X

Подкасты

«Мы можем высвечивать важные явления». Наиля Аллахвердиева о работе PERMM с локальным контекстом и проблемах культурной политики города

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
161статья
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Хоббит: Битва пяти воинств»: самая короткая и самая динамичная глава саги о Средиземье

Заключительная часть Хоббит-трилогии ожидаемо получилась самой масштабной и драматичной.

1 032 минуты (без учёта расширенных версий) — именно столько вам понадобится времени, если вы решите устроить марафон по Средиземью и посмотреть все шесть экранизаций Питера Джексона на основе трудов Джона Рональда Руэла Толкиена. Финальная глава о приключениях Хоббита, как и предыдущие части трилогии, выполнена не без шероховатостей, но всё же ставит хорошую точку в одной из самых известных фэнтези-вселенных.

Предыдущие фильмы саги славились запоминающимися вступлениями. «Битва пяти воинств» начинается без раскачки и стартует ровно на том месте, на котором закончилась «Пустошь Смауга». И тут сразу постигает первое разочарование. Летящий уничтожать Озёрный город Смауг и последующие титры — самый несправедливый клиффхэнгер прошлого киногода. И после столь многообещающей концовки огнедышащего дракона в великолепной озвучке Бенедикта Камбербэтча убивают уже в первые 10 минут фильма.

Вообще, хронометраж — отдельный разговор. Парадоксально, но последняя глава о Средиземье получилась самой короткой из всех фильмов Джексона — 144 минуты. Это одновременно пошло фильму и на пользу, и во вред. С одной стороны, мы имеем хорошую динамику, благодаря чему картина практически не провисает, с другой стороны — многие диалоги и сцены выглядят неполными и хорошенько порезанными монтажными ножницами. Питер Джексон уже пообещал, что в расширенную версию войдёт порядка 30 минут вырезанных из театральной версии сцен, и это нормальная ситуация. Но когда в прокатный вариант фильма не попадает масса кадров из трейлера — это удручает. Войско гномов верхом на баранах, залп эльфов из луков, варги — всё это мы видели в рекламных материалах и не увидели в кинотеатре. В свете отсутствия варгов особенно абсурдно выглядит заголовок фильма, учитывая, что волкоподобные существа в произведении Толкиена представляли одну из армий. Не говоря уже о том, что у Беорна в обличье медведя, который внёс решающий вклад в разгром гоблинов, каких-то 2 секунды экранного времени.

Центральный персонаж «Битвы пяти воинств» — Торин (Ричард Армитраж), он одновременно является и антагонистом, и героем фильма. Нам демонстрируют перевоплощение храброго и отважного воина в алчного и жадного гнома, что ещё раз наглядно иллюстрирует, что Толкиен писал не о битве рас, а прежде всего о битве внутри нас. Остальные гномы снова выступают в качестве интерактивного декора, кроме разве что Кили, Фили, Балина, Двалина и Даина. Значительную роль играет Бард (Люк Эванс), Тауриэль (Эванджелин Лилли) является главным и единственным любовным интересом картины, а Леголас (Орландо Блум) по-прежнему выполняет функцию Терминатора — бессмертной машины для убийства, которая при этом нарушает все законы физики. С Леголасом, кстати, связана главная хохма «Битвы пяти воинств»: на шестой фильм саги у него наконец закончились стрелы. А ещё говорят, что у Питера Джексона плохое чувство юмора. Одной из самых запоминающихся сцен стала осада Дол-Гулдура с участием Галадриэль, Сарумана и Элронда, в которой 92-летний Кристофер Ли (понятное дело, не без участия дублёра) заправски раздаёт тумаки призракам кольца. Едко и не без доли иронии показаны и Орлы, которые в очередной (!) раз появляются в самый последний момент и всех спасают. Бестиарий, кстати, в картине великолепный. Летучие мыши, горные бараны, гигантские свиньи, лоси, огромные черви, великаны — художникам было где разгуляться.

Радует, что Питер Джексон проложил некоторые сюжетные мостики, ведущие к «Властелину колец», благодаря чему две трилогии теперь будут ощущаться более цельно и органично: Саруман и Саурон, Леголас и Арагорн, мифрил Бильбо.

Смерть Смауга, эльфы, прыгающие через фаланги гномов, гигантский лось Трандуила, прущий, словно носорог — все эти моменты впечатляют, но техническая сторона фильма снова вызывает вопросы. Джексон по-прежнему великолепно ставит массовые сцены с участием цифровых статистов, но когда дело доходит до локальных сражений, невольно задаёшься вопросом: зачем нужно было реалистичных и жутких орков из «Властелина колец», сделанных посредством грима и протезов, менять на компьютерных гоблинов из «Хоббита»? Прогресс ради прогресса. То же касается и окружения. Декораций и новозеландских локаций, которые радовали глаз во «Властелине колец», стало еще меньше: съемки на фоне зелёного экрана и компьютерные задники довольно часто режут глаз. Создаётся ощущение, что с тех пор, как Питер Джексон выбился в голливудскую элиту, он обленился. Возвращаясь к гриму, мейк-ап Орков нужно наносить часами, это значительно усложняет съёмочный процесс, который длился больше года, в то время как компьютерную обработку можно поручить программистам и больше не заморачиваться на этот счёт.

Сравните орка Готмога из «Возвращения короля» с Азогом из «Хоббита».

Композитор Говард Шор снова разочаровал и не выдал даже близко того, что мы слышали в предыдущей трилогии. То же касается и финальной песни «Last goodbay» в исполнении Билли Бойда. Она не сказать, что неудачная, но значительно уступает «May it Be» Энии из «Братства кольца».

Резюмируя финальную часть «Хоббита» и трилогию в целом нельзя не провести аналогию с другой знаменитой фэнтези-вселенной «Звездные войны». Джордж Лукас подарил миру культовую трилогию, а спустя много лет, разочаровав одних фанатов, воспитал новое поколение фанатов других. Именно такой же путь совершил и Питер Джексон. Трилогии-приквелы этих вселенных, может, и были нашпигованы современными спецэффектами — выполнены на более высоком технологическом уровне, но у них не получилось воспроизвести те эмоции и атмосферу, что подарили нам предшествующие фильмы. Не поймите меня неправильно: «Битва пяти воинств» — хорошее завершение трилогии. Питер Джексон вновь снял фильм, который выглядит лучше большинства других, если не всех, нынешних соседей по жанру. Но если вы хотите получить максимум удовольствия от просмотра новой трилогии, лучше все-таки абстрагироваться от сравнений с «Властелином колец».

Рекомендуем почитать

«Начинающим творцам важно, чтобы про них узнавали». Пермские независимые кинематографисты — в поддержку «Звезды»

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

Дорожки для велосипедистов, указатели и входные группы. Черняевский лес ждут перемены

Полина Путякова

«Еда на колёсах» и подсчёт бездомных в Перми. «Территория передышки» объявила о двух новых проектах

Максим Артамонов

Очередной суточный рекорд заражений. Дайджест ситуации с коронавирусом за 22 ноября в Пермском крае, России, мире

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+