X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Константин Долгановский

Переменное напряжение. Что будет дальше с общественным транспортом Перми

Результаты продолжающейся в Перми транспортной реформы делают тему городского транспорта одной из самых горячих. На заседании думского комитета по экономической политике достаточно подробно обсуждалось её состояние, а также чиновники рассказали, что ждёт пермяков в будущем.

Новые льготники

Заседание комитета началось с обсуждения новых льгот на проезд в городском транспорте, которые, возможно, будут введены с 1 сентября. Они коснутся, в частности, членов малоимущих семей. Речь идёт о предоставлении скидки в 30 % на проездной на 30 поездок и 40 % на безлимитный проездной.

Вторая обсуждаемая льгота — бесплатный проезд для школьников. Первоначально речь шла только об учащихся 1-4 классов, однако депутаты поручили администрации до следующего заседания комитета (оно состоится в августе) проработать вариант распространения бесплатного проезда на всех школьников, независимо от возраста.

Комментируя эту идею, директор департамента дорог и транспорта Анатолий Путин сообщил, что в настоящее время совместно с министерством транспорта готовится законопроект о порядке подтверждения оплаты проезда, который даст механизм привлечения родителей школьников до 16 лет к ответственности за неоплату проезда. В случае если льгота не будет распространена на всех школьников, те из них, кто не сможет оплатить проезд, по-прежнему не будут высаживаться из транспорта — это запрещено законом. Однако их родители будут нести ответственность за таких «зайцев».

Технически льгота для учащихся будет реализована через интеграцию школьных карт и системы оплаты проезда в транспорте.

Ещё одна льгота, которая была рассмотрена на заседании комитета, — предоставление бесплатного проезда по выходным и праздничным дням. Администрация не смогла точно посчитать объём выпадающих доходов от её введения: Анатолий Путин обьяснил это тем, что не располагает информацией о том, какое количество пенсионеров пользуется федеральными или краевыми льготами. В то же время из-за высокой численности пенсионеров это предложение для бюджета является самым «тяжёлым» из трёх.

В целом предоставление льгот для школьников и малообеспеченных семей было одобрено, для пенсионеров — нет. Вопрос оставлен на контроле гордумы, администрации поручено к августовскому заседанию подготовить проект решения о введении льгот и предложить источники покрытия выпадающих доходов бюджета.

Реформы продолжатся

Обсуждение льгот естественно привело к обсуждению финансов отрасли общественного транспорта. Введение льгот для школьников и малоимущих семей приводит к выпадающим доходам бюджета города почти 90 млн рублей только за 4 месяца (с начала учебного года). В целом за год они составят более 200 млн рублей.

В то же время транспортная отрасль Перми и сейчас работает с убытком: фактический пассажиропоток в 1 квартале 2021 года оказался меньше ожидаемого почти на 18 %, в результате убыток отрасли вместо запланированных 303 миллионов рублей составил 507 миллионов.

По словам Анатолия Путина, в текущем году снижения убытков не ожидается: в целом по году они составят около 2 млрд рублей. Но в дальнейшем будут предприниматься меры по сокращению разрыва между доходами и расходами, и в настоящее время департамент готовит соответствующий план мероприятий.

Чиновник сообщил, что вариант сокращения транспортной работы (количества маршрутов или единиц транспорта) не рассматривается. Планируется задействовать два основных рычага снижения дефицита отрасли: увеличение пассажиропотока и изменение тарифного меню.

Предполагается, что пассажиропоток может быть увеличен на 10 % при условии решения основных проблем общественного транспорта. Среди них Анатолий Путин назвал доработку маршрутной сети, улучшение качества расписания, контроль за его соблюдением и информирование о нём населения (включая электронные табло), повышение качества работы системы оплаты, обновление остановочных павильонов и изменение набора проездных в рамках тарифного меню.

Некоторые из этих мероприятий будут реализованы в конце 2021 — начале 2022 года. Другие, требующие серьёзного бюджетного финансирования, будут отложены на более позднее время.

Скорость смущает

Интересно, что по оценкам Анатолия Путина, острого напряжения в обществе вокруг транспортной реформы нет.

— Сохраняется ряд вопросов, связанных с маршрутной сетью. А в остальном — текущие вопросы, касающиеся работы системы оплаты проезда или нарушений со стороны перевозчика.

Депутаты не согласились с такой оценкой ситуации и потребовали назвать причины, по которым не выполняются плановые показатели пассажиропотока и финансового результата. Чиновник объяснил низкие показатели пассажиропотока последствиями коронавирусных ограничений, а также низким качеством планирования.

Если бы до начала реформы мы могли посчитать пассажиропоток с учётом его сезонных изменений, плановая цифра пассажиропотока наверняка была бы меньше. Она была бы выше текущих фактических показателей, потому что последствия коронавируса своё влияние накладывают. Думаю, она была бы посередине между плановыми значениями и тем, что мы имеем сейчас по факту.

Депутаты напомнили чиновнику, что введение системы учёта пассажиропотока откладывалась администрацией годами, и теперь именно это стало одной из причин убыточности отрасли.

Также в своём выступлении на заседании комитета депутат Надежда Агишева отметила, что при разработке мер увеличения пассажиропотока администрация должна учесть мнение горожан.

Я не уверена, что урегулированы все проблемы, связанные с сокращением маршрутной сети. Было бы важно провести серьёзное исследование, получить аналитику и показать нам результаты транспортной реформы в показателях, связанных с качеством жизни людей, а не только финансовых. Я считаю необходимым начать любые новые изменения с установки целевых показателей качества транспортной реформы для горожан.

Депутат Сергей Богуславский обратил внимание, что необходимость сокращения кассового разрыва отрасли обсуждается уже почти год и процесс всё ещё находится на стадии разработки мер.

Меня смущает скорость изменений, которую предлагает Анатолий Алексеевич (Путин — Прим. ред.). Я помню совещание в августе прошлого года, когда мы уже обсуждали кассовый разрыв порядка 150 млн рублей и была поставлена задача по приведению его к 100 млн рублей. После этого в ноябре мы провели серию совещаний, связанных с оптимизацией, потом в марте. Сегодня июнь, и мы говорим о том, что какие-то мероприятия будут реализованы только в следующем году. Надо ставить более чёткие сроки администрации и требовать более чётких ответов. Чтобы понимать последствия: убытки, формируемые отраслью, приводят к переносу на следующий год части инвестиционных проектов. Это недопустимо.

В ответ на критику депутатов Анатолий Путин сообщил, что на ближайшее заседание гордумы департамент выносит предложение по снижению плановых показателей транспортной отрасли — пассажиропотока и доходов. Они будут приближены к фактическим.

***

Мы уже писали о том, какими словами пермяки провожали в отставку авторов транспортной реформы: Людмилу Гаджиеву и Дмитрия Самойлова.

А также о том, как власти то сокращают, то увеличивают количество маршрутов.

Совсем недавно, в мае, депутаты обсуждали расходы на содержание остановочных комплексов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь