Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Неясно, где ты занимаешься пропагандой, а где — преподаёшь». Что изменилось в пермских школах после того, как семь лет назад приняли закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений
30-летний Дмитрий начал преподавать литературу в одной из школ Мотовилихинского района в середине прошлого года. В первый рабочий день к нему подошла соцпедагог и рассказала, что в седьмом «Б», где он взял классное руководство, учится мальчик, у которого «женское начало в мужском теле».
Когда Дмитрий впервые услышал от соцпедагога про Павлика, то очень удивился и спросил, откуда такое определение, на что Ольга Васильевна сообщила ему, что мальчику поставили диагноз в психиатрической клинике.
Дмитрий говорит, что Ольга Васильевна считает, что «такие дети очень неудобные, и их надо выдавить из школы». Она рекомендовала ему по любому поводу писать на Пашу докладные и, если тот будет плохо учиться, «не натягивать на тройки, а ставить неуд».
***
Закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних появился в России в 2013 году. За семь лет, что действует закон, решения о привлечении к ответственности по нему были вынесены около 15 раз, в подавляющем большинстве
Интернет-журнал «Звезда» выяснил, как «мёртвый» с юридической стороны закон на деле привёл к самоцензуре и страху учителей перед всем, что касается ЛГБТ, сплетням и доносам на школьников, а в некоторых случаях
- Имена преподавателей изменены, потому что никто из них не согласился говорить открыто из-за страха потерять работу или навредить своим ученикам. Имена детей изменены в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Соцпедагог считает, что такие дети принесут оружие и расстреляют половину школы
Павлик красит волосы в розовый цвет и приходит на уроки с лёгким макияжем: может нанести немного блёсток на брови или губы. В школе к этому относятся спокойно и краситься не запрещают.
Познакомившись с Павликом поближе, Дмитрий понял, что тот не испытывает дисфории по поводу своего биологического пола, мальчик считает себя мужчиной и говорит о себе в мужском роде. Его перепады настроения и замкнутость, на которые жаловалась Ольга Васильевна, связаны с продолжительным конфликтом с матерью. Ей не нравится, как Павлик изменился: стал увлекаться макияжем, подписался на блогеров по мейкапу, начал краситься сам, фотографироваться и выкладывать фото в своих аккаунтах в соцсетях. Она кричала на него, могла ударить, Павлик отвечал, начиналась драка, мать грозилась отдать его в детский дом или психбольницу.
За год работы Дмитрий видел мать Павлика пару раз, когда она приходила в школу по его просьбе. Потом женщина перестала отвечать на его звонки.
Классный руководитель пробовал отправить Павлика к школьному психологу, но у того нет времени на глубокую работу ни с ребёнком, ни с его матерью. В школе слишком много детей, и он может уделять мальчику несколько минут в неделю.
Эти смешочки в учительской по поводу Павлика были всегда
По словам Дмитрия, директор школы знает о ситуации в семье и старается поддерживать Павлика, всегда спрашивает, как у него дела, завуч по внеучебной работе оберегает и курирует его.
Паша почти не общается с парнями из класса, но те его не обижают. Дружит с девчонками, на технологию тоже ходит с ними. В школе нельзя выбрать между технологией для девочек и для мальчиков, и Павлик просто нарушает правила. Учительница по технологии относится к этому с пониманием, но не все преподаватели такие.
«Молодые преподаватели относятся к ЛГБТ либо нейтрально, либо сдержанно негативно: главное, чтобы меня не трогали,
— рассказывает Дмитрий.— Они ведут себя так, как будто этого не существует. Среди старшего поколения я вижу яркий негативизм. Вообще, эти смешочки в учительской по поводу Павлика были всегда: типа, ну что, он определился уже? В этом году, к счастью, такого уже нет, потому что я никак такие шутки не поощрял».
Психолог Мария Наймушина вела курсы по повышению квалификации для педагогов и психологов с 2013 по 2019 год. Она говорит, что благодаря закону о запрете нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних, с 2013 года ненависть к ЛГБТ начала пропагандироваться на государственном уровне.
Психолог считает, что закон имел отсроченный эффект, первое время о нём было известно, в основном, в активистской среде. Учителя стали задавать вопросы совсем недавно, спустя несколько лет после вступления закона в силу:
Более продвинутые интересуются, что делать, если кто-то из учеников выглядит или ведёт себя, как ЛГБТ. Самые смелые спрашивают, как с ними разговаривать. По наблюдениям Марии, в лучшем случае учителя реагируют на ЛГБТ-ребёнка игнорированием (из-за мнения, что любые упоминания ЛГБТ
«Мальчик с розовыми волосами считается опаснее тех, кто ворует или принимает наркотики»
Осенью 2019 года в школу, где работает Дмитрий, как и во все другие в Пермском крае, внедрили систему наблюдения за всеми детьми под названием «Траектория». В поисковике найти сайт нельзя, войти в систему можно только под индивидуальным логином и паролем. «Траекторию» заполняет классный руководитель на каждого отдельного ребёнка, так выявляют детей из группы риска, требующих особого внимания и поддержки со стороны. Для таких детей составляется ИПК
«Я увидел, что в карте Павлика соцпедагог сделала пометку к индикатору о деструктивных группах: „Причисляет себя к ЛГБТ“, хотя в списке деструктивных групп такой категории нет. Для меня это дискриминационная практика, потому что, кроме преподавателей, доступ к „Траектории“ есть и у других ведомств, например, полиции или комиссии по делам несовершеннолетних».
Мария Наймушина говорит, что школьные психологи и социальные педагоги только формально связаны этическим требованием о неразглашении и конфиденциальности, и поставлены в очень неудобную позицию, в которой, с одной стороны, должны соблюдать конфиденциальность, с другой стороны, если с ребёнком что-то случится, виноваты будут они.
В Министерстве образования Пермского края сообщили, что в первую очередь «Траектория» нужна для того, чтобы наладить взаимодействие между ведомствами для профилактики и выявления детского и семейного неблагополучия.
У родителей детей не спрашивают разрешения на сбор данных: в ведомстве пояснили, что этого не требуется. Опрошенные нами учителя подтвердили, что им запрещено рассказывать о системе родителям.
«Я не против „Траектории“, но она не достаточно эффективна,
— говорит одна из педагогов.— Она будто бы создана для подстраховки классных руководителей. Как только ребёнок совершит что-либо, сразу проверяют „Траекторию“, и слава учителю, если у этого ребёнка уже есть индикаторы, значит, он смог выявить отклонения, молодец».
Данные на ребёнка продолжают собирать, даже если он уходит из школы после девятого класса и поступает на средне-специальное. В случае, если ребёнок выпускается после 11 класса, его карта архивируется.
«В целом „Траектория“ выглядит, как полезная инициатива, потому что сбор информации был и до этого, но менее централизованный,
— говорит юрист Анна Плюснина.— Возможно, это действительно поможет выявить детей, которые находятся в зоне риска. Но собирать данные и давать доступ к ним другим органам можно только с письменного согласия родителей или представителей».
Законна ли запись соцработника о принадлежности Павлика к ЛГБТ, зависит от того, как эта информация будет использоваться дальше:
«Если, условно, вызовут родителей и скажут „о какой ужас, срочно сделайте ребёнка нормальным“, то это плохо и незаконно. Если же информация будет использоваться, как одна из характеристик, которая может являться основой для буллинга, и к таким ребятам будет оказываться дополнительное позитивное внимание, то, возможно, это хорошо».
Дмитрий рассказывает, что в их школе учатся действительно проблемные ребята: есть дети из очень бедных семей, которые воруют, есть дети, которые курят или принимают наркотики. Но соцпедагог считает мальчика с розовыми волосами опаснее их всех.
Дети просто хотят услышать правду о том, что происходит
Дмитрий никогда не видел, чтобы Павлика в школе обзывали или травили сверстники. У современных детей, говорит он, обострённое желание всех принимать. Если пять лет назад, когда Дмитрий только начал преподавать, за то, что ты отличаешься от других, могли и побить, то сейчас наоборот. «Я не такой, как все, и мне с этим ОК»
В начале 2020 года Дмитрий решил спросить у своих учеников, о чём они сами хотели бы узнать на уроках, потому что учебный план, по его мнению, не был ориентирован на интересы детей.
