X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Где же выгода? С 10 января 2022 года власти заставят пермяков платить за провал транспортной реформы

Пермская городская дума приняла решение повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 33 рублей, то есть на 27-37 % (сейчас проезд наличными стоит 26 рублей, по безналу — 24). Власти уверяют, что у жителей будет множество способов сэкономить, но это, мягко говоря, не так — ощутимый эффект дают только пара вариантов проездных. Мы разбирались, за чей счёт власти рассчитывают «закрыть» дефицит отрасли, образовавшийся в результате транспортной реформы.

Тарифное меню на 2022 год:

Стоимость разовой поездки33 рубля
Оплата багажа33 рубля
Пересадка (только при оплате транспортной картой)17 рублей

Предыдущее тарифное меню было составлено таким образом, что пермяки не слишком спешили покупать проездные. Об этом не раз докладывал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин: по его словам, доля пользующихся проездными жителей составляла около 10 %.

На очередном этапе реформирования транспортной отрасли власти качнулись в другую сторону и сделали так, чтобы жителям города практически ничего другого не оставалось, кроме покупки проездных. Никакого иного способа удешевить стоимость проезда не остаётся:

  • в Перми больше не будет скидок при оплате банковской картой или транспортной картой: в обоих случаях нужно заплатить базовую цену, 33 рубля;
  • пропадают и бесплатные пересадки. Если вы оплатили проезд наличными или банковской картой, то стыковочную поездку вы оплачиваете полностью. И только при оплате проезда транспортной картой в режиме электронного кошелька вы получаете возможность оплатить его не по полной стоимости, а со скидкой 50 %.

Более того, фактически предложенным тарифным меню власти «агитируют» не просто за покупку проездного, а безлимитного на месяц, квартал или год: все остальные варианты (не считая льготных) дают минимальную экономию — 2-3 рубля — и не имеют смысла. В итоге в проигрыше остаются те жители, которые не слишком часто пользуются общественным транспортом. Им эти проездные невыгодны, и на них придётся основной удар реформы.

Стоимость «гражданских проездных» в 2022 году:

Разовая поездка по карте33 рубля
Безлимит на сутки124 рубля
Безлимит на полмесяца891 рубль
40 поездок на месяц1 188 рублей
Безлимит на месяц1 683 рубля
Безлимит на три месяца4 752 рубля
Безлимит на год12 780 рублей

Обосновывая увеличение тарифа, власти использовали сравнение Перми с другими городами (и то не очень корректное) только с точки зрения его базовой величины в городах-миллионниках. При этом не упоминалось, что дифференциация стоимости проезда в зависимости от способа оплаты есть в подавляющем большинстве из них. Но не в Перми.

Главным комментарием властей на вопросы о повышении стоимости проезда и отмене скидок стали слова, что зато теперь набор проездных более разнообразный и достаточно дешёвый и за счёт проездных можно компенсировать рост базового тарифа. «Минимальная стоимость одной поездки может составить от 11 рублей по льготным проездным до 21 рубля по гражданским», — комментируют в городском департаменте дорог и транспорта.

Стоимость льготных проездных для школьников, студентов, пенсионеров, малоимущих многодетных родителей в 2022 году:

30 поездок на квартал693 рубля
Безлимит на 15 дней693 рубля
Безлимит на месяц990 рублей

Однако в реальности целевой показатель доли пользователей проездных по итогам этой реформы тарифного меню составляет 30 %. Предполагается, что остальные 70 % будут платить 33 рубля, то есть для них стоимость проезда вырастет фактически на 37 %.

При этом на этапе предварительного обсуждения нового тарифного меню профильный замглавы города Эдуард Хайруллин признавал, что в случае слишком высокого интереса жителей к проездным в достаточной степени увеличить доходы бюджета и «закрыть» дефицит отрасли не получится. Например, есть расчёты, что если все пассажиры купят проездные, доходы бюджета не вырастут вообще.

Ещё один риск, о котором говорилось на пленарном заседании гордумы, где рассматривался вопрос повышения тарифа: за его резким ростом непременно последует снижение пассажиропотока, как раз за счёт тех, кто редко пользуется транспортом. Больше пройти пешком, поехать на такси или на собственной машине, не ездить сегодня вообще никуда, тем более в условиях ковидных ограничений, — вариантов много. Для бюджета это снова означает снижение доходов.

Интересно отрефлексировать, как Пермь попала в такую ситуацию. Если кратко, то к происходящему привела транспортная реформа, начавшаяся в Перми несколько лет назад, проведённая без учёта мнения жителей, а иногда и вопреки ему, результаты которой сейчас серьёзно критикуются. Фактически, речь идёт о том, что теперь её последствия будут оплачиваться самими пермяками — то есть теми, кто выступал против реформы. Сами же власти свели итоги реформы к дефициту в 2-2,3 млрд рублей ежегодно. Довольно циничная ситуация.

Тут стоит напомнить, что история на повышении тарифа до 33 рублей не заканчивается. Новая методика предусматривает возможность пересчёта тарифа раз в год, и Анатолий Путин предложил ею пользоваться. Если вспомнить заложенную в ней формулу расчёта (все расходы отрасли делятся на пассажиропоток), получается, что тариф будет ежегодно увеличиваться, поскольку расходы будут расти как минимум из-за инфляции, а предпосылок для увеличения пассажиропотока в городе не так много — разве что предстоящее повышение стоимости платной парковки.

Бонус.

Смотрите, как депутаты Пермской городской думы обсуждали и принимали повышение тарифа, а также изменение транспортного меню:

***

На этой неделе мы подробно писали о том, как в гордуме проходило голосование по поводу новой методики расчёта тарифа и нового базового меню.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь