X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Сейчас у нас пока период секты». Как в Перми появилась и чем занимается «Студия педагогической поддержки»

В 2019 году среди многих громких изменений произошло одно небольшое и достаточно тихое, но важное для большой системы. Несколько учителей и один психолог создали «Студию педагогической поддержки», чтобы помогать коллегам преодолевать эмоциональное выгорание, находить новые инструменты для работы и вообще объединить это сообщество. Пусть неофициально и без поддержки министерства образования.

Создатели «Студии педагогической поддержки»: Дарья Дягелец — учитель английского, обществознания и истории в школе «Точка», Екатерина Шуйская — учитель истории и обществознания в гимназии № 2, Даниил Гуров — учитель химии в школе № 9 и Ольга Муравейская — психолог, руководитель «Лаборатории социальных практик 21».

Студия педагогической поддержки на We-Fest

Как всё началось и зачем

Студия — это место не физическое, а скорее, ментальное, где люди чувствуют себя на одной волне. «У нас изначально была ассоциация с мастерской — педагоги как мастера, которые чем-то обмениваются, что-то творят вместе», — говорит об идее Дарья Дягелец, учитель в школе «Точка».

Она и задумала эту студию во время одного разговора:

«Летом 2018-го мы с моей коллегой-учительницей физики (сейчас она тоже с нами, но пока в декрете) говорили о том, что мероприятия, которые нам предлагают от департамента образования, вообще не полезны и не современны. Подумали, что можно сделать альтернативную подготовку учителей. Хотели оказать сопротивление давящим практикам, собраниям, где презентуют то, что не работает и что нельзя применить, где все сидят для галочки и сертификата».

Сначала не получалось выбрать вектор. «А потом случился We-Fest, где я выступала с манифестом о новой школе. Там мы познакомились с психологами Ольгой Муравейской и Марией Наймушиной, которые советовали, как бороться со школьной травлей», — рассказывает Дарья.

«Когда начали общаться, то поняли, что мы одного поля ягоды. Совпали взгляды, идеи и вообще друг другу понравились. Спонтанно решили объединиться», — говорит Ольга. В январе 2019 они встретились и договорились, что будут создавать неформальное комьюнити.

Постепенно и почти случайно нашлись и другие участники. С Даниилом Гуровым Дарья встретилась в «Сказариуме», когда рассказывала, чем занимается молодой педагог. «Это было так вдохновляюще, что я ушёл из НИИ», — говорит Даниил. А с Екатериной Шуйской они познакомились на интервью о школе.

Предложили учителям ходить в тапочках

Сейчас они проводят мероприятия и записывают подкасты о школе, стрессе и странных мыслях. В ноябре запустили онлайн-курс «Цифровые инструменты педагога» от соучастника Студии, преподавателя ПГНИУ Ивана Печищева.

Даниил Гуров, Дарья Дягелец, Екатерина Шуйская

Самое первое мероприятие провели в частной школе «Апельсин», это была педагогическая лаборатория «Как увлечь подростка учёбой: медиа инструменты». Говорят, не знали, на что рассчитывать, хотели всё провести в расслабленной обстановке и предложили учителям ходить в тапочках: «Пришли 30 человек, которые о нас тогда ничего не поняли: „Без поддержки сами взяли и организовались? Это как?“»

«Много обратной связи мы получили после разговора о том, как не выгорать учителям. Самый главный наш посыл был такой: нужно быть автором своей жизни, устанавливать границы, — рассказывает Дарья. — Одна учительница сказала потом, что чувствует себя объектом, у неё вообще нет своего мнения. И я подумала — блин, мы же об этом и говорили. Хотя я сама через это прошла в одной школе: долго не понимала, что становлюсь объектом манипуляции, а когда я попыталась расставить границы, было слишком поздно, и пришлось уйти».

Самое главное, как она говорит, — научиться помогать сначала друг другу: «В школе же часто учитель оказывается как в аквариуме. Сложно с коллегами чем-то делиться. При этом у каждой школы есть свои особенности. У кого-то паучье гнездо вместо учительской, а у кого-то — кофе-машина и полный комфорт. Мы просто пытаемся дать универсальные советы».

В октябре они провели в Центре городской культуры День У, где рассказывали про эмоциональный интеллект, проектирование уроков и выступили с манифестами «Почему я учитель».

Кем вдохновлялись

Изначально в качестве примеров неформального объединения учителей (пусть и в формате медиа) Дарья Дягелец стала искать подкасты и не нашла ни одного подходящего русскоязычного. Поэтому слушала американский Educators 2 Educators или подкаст австралийского журнала Teacher magazine, куда приглашают директоров школ и спрашивают, как два преподавателя работают вместе над одним уроком или как должна быть устроена учительская.

