X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: avid.ru
17статей

На чём строится экономика Перми и края? Основные рынки.

«Авиадвигатель» на взлёт?

20 апреля на расширенном оперативном совещании в Рыбинске управляющий директор НПО «Сатурн» — головного предприятия дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» (ДДГА) в Объединённой двигателестроительной корпорации — Илья Фёдоров сообщил о своей отставке. А 23 апреля на очередном заседании правления ДДГА в формате видеоконференции с участием представителей предприятий из Москвы, Рыбинска и Перми он делегировал полномочия проведения заседания заместителю председателя правления дивизиона, управляющему директору «Пермского моторного завода» Сергею Попову.

Давний спор пермских и рыбинских моторостроителей о том, кто из них главный в отечественном двигателестроении (по крайней мере, гражданском) может закончиться в максимально приемлемой для обеих сторон форме. Если головным предприятием ДДГА станет «ПМЗ», которое возглавляет выходец с «Рыбинских моторов» (Попов там прошёл путь от простого слесаря до коммерческого директора — авт), то более компромиссного варианта и не придумать. Пока официально ничего вытекающего из отставки Фёдорова не озвучено, но, как говорится, имеющий уши да услышит.

Нет информации и о причинах, побудивших управляющего директора «Сатурна» принять решение об уходе со своей должности. Кроме, разумеется, приличествующих случаю благодарностей за совместную работу и призывов к дальнейшему сплочению ради решения важнейших государственных задач «по созданию двигателей для неба, моря и земли». Последний пассаж с упоминанием «моря», кстати, не авторский образ, а прямая цитата из пресс-релиза НПО «Сатурн», которое по планам российского правительства должно импортозаместить силовые установки николаевского предприятия «Зоря» — «Машпроект», с советских времён устанавливаемые на отечественные фрегаты и корветы. Можно лишь предположить, что с импортозамещением пока не очень получается; хотя в качестве объяснения хватило бы и того факта, что в конце января Фёдорову уже исполнилось 60 лет.

Впрочем, тактичные пермяки в коридорах «ПМЗ» и «Авиадвигателя» говорят всего лишь о том, что отставка вызвана слабой координацией между предприятиями дивизиона, между которыми за два с половиной года существования ДДГА так и не удалось наладить эффективное сотрудничество. Зато в тот же срок весной 2013 года из-за чересчур нахрапистых действий «рыбинского лобби» произошёл полноценный внутрикорпоративный конфликт, сопровождавшийся выходом на улицу коллектива «Авиадвигателя», письмом к президенту и вмешательством краевой администрации. Улаживать ситуацию пришлось вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Рогозину, решения которого образно можно выразить в трёх словах — «руки прочь от Иноземцева!». По крайней мере, до тех пор, пока пермская конструкторская школа не доведёт до ума проект двигателя ПД-14.

Истины ради нельзя не признать, что именно тот конфликт мог парализовать завершение создания вертикали управления внутри ДДГА, куда и входят-то всего две промышленные площадки: бывших «Рыбинских моторов» и бывшего завода им. Свердлова в Перми, на которой сейчас расположены «ПМЗ», «Авиадвигатель» и несколько вспомогательных предприятий — «Металлист-ПМ», «Энергетик-ПМ», «РЭМОС-ПМ», «Моторсервис-ПМ» и «Железнодорожник-ПМ». Но интеллектуальный центр российского двигателестроения всё это время находился в Перми, так что ситуация просто переворачивается с головы на ноги и как нельзя лучше подходит под банальное утверждение «справедливость торжествует!».

Тем не менее, по словам бывшего генерального директора «Пермских моторов» Владимира Киндеркнехта, злорадствовать по поводу отставки Фёдорова было бы безнравственно. Как руководитель, управляющий директор «Сатурна» был не хуже и не лучше других; да, за время, которое он возглавлял ДДГА, каких-то прорывов в отечественном двигателестроении не случилось, но и не могло быть — поскольку российская гражданская авиация, по мнению Киндеркнехта, уже прекратила своё существование. Всех несогласных с этой точкой зрения бывший директор «ПМ» приглашает прогуляться в любой из аэропортов нашей необъятной Родины и посмотреть на парк летающих самолётов. И дело тут, естественно, не в Фёдорове, а в политике государства, осуществляемой последние 25 лет.

