, стоящего уже за площадкой с техникой. Один спотыкается на стыке плит, падает, стремительно переворачивается и бежит дальше, опираясь сначала на все четыре, а лишь потом на две задние конечности.
Перед входом в общежитие образуется новый рубеж обороны
Брать здание штурмом никто не собирается. Зачем? Хотя, кажется, могли бы.
Раздаются крики:
Из отдела полиции прибежали трое сотрудников. Два сержанта и старший сержант. Стоят в стороне. Бледные, растерянные. Окружили командира «чёрных». Это он строго запретил подчинённым вступать в разговоры с местными. Но сам разговаривает.
Группа журналистов отделяется. Решили побродить по ранее закрытой территории, посмотреть. К ним, из соображений безопасности, сразу же отрядили нескольких человек из числа активистов. «Ходите, где хотите, смотрите, снимайте».
На этом, кажется, всё. Страсти утихают. Цель достигнута. Можно возвращаться.
Добредаем до первого поста-вагончика. Здесь оставили дежурных.
Наутро мы попрощались с Урдомой. Многие из нас ещё были в пути, когда начались задержания и аресты отдельных активистов. «Внимание! На Шиесе сейчас изымают все электронные носители информации. Обеспечьте сохранность снятого. Залейте в облака»,
Новости с Поморья публикуют многие СМИ, поэтому отследить судьбу гражданского протеста, а, может быть, и местного гражданского сообщества будет несложно.
Благодарим за организацию поездки интернет-журнал «7x7» и экологическое движение «42».
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
В Перми долины малых рек Егохиши и Данилихи получат статус особо охраняемых природных территорий
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+