X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Диана Корсакова
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Вода, человеколисы и адские звуки. В PERMM открылась выставка про малые реки и будущее Перми

В музее современного искусства PERMM открылась выставка «Имя рек». Она посвящена неосознанному специалитету Перми — малым рекам. Они пересекают весь город и впадают в Каму. Многие годы экологические активисты пытаются обратить общественное внимание на малые реки. Выставка «Имя рек» пытается осмыслить этот феномен. Однако не ограничивается визуальным исследованием водных ресурсов Перми.

Выставка трёхчастная. Каждый этаж музея отдан под определённую тему. А начинается всё... с ракеты. Вернее, с «Ракеты-65» — водного судна на воздушных крыльях, некогда стоявшего у Речного вокзала и бывшего на протяжении почти 30 лет одной из туристических достопримечательностей Перми, напоминая, что Пермь — это крупный речной порт. В 1975 году «Ракету-65», долгое время возившую пассажиров по Каме, списали и открыли в ней музей. Эта музейная экспозиция работала до 1992 года, но в «лихие» 90-е была преобразована в модный клуб и утрачена после пожара.

Фотографии этого судна на экспозиции воспринимаются как метафора утраченных возможностей и в то же время потенциальной вероятности прорыва. Прорыва на обустройство территории, экологии пространства, обращения внимания на малые реки. А возможно, и как отсылка к периоду бури и натиска пермской культурной революции.

Инсталляция Алексея Щигалева «Дети реки» Фото: Диана Корсакова

Тему ностальгии продолжает инсталляции пермского художника Алексея Щигалева «Дети реки». Алексей — один из основателей творческой художественной институции «Дом Грузчика». Пару лет она располагалась в одноимённом здании, где в советское время были общежитие и клуб «Дельфин», в котором занимались дети рабочих Пермского речного порта. Центральный объект инсталляции — деревянный речной навигационный знак. Вокруг него на стендах размещены фотографии, документы и уцелевшие диафильмы. Эти следы прошлого художник нашёл в подвале «Дома Грузчика». Сейчас они воспринимаются как документальные свидетельства канувшей в реку (не Каму) детства портовых рабочих, проведённого на реке.

Инсталляция пермской художницы Елены Слобцевой тоже посвящена детству. В нескольких резервуарах с водой (вёдрах и бочках) художница разместила бесхитростные приспособления, которые оказывают попавшим в воду насекомым скорую помощь. Отсюда и название инсталляции — «Спасение».

Поднимаясь на второй этаж, зритель оказывается в вымышленном мире, созданном тремя петербургскими художниками.

Инсталляция художника Дениса Патракеева «Точка росы» Фото: Диана Корсакова
Инсталляция художника Дениса Патракеева «Источник» Фото: Диана Корсакова

Денис Патракеев создаёт инсталляции, которые подражают природе. В «Источнике» из подвешенного к потолку шара-резервуара с солевым раствором капает на чёрную поверхность-горку капля соли. За время выставки на горке сформируются причудливые узоры и сталагмиты, как в Кунгурской ледяной пещере. В «Точке росы» тоже подвешен шар-резервуар с солевым раствором. Но капля из него попадает в сложносочинённый прибор — чашу. Там происходит опреснение солевого раствора. Из него вытекает чистая пресная вода в бассейн, в котором плавают пресные рыбы. Эта инсталляция может быть воспринята как метафора круговорота воды в природе или человеческого сознания.

Инсталляция Сергея Деникина Фото: Диана Корсакова
Инсталляция Сергея Деникина Фото: Диана Корсакова

В масштабной инсталляции Сергея Деникина на планшетах из оргстекла можно заметить едва уловимые для обычного зрения эффекты: мерцание, блики, отражения. По сути, это коллажи с едва заметными свечениями капелек слюды, полупрозрачными тенями фигурок и резервуаров, вырезанных из тонкого пластика. В них художник разместил цветы и веточки — осколки сиюминутного мира. Деникин — художник-коллекционер, собиратель редкостей, гербариев, коряг. Эти микромиры создают трудно объяснимое ощущение волшебства.

Работа художника из Санкт-Петербурга Владимира Грига «Пермский период» Фото: Диана Корсакова
Работа художника из Санкт-Петербурга Владимира Грига «Пермский период» Фото: Диана Корсакова

Не менее загадочный мир можно увидеть в видеоинсталляциях Владимира Грига «Пермский период». На узнаваемый 3D рельеф Перми со знаковыми зданиями он проецирует психоделическое видео: меняется климат, животные и люди. Город превращается в футуристический мегаполис, чтобы погрузиться и стереться в этих пластах. Рядом на стене демонстрируется видео с тремя антропоморфными персонажами. Это не совсем люди — например, у одного (или одной?) из них лисья голова, а другой (или другого?) — птицы, как отсылка к антропоморфным существам пермского звериного стиля.

Саунд-инсталляция художника Сергея Филатова Rotator Фото: Диана Корсакова

Если первый этаж выставки представляет собой этап возгонки от прошлого к настоящему, второй — переход к будущему, то третий посвящен тому, что нельзя увидеть и потрогать, то есть музыке, «гармонии сфер». Зритель (в данном случае слушатель) попадает в пространство, наполненное гудящими технологическими звуками. Их источают колонки, размещенные в квадратных кабинках. Переходя от одного к другому объекту можно услышать саунд-арт Сергея Филатова и Дмитрия Шубина. Здесь же выставлена работа Димы Gred и видеодокументация о том, как уличный художник создает её в городском пространстве.

Куратор выставки «Имя рек» Дмитрий Пиликин Фото: Диана Корсакова

В этом растерянном состоянии и возвращается зритель на первый этаж, где находится абстрактная работа пермского художника Ильи Гришаева. На белом холсте синим маркером художник сделал стилизацию не то древней клинописи, не то сильно увеличенных детских почеркушек. Визуально работа напоминает синие артерии малых рек на карте. Но какие именно и где они находятся, непонятно. Работа «Без названия» рифмуется с пафосом высказывания куратора выставки «Имя рек» Дмитрия Пиликина, который хотел показать значимость малых рек Перми, сделать для горожан их видимыми. И кстати, на первом этаже выставки на чёрной стене с контурами рек дети мелками могут написать их названия.

***

Рекомендуем почитать

«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе

Юрий Куроптев

«Разрыв шаблона и слом стереотипов». Музей PERMM запустил проект, связанный с еврейским кладбищем в Егошихинском некрополе

Иван Козлов

Что такое криптоискусство, и сколько можно заработать на «картинке в интернете»

Анастасия Палихова

Новое на сайте

В школах Пермского края линейки на 1 сентября пройдут только для первых и выпускных классов

Максим Артамонов

На выборы в Госдуму РФ в Пермском крае зарегистрировали 33 из 36 кандидатов. Всем самовыдвиженцам отказали в участии

Максим Артамонов

«Голос»: В пермских медиа «Единая Россия» упоминается в 2,5 раза чаще остальных партий

Юрий Куроптев

В Перми за сутки: 478 случаев заболевания коронавирусом. В России: 21 571. В мире: 651 181

Сергей Якупов

В Очёрском районе вырубка леса стала причиной конфликта жителей и чиновников

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+