Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Вопрос нового языка»: дискуссия о соотношении реального и виртуального в музейном деле
На независимом фестивале «Мосты», который проходил в Перми с 7 по 18 июля, Центр городской культуры инициировал дискуссию для музейщиков и всех, кто интересуется музейным делом. Тему долго подбирать не пришлось — в начале года многие в музейной сфере (и ЦГК в том числе) столкнулись с необходимостью «ухода в онлайн». Заглавным для дискуссии стал вопрос о том, может ли онлайн-выставка стать заменой реальному проекту или останется лишь его дополнением, но участники в своих рассуждениях зашли намного дальше, поделились своим опытом, рассказали о новых проектах и вообще попытались очертить своё видение музейного будущего как такового. Разговор длился два с половиной часа, поэтому здесь мы публикуем только некоторые из выступлений, которые мы сократили, постаравшись выделить самое главное и интересное.
Вступление от команды ЦГК
Онлайн-форматы в той или иной мере используются многими музеями, но ситуация самоизоляции позволила нам (или даже заставила нас) выходить в онлайн активнее и разрабатывать новые подходы. В большинстве случаев музеи не были готовы к этому, так что большинство проектов, появившихся за последние месяцы
Что до текущего момента, то на фоне изоляции немногие институции сделали что-то совершенно новое, но многие укомплектовали свой контент в онлайн-проекты. Также многие называют онлайн-выставкой видеоэкскурсии или гиды в рамках реально существующих экспозиций. Так, например, в рамках фестиваля «Мосты» поступил «Мемориал».
Но, кроме этого, появляются форматы, которые позволяют ощутить и понять выставку, не находясь в её пространстве, а просто наблюдая онлайн образы, связанные с ней. Так поступил «Гараж» в проекте «Экскурсовод на диване», в котором гиды просто рассказывали о выставке, основываясь на собственных воспоминаниях о ней. В «Граунде» также был запущен формат видеовстреч с рассказами о музее. Так, например. Анна Наринская рассказывала о выставке по памяти, однако этот рассказ вполне передаёт авторский замысел и те эмоции, которые выставка была призвана вызывать.
Есть немало примеров того, что, на наш взгляд, является онлайн-выставкой в наиболее полном смысле этого слова. Таков сайт Третьяковки, который является условным промо большой выставки. Тут не показываются и не дублируются работы с выставки, но он создаёт настроение и погружает в тему, и в экспозицию посетитель заходит с определённым бэкграундом. Это очень хорошее рабочее дополнение.
В музее PERMM активно используется формат, связанный с архивированием и отчётностью на материале уже прошедших выставок.
И последний пример
Если всё же говорить о совсем экспериментальных форматах
Плюсы онлайн-форматов, которые традиционно отмечают музейщики
Главный минус
Анна Суворова, искусствовед
Важно расставить акценты
Когда речь идёт об онлайне, важно не просто увидеть выставку, важно сформировать интерес к тому или иному кейсу искусства. И когда мы оказываемся в ситуации сидения дома, когда мы отрезаны от больших зрелищных историй
MOMA открыл свою очередную экспозицию в ноябре 2019 года и довольно скоро вынужден был закрыться. Что сделал музей? Не начинает судорожно снимать всё на видео или делать виртуальные копии. Он начинает делать акцент на тех произведениях, которые в иных обстоятельствах очень трудно пробиваются через другие зрелищные медиа. Например, довольно непросто в этом смысле работать с видео: музеи не могут позволить себе показывать выставки видеоарта одну за другой, это (условно говоря) скучно, это слишком большой массив для восприятия. Мы понимаем, что, даже если мы большие фанаты совриска, нам будет трудно прийти на выставку в музей и посмотреть все видео досконально. И вот MOMA делает подобные виртуальные выставки сейчас, когда они заточены под текущую ситуацию и формат. Ведь онлайн-форматы позволяют изменить оптику. Сделайте выставку документов, фотографий
Сергей Островский, заведующий отделом социально-культурной деятельности Пермского краеведческого музея
Краеведческий музей просто делает 3D-запись выставок, это помогает нам документировать выставочную деятельность: в основном мы делаем 3D-панорамы для временных экспозиций. Правда, лично мне это кажется довольно скучной историей
Если говорить об онлайн-проектах другого уровня
В целом же при работе с такими форматами всё зависит от целей. Если речь идёт об онлайне, то понятно, что надо прорабатывать трансляцию эмоций через монитор. В последнее время новыми продуктами в этом смысле для нас стали записи онлайн-лекций (в этом плане больше всего отличился Музей пермских древностей). Кроме лекций, были запущены трансляции с чтением в слух, и «ВКонтакте» до сих пор звучат эти вечерние сказки.
Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея
За время пандемии мы не смогли сделать какого-то специального формата и ответить каким-то принципиально новым предложением. Наработки, которые у нас были
Наиля Аллахвердиева, директор музея PERMM
В марте мы просто выезжали на том, что поддерживали последнюю открывшуюся выставку сопутствующими онлайн-форматами, но этот ресурс быстро был исчерпан. Переходным периодом стала Ночь музеев, когда пришлось придумывать альтернативный контент, и мы решили, что нужна масштабная провокация, чтобы стереть границы между реальностью и фантазией. С началом изоляции мы оказались космонавтами внутри скафандров-квартир. Эта замкнутость была такой сильной, что мы постоянно думали, как выйти за её границы. И «Ночное вторжение» стало нашей самой длинной ночью музеев
В тот период перед нами как никогда остро встал вопрос нового языка коммуникации. На самом деле, музей не умеет шутить: в депрессивные периоды с музеем успешно конкурируют программы типа Камеди Клабов, всем хочется по-новому ощутить себя через возможность смеяться. И поиск, и само переключение на новый язык были большой проблемой. Мы стали работать с профессиональной пиар-командой, и в конечном итоге пришли к созданию новой платформы
Я точно не могу сказать, что мы создали принципиально новый проект, как это сделал хореограф Владимир Варнава
Карантин
В мае, когда стало понятно, что нас не выпускают в музей, а будущая выставка ещё слишком далеко, мы оказались в пропасти
Наша аудитория за это время, как мне кажется, локализовалась. У меня пока нет понимания того, в какой степени эта аудитория стала внешней
Надежда Агишева, руководитель фонда поддержки культурных инициатив «Новая коллекция»
Ещё на старте проектов мы должны понимать, что онлайн и офлайн
В онлайне совсем иначе строится конкуренция. Давайте вспомним Дягилевский фестиваль
Даже если на будущий год мы забудем про вирус и вернёмся в офлайн, это вовсе не значит, что будет утрачен этот огромный потенциал наращивания аудитории, привлечения сторонников. Пусть даже это будет локальная аудитория
Ещё один момент в контексте этого разговора
И ещё один аспект связан с пространством. Технологии всё равно не позволяют преодолеть дистанцию. Напомню, что какое-то время назад модной темой стала реконструкция выставок в пространствах, в которых они не создавались изначально. Конечно, эта история была связана в первую очередь с важнейшими мировыми проектами: для них воссоздавался не только состав экспозиции, не только сопроводительные тексты, но и само пространство, в котором они были показаны впервые. И это потрясающий эффект: ведь и само пространство важно для того, чтобы человек в полном объёме погрузился в оригинальную атмосферу. В онлайне мы это комплексное ощущение передать не сможем.
Марина Пугина, независимая кураторка
Онлайн
Я отправила заявку на резиденцию в московскую галерею, и они дали нам возможность сделать выставку в онлайне
***
Читайте также:
Строгановы, боль, мосты и Тутанхамон. Музеи Перми открываются после карантинных ограничений
Дискуссия в бизнес-школе Сколково: как вынужденный переход в онлайн сказался на работе театров и музеев
Форум живых городов: эксперты обсудили, как опыт пандемии повлиял на жизнь городов.
«Смайлики станут допустимыми в официальных письмах». Социолог о том, как карантин повлиял на коммуникации и этикет.
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
На этой неделе в Перми и Москве пройдёт «Эхо Флаэртианы»
Без QR-кода здесь не место. В Пермском крае непривитых оставят дома
В ИК-10 Пермского края погиб заключённый. Предположительно, ему отрезало голову на пилораме
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+