Ещё среди единомышленников они называют Geek Teachers — проект нескольких учителей, которые выиграли грант в Рыбаков Фонде и сейчас проводят фестивали для коллег. «Нужно сделать всё так круто, чтобы преподаватели могли по-настоящему отрываться и быть с детьми на одной волне. Они предлагают делать такие фестивали местным для местным. Мы тоже планируем провести такое мероприятие когда-нибудь, но сначала нужно подготовить сообщество, чтобы они могли приклеить себе блестки и оторваться, как их же ученики».

Екатерина Шуйская

При этом вся деятельность Студии волонтерская, департамент образования их пока не поддерживает. Да они и не знают, нужно это или нет — «ну, только если сказать, что нам можно доверять».

«Мы больше не за форму, а за содержание. Есть и похожие объединения, например, Совет молодых педагогов — мы общаемся, но не сливаемся (кажется, они больше за форму). Пока у нас период секты», — говорят организаторы Студии.

Цели

Вообще создание сообщества — пусть пока и полуоткрытого — не такая очевидная для системы образования цель. Тем более когда речь идет о поддержке, прежде всего психологической, а не о конкуренции.

Психолог Ольга Муравейская говорит, что учителя редко обращаются за помощью: «До сих пор школа живёт как закрытое пространство, и педсостав привык справляться своими силами».

«На учителей много возложено, зачастую одни требования противоречат другим. Почти все учителя вынуждены работать на две ставки, помимо этого загружены бумажной работой, так что рабочий ритм у педагогов получается сумасшедший. Картина такая складывается — от школы много чего требует вся вертикаль системы образования, система социальной защиты, комиссия по делам несовершеннолетних, прокуратура, Рособрнадзор и родители. Но мало кто хочет помочь. Школу принято ругать», — считает Ольга.

Ольга Муравейская и Даниил Гуров

Дарья Дягелец думает, что и сами учителя просто не доверяют молодым коллегам, так как постоянно видят текучку кадров — люди с горящими глазами приходят с желанием всё поменять, а уходят через пару месяцев или через год: зарплата маленькая, дети орут, родители странные.

Но постепенное движение в какую-то другую сторону они видят. Екатерина Шуйская рассказала, что у них в школе административная команда сама вышла к учителям с разговором о том, что им хотелось бы поменять: «Сначала все напряглись — „вот мы накидаем идеи, а нас потом заставят разрабатывать их“, — но сейчас постепенно вышли на диалог». В «Точке» преподаватели-дизайнеры и учителя общеобразовательных предметов решили обсудить, могут ли они договориться о сохранении общих ценностей и привить их школе. Так создали клуб единомышленников. Сначала на собрание из всех учителей пришли девять, а потом шесть. «Но и это успех!» — считает Дарья.

Доблестные воины клавиатуры и мышки

Но вообще это не кажется историей про объединение ради объединения. Скорее, это преодоление разобщенности учителей ради главного в их работе — детей. «Меня как-то приглашали в одну школу, но я не пошел. Меня здесь держат дети. Иногда я собираю от них обратную связь и потом перечитываю. Они не привыкли, что в школе спрашивают их мнение, что можно встать на уроке. Хотя я и осознаю, что я скучнее, чем их учитель биологии — он вот травит мемасики каждый урок», — говорит Даниил Гуров.

Примерно об этом же рассказывала Дарья Дягелец: «Как-то в нашу группу пришёл мой школьный учитель обществознания и под одним постом написал „Наивная дурочка“. Это увидели мои ученики и начали его атаковать: „Да как вы можете!“, „Аргументируйте свою позицию!“ Закончилось всё ничьей. Они доблестные воины клавиатуры и мышки, как сами мне сказали. Просто дети всегда видят, когда глаза горят».

Следить за Студией можно в группе ВКонтакте.

***

Читайте также:

Считаем души. Из чего складывается зарплата учителей

«Совет „не выделяться“ — это не совет ни фига». Травля в школе: кто виноват?

«Учителей не пускают в школьное „Подслушано“, я сижу в нём с фейкового акаунта». Истории парней, которые работают в школе

Новое на сайте

Пермские учёные: В 2020 году улучшилось качество воды в малых реках

Максим Артамонов

«Cегодня Навальный, завтра я». Фоторепортаж с акции в поддержку Навального в Перми

Екатерина Воронова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+