«Один класс мне сказал, что им интересно послушать об истории секс-меньшинств: как они жили раньше, как они живут теперь.
Я спросил:
— А почему вам интересно?Они ответили:
— Ну, потому что нам никто об этом не рассказывает, а та информация, которую можно найти, чаще всего окрашена чем-то негативным, а это такие же люди, как и все мы.И дети начали говорить про политическую ситуацию в мире на уроке литературы. Почему? Такое часто бывает, когда у тебя с детьми доверительные отношения. Они просто хотят услышать от тебя правду о том, что происходит. Неважно, относится это к твоему предмету или нет. Некоторые родители почему-то считают, что если ты об этом заговоришь, то у ребёнка появится страшнейший интерес, и он точно станет геем. То есть, как будто это какое-то заболевание. А детям просто интересно, они очень ценят, когда им рассказывают честно о чём-то подобном».
Дмитрий отмечает сразу две тенденции: большую бытовую гомофобию, которая проявляется в виде сплетен в учительской и гомофобных шуток среди учеников, и одновременно «страшнейший» интерес у школьников не только к теме ЛГБТ, но к сексуальному воспитанию вообще.
«Уроков сексуального просвещения нет, есть только уроки гигиены, где девочкам рассказывают про прокладки, а мальчикам
— про дезодоранты,— рассказывает Дмитрий.— В конце устраивается конкурс, где мальчик может выиграть дезодорант, а девочкам всем раздают прокладки. Эти конкурсы проходят отдельно, считается, что мальчикам не нужно знать про прокладки, а девочкам про дезодоранты. Ни про презервативы не рассказывают, ни про планирование семьи, ни про раннюю беременность, про это вообще ничего нет. Как будто бы никто не занимается сексом, и дети появляются почкованием».
Дмитрий планирует сдержать обещание, но пока не решил, как будет рассказывать ребятам о ЛГБТ, скорее всего, «мимоходом, через миллион оговорок»:
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 23 сентября 2014 г. N 24-П, сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних не исключает подачу соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте, объясняет юрист Анна Плюснина. Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, может осуществляться с привлечением специалистов
Таким образом, педагоги имеют право разговаривать с детьми о гомосексуальности, бисексуальности, трансгендерности, но в нейтральном контексте. Это значит, что нельзя давать положительные или отрицательные оценки, навязывать информацию, которая может вызвать интерес к таким отношениям.
Психолог Мария Наймушина согласна с мнением юриста, но не советовала бы учителям проводить секс-просвет про ЛГБТ в классах. Закон сам по себе неадекватный, говорит она, потому что там не пояснено, что такое пропаганда и что такое нетрадиционные сексуальные отношения:
Кроме того, Мария говорит, что закон противоречит научным данным, согласно которым уже больше 20 лет гомосексуальность и бисексуальность рассматриваются как нормальные варианты развития сексуальности; то есть ими нельзя «заразить» или «запропагандировать». В новой редакции международной классификации болезней (МКБ 11) из перечня заболеваний исключена и трансгендерность. Заболеванием же считается желание человека исправить свою гомо- или бисексуальность.
Индивидуальная беседа, когда педагог говорит наедине с учеником о том, что с ним происходит, о его гомосексуальности, не может считаться пропагандой. При этом учителю не стоит говорить, что «геем быть классно».
Была девочка-отличница, длинная коса, а сейчас — что это за фрик вообще?
Девятиклассник Матвей предпринимал попытки суицида трижды, но «ни разу не получилось». На вопрос, что стало причиной, отвечает, что в первый раз поругался с мамой и отчимом (они начали чаще пить), во второй раз
Матвей всегда больше общался с парнями, постоянно с кем-нибудь дрался: на палках, на кулаках, чаще всего один против всех. Когда понял, что не чувствует себя девушкой, сам постриг себе волосы и очень переживал, что стала расти грудь. Сейчас перед выходом из дома он утягивает её эластичным бинтом.
