Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Россия будет просвещённой. Фельетоны, воспоминания и странные данные, которыми сенатор Андрей Климов поделился с пермяками в «День дурака»
Сенатор от Пермского края Андрей Климов часто бывает на слуху из-за своих инициатив и высказываний. Сейчас он знаменит законопроектом о просветительской деятельности, который вызвал однозначное неодобрение в научных кругах. Но, как у нас это обычно бывает, принятию закона это никак не помешало.
Оказывается, прежде чем стать политиком, Климов долгое время был юмористом, писал фельетоны и рассказы. Буквально на следующий день после принятия своего закона Советом Федерации, 1 апреля сенатор провёл в Пушкинской библиотеке Перми встречу с читателями, где представлял сборник своих юмористических произведений. Григорий Ноговицын побывал на этом вечере и рассказывает, что с высказываниями сенатора было не так (спойлер: почти всё, кроме воспоминаний).
Без цензуры
Казалось, что выход в свет такого противоречивого человека должен привлечь внимание общественности и стать местом, где ему можно будет задать пару острых вопросов. Но это только казалось. Из журналистов, кроме меня и нашего фотокора Насти, на встрече сенатора с читателями были только коллеги из 59.ru, которым сначала запрещали вести стрим, но потом всё-таки разрешили. Ещё хотел пройти сотрудник пермского штаба Навального Юрий Бобров, но его не пустили, поскольку он не зарегистрировался заранее.
Но зал Пушкинской библиотеки был на удивление полон, причём основную массу зрителей составили очень молодые люди, на вид то ли студенты младших курсов, то ли вообще старшеклассники. Как они оказались на вечере, где вспоминали юмор времён застоя, я не выяснил. Можно подумать, что их туда нагнали, но я в этом сомневаюсь, ведь ребята были слишком неорганизованны, да и кураторов заметно не было.
В начале встречи с читателями сенатор Андрей Климов рассказал, что его побудило вдруг припомнить литературное прошлое и представить книгу «Воспоминания о юморе», которая вышла ещё в 2013 году. Причина тому
Вот и решил Андрей Аркадьевич вспомнить, что «День дурака» всегда был для него важным праздником. Ведь с 1973 по 1990 годы он активно писал рассказы и фельетоны (часто в соавторстве с Яковом Бердичевским и Сергеем Тупицыным
«Это неплохой повод вспомнить былое. Посмотреть на тот мир и ощущения нынешними глазами и представить, как люди того времени воспринимали бы то, что происходит сегодня»,
— говорил о целях встречи Климов.
Правда, про шутки он рассказывал мало. Вечер состоял из того, что лектор, сидя рядом с огромным монитором, где крутили ностальгические фото советской Перми и снимки из его личного архива, травил разной степени ламповости истории из своей жизни: сначала просто так, а потом отвечая на вопросы из зала. Благо таких историй у Андрея Климова более чем в достатке.
Например, вспоминал советскую цензуру и необходимость литования
В сегодняшней России Климов никакой цензуры не видит:
«Сегодня есть определённые ограничения, никто с этим не спорит,
— говорил он.— Но это ограничения другого рода, так называемая редакционная политика, она есть везде в мире. Если издателю что-то не нравится, то ты можешь попытать счастья в другом месте. Это в понятие цензуры не включается. Недавно американцы очень хорошо это объяснили Трампу, когда сказали, что твиттер не является государственным учреждением, это просто редакционная политика частной компании и никакого отношения к первой поправке американской конституции это не имеет».
Ещё сенатор рассказывал о мощи печатного слова в СССР. Уже в 1980-е, будучи внештатным корреспондентом «Крокодила», он писал изобличающие недостатки жизни в стране тексты и фельетоны, после чего ему приходилось менять места жительства, чтобы герои этих заметок не могли ему что-то сделать.
В своей книге Андрей Климов расписывает этот момент подробнее, указывая что для работы над материалами им с Бердичевским (он тоже был внештатником) приходилось пользоваться методами конспирации, прятать рукописи и первоисточники. Ведь выходу новых статей всячески пытались помешать: следили, запугивали, пытались подкупить и даже давили на основной работе. Нынешний сенатор тогда преподавал на экономическом факультете ПГУ и, как он пишет, из-за своей журналистской деятельности имел серьёзный и непростой разговор с заведующим кафедры, которым тогда являлся небезызвестный Евгений Сапиро.
Если верить этим словам, то звучат они дико иронично. Ведь тогда получается, что Климов, который когда-то занимался журналистскими расследованиями, со временем сам стал их героем. О связанных с пермским парламентарием подозрительных финансовых схемах писала «Новая газета» после того, как в 2017 году он возглавил созданную в Совете Федерации комиссию по защите суверенитета и борьбе с иностранным вмешательством в дела России. Тогда наши коллеги выяснили, что у человека, занимающего такой пост, есть активы за рубежом. Позже своё расследование на эту же тему выпустил штаб Навального в Перми.
Сам Андрей Аркадьевич, кажется, понимает ироничность этой ситуации, и в начале встречи он заметил, что занял место того, кого критикуют. Причём те, кто сейчас это делает, не знают, что сенатор сам когда-то был в их шкуре.
Неисчислимый русский мир
Схожести с героем сатирического фельетона Андрею Климову придавало то, как он отвечал на вопросы из зала. Тут он проявил умение опытнейшего политика отвечать на вопросы так, чтобы не отвечать на них. Или отвечать, но при этом добавлять довольно неожиданные истории. Даже в тех случаях, когда это совершенно не нужно, ведь ничего особенного не спрашивали до самого конца встречи.
Рассказывая про отношение к Жванецкому, с которым Климов был знаком, парламентарий поведал о традициях русской интеллигенции и застольных беседах на кухнях за чаем. В ответ на вопрос, помогает ли чувство юмора в его работе, сенатор рассказал о нашем президенте. По его словам, у Путина очень мощное чувство юмора, которым он пользуется на закрытой части переговоров.
А ещё Климов поведал, как юмор выручал при переговорах с главами государств и в горячих точках, где «мины рядом рвались». Отвечая о том, читает ли он современную русскую прозу, пермский парламентарий сначала говорил, что нет, а потом зачем-то рассказал, как начал учить китайский в 58 лет, чтобы понимать, как думают наши товарищи из Поднебесной.
Но во всех ответах Андрея Климова был один чёткий лейтмотив
В этих же рассуждениях о русском мире сенатора Климова было очень много странных данных. Например, он заявлял, что за рубежом живут 250 миллионов русскоязычных, то есть впервые за пределами России говорящих по-русски людей живёт больше, чем в самой стране, а русская диаспора является третьей в мире по численности. А в США вообще живёт 6 миллионов русскоязычных.
К этим цифрам есть вопросы, потому что даже российский МИД не может назвать точное количество наших соотечественников за рубежом. Разные люди называют разные цифры
С количеством русских в США тоже непросто. Да, в приведённом по ссылке интервью директор департамента по работе с соотечественниками МИД РФ Олег Мальгинов вообще говорил о пяти-семи миллионах русских эмигрантов, прошедших через США. При этом по данным переписи населения за 2008 год, о своём русском происхождении заявило примерно 3 миллиона американцев.
Но это, на самом деле, лишь мелочи и штрихи к портрету человека, охраняющего нашу страну от иностранного вмешательства. Ведь главные противоречия в словах Андрея Климова начались при ответе на вопрос о законе о просветительской деятельности.
Самая просвещённая страна на планете Земля
Вопрос этот задал в самом конце встречи поэт и организатор поэтических мероприятий Евгений Гусев. Запираться Климов не стал, более того, к такому повороту он был явно готов и очень уверенно ответил хорошо подготовленными и не раз проговорёнными в разных интервью и выступлениях тезисами. Главный из них гласит, что закон никак не помешает и, наоборот, позволит заниматься просветительской деятельностью всем желающим, а имея определение этой деятельности, государство сможет выделять на неё финансирование.
«В этом законе важно, что он снимает неопределённость,
— рассказывал Андрей Климов.— Те люди, которые работают в системе образования, правильно меня поймут. Вы, наверное, знаете, что, чтобы устроиться на работу или вести урок, надо пройти кучу курсов переподготовки, переаттестаций и прочего. И когда человек пытается на площадке высшего учебного заведения или школы заниматься просветительской деятельностью, закон об образовании обязывает его пройти все эти круги ада. А он просто хотел поделиться чем-то своим. Этот законопроект выводит из ограничения закона об образовании все возможные категории для занятий просветительской деятельностью. Фактически он разрешает заниматься ей всем, кто законно находится на территории Российской Федерации. Это касается правительства, чиновников, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, физических лиц, частных предпринимателей. И этот же закон содержит исчерпывающий перечень запретов. Например, нельзя использовать просветительскую деятельность в целях разжигания ненависти на основе расовой, национальной, языковой принадлежности. Это табуировано, всё остальное— пожалуйста».
Как прокомментировал нам эти слова сенатора политолог, автор петиции о лишении Андрея Климова звания почётного профессора ПГНИУ Всеволод Бедерсон, на месте работы преподаватель преподаёт по закону об образовании, а не просвещает. При этом внеучебная деятельность не мешала никогда делать какие-то дополнительные курсы или что-то подобное.
И подобных странностей в словах Климова было много. Он умудрялся противоречить сам себе в рамках одного и того же высказывания. Ведь буквально сразу после того, как он рассказал, что закон даёт полную свободу на занятие просветительской деятельностью, парламентарий заявил, что будет некое предупреждение людей о том, что человек, занимающийся этой деятельностью, не имеет должной квалификации. Необходимость регулирования Андрей Аркадьевич описал весьма образно, как и подобает бывшему автору «Крокодила», причём, судя вот по этому отрывку старого интервью, он очень любит такие формулировки.
