X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Диана Корсакова

«Вопросов стало ещё больше». Как постановление правительства разъясняет и ещё больше запутывает закон о просвещении

Предложенный сенатором от Пермского края Андреем Климовым закон о просвещении, несмотря на широкое осуждение и критику со стороны научного сообщества, был принят и вступит в силу уже этим летом. Но на этом его история не заканчивается, и сейчас принимаются сопутствующие нормативные акты в исполнение закона.

Недавно Министерство просвещения России выложило на общественное обсуждение проект постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». Этот документ должен разъяснить, кто, как и где имеет право осуществлять просветительскую деятельность. Постановление вызвало не меньше критики, чем сам закон. С помощью экспертов мы попытались выяснить, как этот документ предлагает регулировать просвещение и как его реализация может проходить на самом деле.

О чём говорится в постановлении

На официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru проект постановления выложили 23 апреля.

В этом документе сформулированы основные положения о просветительской деятельности. Напрямую из закона взято перечисление тех, кто осуществляет просветительскую деятельность. К этому добавлены её основные направления. К ним относятся:

  1. Распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
  2. Распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека.
  3. Развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности.
  4. Популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры.
  5. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.
  6. Распространение знаний о здоровом образе жизни.
  7. Распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека.
  8. Повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений.
  9. Распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т. п.

Также приведены основные формы просветительской деятельности из шести пунктов, под которые попадает крайне широкий спектр активностей, таких как:

  1. Организация презентаций, лекториев.
  2. Проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий.
  3. Организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  4. Организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  5. Создание просветительских интернет-порталов.
  6. [Мероприятия в] иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.

Одними из важнейших являются пункты, в которых описано, кто и как может заниматься просветительством. Теперь все будут должны заключать договоры осуществления просветительской деятельности с теми организациями, которые ведут образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры. На момент заключения договора физлица должны быть совершеннолетними, иметь опыт участия в реализации общественно значимых инициатив не менее 2 лет и не иметь ограничений согласно статье 331 Трудового кодекса, то есть быть несудимыми или иметь погашенную судимость.

Юридические лица не должны иметь статус иностранного агента, задолженности по налогам, а их сотрудники обязаны соответствовать всё той же 331 статье ТК РФ. Контролировать соответствие реализуемой просветительской деятельности её целям и направлениям должны те самые организации, которые и заключали договоры.

Какая реакция была на публикацию постановления

На момент написания данной статьи у постановления на сайте regulation.gov.ru всего 53 положительные оценки и 14 539 дизлайков. Директор некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин, а затем и «Медуза» (признана в России СМИ, выполняющим функции иностранного агента — Прим. ред.) изучили метаданные выложенного на сайте файла с документом и выяснили, что он создан в пиратской версии Microsoft Word, а пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование были созданы пользователем по имени «Пушистик».

Политолог Екатерина Шульман на обсуждении закона о просвещении в Общественной палате РФ выступила с критикой постановления. По её словам, текст этого нормативного акта написан таким образом, что его можно понять практически как угодно, и его необходимо отозвать и направить на доработку. А принятие закона в таком виде повлечёт непременно сокращение просветительских мероприятий, особенно в регионах и в малых городах.

Что говорят об этом документе другие эксперты

С тем, что постановление не только не вносит больше ясности, но ещё больше запутывает ситуацию, которую создаёт закон о просвещении, согласны и пермские эксперты. Так, доцент ПГНИУ Всеволод Бедерсон считает, что пока не совсем понятно, кто может попасть под возможный запрет просветительской работы, поскольку санкции не могут быть прописаны в постановлении. По его мнению, следующим шагом может стать внесение поправок в КоАП (а позже и в Уголовный кодекс) в части наказания за нарушение этого закона.

Также, по мнению Бедерсона, нам стоит ждать уменьшения количества научно-популярных мероприятий в целом и ухудшения их качества.

«На место опытных и имеющих хорошую репутацию просветителей придут государственно одобренные получиновники-полуобщественники из НКО- „приводных ремней“, которые будут нудеть всякую ерунду по государственно-одобренным направлениям развития науки и духовно-нравственной сферы жизни страны», — говорит пермский политолог.

Сооснователь группы инновационных образовательных компаний «Каменный город» Родион Брехач тоже считает, что с публикацией постановления вопросов стало ещё больше. По его мнению, из-за широты определений под действие закона может попасть любое распространение знаний вне государственных учреждений и просветительской деятельностью будет считаться всё что угодно: СМИ, TikTok, Telegram, Clubhouse и тому подобное. Поэтому остаётся лишь понять, насколько жёсткие меры и какие критерии будут выбраны и как будет осуществляться общий контроль:

«Я вижу два сценария возможного регулирования просветительской деятельности, — рассказывает Родион Брехач. — Первый: будет создан сервис или маркетплейс, в который все будут вносить свои события как в реестр или систему, которая по тегам или определённому скоринг-алгоритму будет определять, что можно проводить, а что нет.

Второй вариант: Правительство начнёт выдавать лицензии на „просветительскую деятельность“, которые получат не все. Самое удивительное, что регулироваться будет в формате самообследования. Зачем тогда всё это запускать? В проекте постановления сказано про регулирование „соответствия реализуемой просветительской деятельности её целям и направлениям, предусмотренным настоящим Положением“. Контролируем мы себя сами (учредители организации), а куда им обратиться, неизвестно, и ответственность будет лежать на них. Как будут регулировать и контролировать организации „в рамках проведения анализа отчётов о результатах самообследования образовательных организаций, предоставляемых учредителям в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273 „Об образовании в Российской Федерации“?

К тому же ещё не выбран регулятор, но мне кажется, что предварительно назначат Рособрнадзор в партнёрстве с Минцифрой. Плюс контроль за ней будет осуществляться только в „школах, театрах, библиотеках и иных организациях“. Всегда смущает приписка „иные организации“: эти допущение дают возможности и риски для многих просветителей, обратиться смогут к любому „просветителю“ и поинтересоваться насчёт определённой лекции или другого события».

Как и другие эксперты, Брехач приходит к выводу, что принятие закона и постановления в таком виде может повлечь серьёзное сокращение просветительских мероприятий.

Михаил Мальцев — директор независимого книжного магазина «Пиотровский» и организатор лектория в Центре городской культуры — считает, что количество таких мероприятий во многом будет зависеть от поведения их организаторов.

«Я собираюсь полностью игнорировать данный закон, вне зависимости от последствий, — говорит Мальцев. — Другое дело, как сейчас будет меняться среда. Тут никаких прогнозов сделать нельзя, но надеюсь, что коллеги настроены примерно так же, как и я. Один знакомый директор очень крупной культурной институции сказал буквально следующее: „Пусть идут на *** [ненормативное обозначение мужского детородного органа]! Ничего согласовывать мы не будем“.

***

Читайте также: Репортаж с вечера юмора автора законопроекта о просветительской деятельности, сенатора от Пермского края Андрея Климова.

„Всегда лучше что-то знать, чем не знать этого“: Михаил Мальцев о новом лектории ЦГК.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь