Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.
Фото: Иван Козлов
К историческому кварталу, в котором расположен Оперный театр, мы подбирались с опаской: кажется, что в Перми трудно найти более популярное место, исхоженное горожанами и туристами вдоль и поперёк, и почти досконально известное каждому местному жителю. Но, как обычно, и здесь нашлись свои сюрпризы и закоулки, которые редко попадают в объектив местных фотографов, не говоря уже о гостях города.
Но, раз уж мы начинаем эту прогулку непосредственно с Оперного сквера, без самых банальных открыточных кадров всё равно не обойтись. Вот самый популярный вид на главный в Перми памятник Ленину, открытый в 1954 году.
В этом же сквере есть и ещё два монумента — Павлу Хохрякову и Борису Пастернаку. Довольно разношёрстная компания, конечно.
И ещё один классический вид. Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание для которого было построено в 1880 году и перестроено в 1959-м.
Дальше — уже немного менее тривиальные виды. В дальней части сквера — исторический фонтан, излюбленное место тусовки разных (как бы это помягче сказать) любителей попеть под гитару. Недавно этот фонтан, долгое время стоявший в запустении, отреставрировали, а что ещё пермяку нужно для счастья, если не фонтан? В общем, хорошее тут место, душевное.
А это уже задворки Оперного театра. Не так давно тыльную сторону здания украшало прекрасное граффити, но сейчас его почему-то замазали.
Пространство вокруг ангара за Оперным очень популярно среди горожан, которые отдыхают в сквере в тёплое время года вечерами и ночами, поэтому, гуляя здесь, нужно внимательно смотреть под ноги. Здесь же, судя по всему, складируется разный арт-инвентарь, которому не место внутри крытых помещений:
Далее подробно исследуем участок улицы Советской от 25 октября до Сибирской. Начнём со здания, в котором сегодня располагается Пермская торгово-промышленная палата:
Вообще, дело в том, что этот короткий участок улицы — возможно, один из самых интересных в центре города. На нём стоит всего пять домов, и все они плотно примыкают друг к другу, причём каждый относится к разным эпохам и, соответственно, к разным архитектурным стилям.
Так, в фасаде здания поликлиники № 3 можно разглядеть конструктивистские черты:
Следующий дом вполне типичен для послевоенного советского периода:
Жёлтый дом, часть которого виднеется у левой границы кадра — характерная постройка сталинских времён. А вот этот, зелёный — самый необычный и удивительный из всех. Это Дом купца Жукова, архитектурный памятник, построенный по проекту П. А. Голосова в 1912 году. В десятые годы прошлого века здесь располагалось представительство «Товарищества братьев Нобель», о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде. Сегодняшнее состояние дома при этом странно и непонятно. Внутри вроде как теплится какая-то жизнь, но со стороны фасада дом неприступен, оригинальные ворота не просто закрыты, но замурованы, а таблички над массивной железной дверью почти полностью стёрлись. В целом, дом выглядит почти заброшенным — довольно типичная история для архитектурных памятников в центре города.
Более того, создаётся впечатление, что его состояние близко к аварийному:
Кажется, только на этой улице сохранились когда-то кем-то нанесённые трафареты с лозунгами времён «Красного мая»
Ну и вот, касательно состояния, близкого к аварийному — гулять тут, конечно, интересно, но при этом вам на голову может свалиться практически что угодно.
На углу — здание, в котором расположена межрайонная инспекция ФНС. Построенное относительно недавно, в данный момент оно почему-то тоже реставрируется. Сетка скрывает часть фасада, но на видимой части можно различить интересную лепнину по мотивам пермского звериного стиля (кстати, проект «Чудо Чуди» как раз сейчас проводит конкурс по поиску звериного стиля в городском пространстве).
Теперь можно углубиться во дворы этого квартала. Здесь мы обнаружим здание прокуратуры ленинского района. Здание довольно неприметное, но тоже историческое — в частности, именно в нём век назад проживал пермский поэт, силач и футурист Владимир Гольцшмидт. Лекция об этой интереснейшей личности как раз состоится в Центре городской культуры в понедельник.
Только зайдя во двор, можно оценить истинный масштаб дома купца Жукова — с улицы он кажется маленьким, но на деле это очень внушительная постройка.
К соседнему дому кто-то из собственников пристроил непомерно большой балкон. Впрочем, кованные перила немного спасают положение, и балкон не выглядит совсем уж чужеродным.
На перекрёстке Сибирской и Монастырской — построенный в 1844 году Дом Вердеревского (или «Центральные номера» — по названию гостиницы, которая находилась здесь до революции)
Напротив — сквер имени Решетникова, который раньше назывался куда более трогательно — Козий загон. В его центральной части находится монумент Героям Гражданской Войны авторства архитектора Футлика и скульптора Екубенко. Характерно, что монумент стоит на том месте, где ранее располагался фонтан. Для Перми, в которой так обожают фонтаны, это, должно быть, жуткое святотатство — хуже, чем зоопарк на старом кладбище.
Из этого сквера открывается отличный вид на Каму.
На сквер выходит фасадом знаменитый «Дом со львами». Изначально, в 1946 году, дом строился для комбината «Молотовуголь», но сегодня он известен как здание Пермглавснаба.
Те самые львы:
Можно зайти и во двор здания, но там ничего интересного. С фасада — величие сталинской архитектуры, а с тыльной стороны — совковые агрессивные агитки с кровожадными стихами против курения.
Ещё чуть дальше по улице, на углу Монастырской и 25 октября, расположено куда более старое здание — дом купца Попова. Это один из самых старых пермских домов, возведённых в 1784 году. Впрочем, во время пожара 1842 года дом сильно пострадал и фактически был отстроен заново его новым владельцем — уральским просветителем Михаилом Сапожниковым. А до пожара в нём жил Иван Дайнекович — колоритная личность, про которую на пермском туристическом сайте говорится следующее:
«Зять знаменитого харьковского миллионера, винного откупщика Кузина, был страстным охотником. К дрессуре собак у него был собственный подход: несколько десятков своих борзых он держал впроголодь, для поддержания легкости тела. По словам Смышляева, собачки не раз в день угощали соседей таким адским концертом, который можно было выносить только в силу привычки и безысходности положения».
В общем, выносить что-либо в силу привычки и безысходности положения — это черта, которая у пермяков далеко не вчера появилась.