«Свобода слова
— это понятие круглосуточное, 24 часа в сутки без выходных,— говорил Андрей Климов.— Если вы пользуетесь свободой слова в два часа ночи при помощи микрофона в многоквартирном доме, то вам наверняка в дверь постучат соседи и участковый. Нужен некий разумный регламент. У каждого из нас есть свобода передвижения. При этом есть правила дорожного движения, есть пешеходные переходы, светофоры, правила пересечения перекрёстков, и все понимают, что это не про свободу передвижений, а про то, чтобы не было пробок или не дай бог ДТП. Так и здесь есть просветительские вещи, которые уместны только в категории 18+. Почему об этом заранее не известить? Или плохо знать человеку, который пришёл на лекцию по финансовой теме, что у лектора отсутствует финансовое или экономическое образование? Мы берём пачку сигарет, а там написано: „Курение опасно для вашего здоровья“. Курите вы или нет, но там об этом написано. Никаких других запретов правительство вводить не в праве. Все другие запреты только в рамках Конституции. Там всё перечислено и ничего больше быть не может. Поэтому, на мой взгляд, этот закон позволит нам со временем стать одной из самых просвещённых стран на планете Земля. И никаких других мыслей у авторов на этот счёт не было, нет и не будет».
Самым странным в том, что говорил на встрече Андрей Климов о своём законопроекте, было то, как он рассказывал о работе над ним и процессе его принятия. По словам сенатора, в правительстве была образована группа по сопровождения закона, она работала неспешно, поэтому не было ни одной сторонней комплексной поправки и ни одного отрицательного заключения от регионов. У академии наук возникли вопросы только по части оформления международных образовательных мероприятий. Поскольку спешки нет, то закон вступит в силу 1 сентября 2022 года. Что же тут не так, спросите вы? Да почти всё, отвечу я.
Академия наук просила отозвать закон. В разговоре с Алексеем Пивоваровым для канала «Редакция» Климов заявлял, что претензии у РАН были по другому поводу и связаны они с подчинениями вузов, что и вошло в комплексную поправку. В том же ролике «Редакции» социолог и музейный эксперт Александр Голубовский сказал о Климове, что тот «всё время лжёт» и что представителей академии наук не приглашали на слушания, а в законопроект были внесены лишь технические поправки.
Действительно, судя по истории принятия закона, во втором чтении в проект были внесены дополнения, которые касались как раз подчинения учебных заведений и заключения ими международных договоров. Они увеличили объём документа вдвое
Но удивительнее всего звучали заявления Климова, что закон вступит в полную силу только в сентябре 2022 года. Дело в том, что федеральной закон вступает в силу через 10 дней после публикации, если самим законом не установлен другой порядок. У закона о просвещении именно такой порядок, и в нём отдельно прописана дата, когда он вступает в силу,
На момент подготовки этой статьи закон о просвещении уже подписан президентом и официально опубликован. То есть он начнёт работать этим летом, и тут уже ничего не исправить. Но почему-то сенатор Андрей Климов, который проработал в обеих палатах российского парламента более двадцати лет и наверняка прекрасно знает, как работают федеральные законы, везде называет неверную дату вступления в силу им же написанного закона.
Ответом на вопрос о скандальном законопроекте вечер встречи парламентария с читателями в Перми закончился. После этого мы с коллегами успели задать Андрею Климову по одному вопросу.
Журналисты 59.ru спросили о его отношении к петиции о лишении звания заслуженного профессора Пермского госуниверситета. Климов ответил, что к таким инициативам относится спокойно, потому что за тридцать лет в политике его неоднократно пытались убить, из-за чего порой приходилось ходить в бронежилете по два-три месяца, и вообще он бывал в ситуациях, где его могла разорвать толпа разъярённых граждан. Но сенатор рад, что люди могут так о нём думать, что он дожил до того, что такое вообще стало возможным.
«Интересно в глаза посмотреть человеку, который выдвигает такие инициативы, ему, наверное, до сих пор приятно, что он такой смелый человек. Но это его проблемы, точно не мои, ему с этим жить»,
— высказался об авторе петиции о лишении его почётного звания Андрей Климов.
Также он пожелал инициаторам счастья и здоровья и посоветовал им начать лишать его почётных званий c Оксфордского университета, продолжить в Вене, и вообще он может нарисовать целую карту учебных заведений, где он имеет какие-то звания.
На мой вопрос о том, не помешает ли закон проводить разные мероприятия, вроде тех же поэтических вечеров, что устраивает Евгений Гусев, Андрей Аркадьевич ответил ещё одной своей заготовкой о том, что проблемы с законом должны возникнуть только у экстремистов. Что-то похожее он говорил в интервью «Коммерсанту», где заявлял, что запрещённая в России террористическая организация ИГИЛ тоже считает, что занимается просвещением. Мне же в пример сенатор привёл печально известную секту «Аум сенрикё» и талибов.
«Знаете, кто такие талибы? В переводе это значит „ученики“,
— рассказывал Андрей Климов.— Они считают себя просветителями. Я таких встречал, они мне в пустыне автомат к пузу приставляли и просили меня думать по-иному, но я продолжаю жить и думать так, как я думаю. Вот такого просветительства нам не надо».
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зарегистрировано — 586 случаев, скончалось — 0 человек, поправилось — 342
В Перми завершено расследование дела о смерти женщины и ребёнка, которые погибли в машине в реке Мулянке
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+