Про «Суперджет» скромно промолчим; лишь проект ПД-14, разрабатываемый в том числе с участием НПО «Сатурн», по словам бывшего директора «Пермских моторов», даёт надежду отечественному двигателестроению остаться в небе. Поэтому возможный перенос центра дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» в Пермь всего лишь констатирует существующее положение вещей и не больше. Это, конечно, не «федеральный центр двигателестроения», который обещали пермякам чуть ли не все российские премьер-министры, но что-то в этом роде. Конечно, хотелось бы большего, но «ПМЗ», по мнению Киндеркнехта, повезло хотя бы в том, что в нужный момент во главе предприятия оказался директор, рядом с которым некого поставить из той чехарды, которая началась на «Пермском моторном заводе» с середины 90-х годов. Напомним, что в «кресле Солдатова» Сергей Попов — уже 27-й по счёту. «Искренне желаю ему успеха» — закончил 11-й директор, к чему можно только присоединиться.

Между прочим, на заседании правления ДДГА, которое прошло уже под председательством пермского директора, обсуждались вопросы стратегии финансирования и выполнения ОКР по двигателю ПД-14, а также корректировки бюджетов предприятий дивизиона в условиях кризисных явлений на 2015 год и на период 2016-2017 годов. В частности, речь шла об оптимизации постоянных расходов, расширении аутсорсинга, пересмотре инвестиционных проектов, заключении контрактов на дополнительные объёмы поставок, увеличении доходов от участия в государственных программах субсидирования промышленных предприятий, работе с поставщиками по сдерживанию роста цен на материалы, покупные комплектующие и прочим. Учитывая, что решения по этим насущным вопросам в дальнейшем будут приниматься (возможно!) как бы «глядя из Перми», можно сказать, что у пермского «куста» авиастроительных предприятий появился дополнительный административный ресурс. Роль которого не стоит преувеличивать; но и говорить о том, что пермякам может достаться только имидж, было бы верхом непрофессионализма.

В первую очередь «пермская точка зрения» должна сказаться на давних опасениях о том, что в Рыбинск переведут наиболее прибыльные заказы по наземной тематике; во вторую — на планах по строительству новой промплощадки на заброшенном танковом полигоне по дороге на Новые Ляды. И там и там речь идёт о вполне конкретных деньгах, которые «при Фёдорове» вполне могли пройти мимо «ПМЗ».

При этом никто не ждёт, что «ассимилированный» Попов начнёт каким-то образом ущемлять своё бывшее родное предприятие. Наоборот, можно предположить, что теперь Пермь подключится к рыбинским проблемам и, как в 60-е годы прошлого века, когда из пермского КБ туда выехал целый десант конструкторов с технологией производства двигателя Д-30, подставит плечо и по замещению силовых установок для ВМФ. Правда, генеральный конструктор — управляющий директор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев уже заявлял, что Пермь «переболела морской болезнью», но такие разработки в конце 90-х у нас велись, и комиссии даже был представлен опытный образец, выполненный по схеме так называемой «косой спарки». Не исключено, что об этом опыте вспомнят; да и что можно с уверенностью утверждать в нынешней стремительно меняющейся геополитической обстановке?

Собственно, одних существующих заказов и перспективных работ по ПД-14 с лихвой хватит, чтобы обеспечить пермяков и рыбинцев работой на годы вперёд. Кроме того, всё более реальные очертания обретают слухи о планах по разработке нового комплекса военно-транспортной авиации «Ермак», призванного заменить Ил-76, и некоего фантастического самолёта грузоподъёмностью в 200 тонн для перевозки четырёх новейших танков «Армат» разом. Как рассказал недавно на втором съезде автопроизводителей России в Ульяновске президент Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, «Ермак» и будет этим самым гигантом, идущим на смену Ил-76, украинским «Русланам» и «Мрии». Вернее, это будет целая линейка военно-транспортных самолётов грузоподъёмностью от 50 до 200 тонн, пока проходящая этап обсуждения и принятия решения. Предполагается, что серийное производство «Ермака» начнётся в 2024 году. Но завод-производитель уже выбран — ульяновский «Авиастар». Осталось выбрать разработчика двигателя, и здесь у пермских конструкторов будет серьёзное преимущество перед конкурентами из Самары хотя бы по той простой причине, что ремоторизируемый Ил-76МД-90А летает на пермских ПС-90.