В классе Матвея не обижают, старшеклассникам на него «параллельно». Друзья, с которыми он гоняет футбол, сначала его не принимали, но он им всё объяснил, и они стали обращаться к нему в мужском роде. Компания парней из соседней школы угрожала побить и «изнасиловать его, чтобы исправить», но до этого не дошло.
Матвей говорит, что может за себя постоять, если надо подраться, может и подраться: «С этим проблем нет».
Год назад в школу, где учится Матвей, пришла работать новый психолог. Тая наблюдает за Матвеем и несколько раз консультировала его. Она подтверждает, что ребята из их школы его не травят, «дружат и спокойно взаимодействуют»:
Травлей Матвея занимаются исключительно учителя, говорит она. Раньше Матвей хорошо учился, участвовал в олимпиадах, «всегда вывозил класс» в творческих конкурсах. А несколько лет назад сильно изменился: подстригся, стал носить мужские джинсы и худи, замкнулся и стал агрессивным. Естественно, не всем учителям это понравилось.
Не надо тут пропагандировать
Учителя останавливают Матвея в коридоре и ведут с ним длинные разговоры о том, чтобы он выглядел, как полагается девочке, и вообще стал обратно нормальным.
Классная руководительница в старших классах, которая преподает математику, продолжает называть Матвея паспортным именем. Он говорит, что ей без разницы, и она делает это при всех:
Тая была свидетелем ещё одного случая: Матвей шёл по коридору во время перемены, а учительница английского языка, решив с ним поздороваться, громко крикнула:
Матвей помнит этот момент и считает, что «англичанка» сделала это специально: она прекрасно знает, что он просит всех обращаться к нему по имени «Матвей». Когда Тая пыталась поговорить с теми учителями, кто проявлял по отношению к Матвею трансфобию или вел себя некорректно, ей указывали на место и просили больше «тут не пропагандировать».
Учительница из начальной школы стала первой, кто принял Матвея. Мальчик приходит к ней каждую перемену, помогает проверять проверять тетради, если она не успевает. Они пьют кофе и много беседуют:
Учитель по ОБЖ тоже относится к Матвею, как к мужчине, и «жмёт руку при встрече». Хотя, по рассказам мальчиков, он часто высказывается против ЛГБТ:
***
Матвей планирует уйти из школы после девятого класса и устроиться в «Макдональдс», в летние каникулы он там подрабатывал. Мечтает съехать от родителей и жить отдельно. Когда появятся свои деньги, начнёт принимать гормоны. Пока шла работа над материалом, в школе, где учится Матвей, сменился директор, и психолога Таю уволили, потому что «она не справлялась с нагрузкой». Теперь Тая ищет новую работу.
Павлик продолжает развивать свой блог по мейкапу и рисует комиксы. Он надеется стать стилистом, когда вырастет. Дмитрий старается и дальше поддерживать Пашу, по его словам, соцпедагог пока оставила мальчика в покое и переключилась на других, «более проблемных» ребят»: кого-то из их школы подозревают в распространении наркотиков.
***
Читайте также:
Дноклассники. История Кирилла: «Из-за того, что я был геем, меня гнобила вся школа»
Разбор на тему, что такое школьная травля и кто в ней виноват, и карточки о том, что делать, когда ребенка травят в школе
Истории о том, как живут пермские однополые пары с ребёнком
«Здравствуй, школа!» В Перми ученицу гимназии братьев Каменских отстранили от уроков из-за розовых волос
Рекомендуем почитать
Зарплаты учителей и кадровый голод. О чём умалчивает рейтинг пермских школ
Новое на сайте
В Пермском крае обеспечивать безопасность в новогодние праздники будут ЧОПы, дружинники и казаки
История дома, рассказанная им самим. В Рабочем посёлке покажут уникальный аудиовизуальный перформанс о его жителях
«Узнай, как глубока кроличья нора». Тест на знание вселенной «Матрицы»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+