Но о перспективах обновлённого дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» имеет смысл говорить только после принятия официального решения о назначении Попова председателем правления, а «ПМЗ» — головным предприятием. Учитывая, что единственным работоспособным «мозгом» в отечественном гражданском двигателестроении остался «Авиадвигатель», а «Пермский моторный завод» и бывшие «Рыбинские моторы» — это два его «тела», такое решение представляется вполне логичным. Правда, у этого поистине чудесного превращения Перми из Золушки в принцессу есть ещё одно объяснение.

Дело в том, что проблемы у «рыбинских» начались не этой весной, а намного раньше. Истинным демиургом наступления «Рыбинских моторов» по всем фронтам вообще-то был не Илья Фёдоров, а Юрий Ласточкин, энергия, харизма и личная дружба с Владимиром Путиным которого во многом помогли становлению той же Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Достаточно сказать, что глава ОДК Владислав Масалов в своё время был у Ласточкина заместителем. В 2009 году последний ушёл в политику, став главой администрации Рыбинска, но связей с градообразующим предприятием своего муниципалитета, естественно, не терял. И всё было бы замечательно, но в июле 2013 года Следственный комитет РФ возбудил против Ласточкина уголовное дело, обвинив мэра Рыбинска в злоупотреблении полномочиями ещё когда тот был управляющим директором НПО «Сатурн». По версии следствия, как директор Ласточкин сперва продал частной структуре комплекс водоочистки за 4,8 миллиона рублей, а потом уже как мэр согласовал покупку той же водоочистки для городского водоканала за 121 миллион рублей. Куда делась «маржа» в 116 миллионов — вот это Следственный комитет и заинтересовало. А в октябре того же года Ласточкина и вовсе арестовали — теперь уже по подозрению в вымогательстве взятки.

С тех пор он так под стражей и находится, кочуя из изолятора в изолятор. Адвокаты периодически подают прошения об изменении меры пресечения, суды периодически им отказывают. В апреле Ласточкина перевезли в Рыбинск, где на 5 мая назначены открытые судебные слушания. Обвинение в злоупотреблении служебным положением за это время было переквалифицировано в растрату и есть шансы, что уголовное дело по этой части и вовсе прекратят, но факт остаётся фактом — то есть решёткой на окнах. При этом рыбинский идеолог, которому 23 апреля исполнилось всего 50 лет, полон сил и по-прежнему обладает таким влиянием, что бывший губернатор Ярославской области, а теперь член Совета Федерации Анатолий Лисицын приходит поздравить его с днём рождения прямо в камеру и после часа беседы рассказывает прессе, что Ласточкин — настоящий талант, и только он может остановить деградацию «Сатурна». Масштаб общественного резонанса вокруг «дела Ласточкина» можно себе представить хотя бы по тому, что свидетелями по нему предполагалось вызвать главу «Ростехнологий» (куда входит и ОДК) Сергея Чемезова, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, а также многих других менее известных vip-свидетелей.

Можно ли утверждать, что всё это хотя бы отчасти объясняет снижение давления на «Авиадвигатель», наблюдаемое как раз с лета-осени 2013 года — такой смелости никто на себя не берёт. И вообще — следствие покажет, суд решит. Тьфу-тьфу, лишь бы Пермь не зацепило.

Но без этого дополнения картина непростых пермско-рыбинских отношений была бы неполной. Вот теперь вы всё знаете и можно начинать осторожно радоваться тому обновлению, которое грядет в отечественном двигателестроении. Из Перми, где в понедельник весьма символично помыли «белый самолёт» на «тихом Компросе».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь