X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Вадим Балакин
7статей

Мартин МакДонах — обладатель «Оскара», штатный драматург Королевского национального театра. С 1 по 7 октября 2016 г. театральные постановки пьес ирландского драматурга из 8 стран мира будут представлены на сцене театра «У Моста».

Братья из Шотландии и террористы из Озёрска

Второй день фестиваля Мартина МакДонаха предоставил зрителям уникальную возможность увидеть два очень разных во всех смыслах спектакля — с одной стороны, «Сиротливый Запад» из Глазго. С другой — «Лейтенант с Инишмора» из города в Челябинской области.

Но спектакли были днём и вечером, а с утра прошло обсуждение членами жюри спектаклей прошедших накануне — польского «Безрукого из Спокэна» и «Палачей» театра «У Моста». Про спектакли говорили чуть больше двух часов, как обычно что-то хвалили, а какие-то моменты критиковали. Но точку в обсуждении поставил член жюри из Ирана — Салехпур Ардешир, он сказал, что Сергей Павлович Федотов интерпретирует МакДонаха так, когда-то интерпретировал Чехова Константин Сергеевич Станиславский...

Два раза — днём и вечером, на большой сцене театра «У Моста» показали спектакль «Сиротливый Запад» театра «Трон», который находится в городе Глазго. Эта труппа в первый раз приехала в Россию и привезла свою прошлогоднюю премьеру — спектакль, поставленный Энди Арнольдом, знаковой фигурой в шотландском театральном искусстве. Для пермяков это была отличная возможность увидеть пьесу МакДонаха на языке оригинала, в исполнении артистов, для которых этот национальный колорит произведений драматурга практически родной.

На сцене все полтора часа творится своеобразный детский сад, потому что враждующие братья Вэлин (Мартин МакКормик) и Коулмен (Крис Дональд), вынужденные уживаться друг с другом в одном доме, в этом спектакле ведут как капризные, взбалмошные дети, хотя они уже взрослые бородатые мужики.

Фото: Вадим Балакин

Вэлин с братом держится принципа «Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок», а Коулмен всё делает назло ему. Они готовы грызться и даже убивать из-за сущей ерунды. Шотландские артисты блестяще показывают этих двух очень разных инфантилов, вступающих в постоянные перепалки. Их порой разнимает умилительно жалкий и смешной священник Уэлш, блестяще сыгранный Майклом Диланом, а рядом периодически мелькает молоденькая, развязная девчушка Гёлин, в исполнении Кристи Пантон, для которой эта роль стала профессиональным дебютом после выпуска из Колледжа Клайда в Глазго.

Майкл Дилан в роли Отца Уэлша в спектакле «Сиротливый Запад» шотландского Tron Theatre. Фото: Вадим Балакин
Фото: Вадим Балакин

Все четыре артиста, как бы штампованно это ни прозвучало, чувствовали себя в этом материале как рыбы в воде. Это буквально ощущалось в их живой и энергичной речи и яркой актёрской игре. Особенно поражает тот факт, что исполнители роли братьев ввелись в этот спектакль специально для гастролей, всего за полторы недели до приезда в Пермь! Благодаря невероятнейшей работе артистов и находкам режиссёра, «Сиротливый Запад» становится очень драйвовой и уморительной комедией. Порой непонятно от чего зритель так смеётся, когда вроде ничего особенного на сцене не происходит, но юмор рождается из точных пауз, взглядов, жестов.

Но в этом спектакле юмор, как и всегда у МакДонаха, сочетается с тяжёлыми и даже трагическими вопросами. «Сиротливый Запад» театра «Tron» — это ещё и история взросления. Братья, пройдя сквозь почти детскую игру во взаимное прощение и самую их жесткую драку, всё-таки становятся взрослее и серьёзнее, кажется, даже находят своеобразный мир. На зрителей этот спектакль произвёл сильнейшее впечатление, и после спектакля зал долго аплодировал стоя.

Фото: Вадим Балакин

На контрасте с этим удивительно цельным «Сиротливым Западом» выглядел показанный вечером в малом зале театра «У Моста» спектакль «Лейтенант с Инишмора» театра драмы и комедии «Наш дом», из закрытого города Озёрска, что в Челябинской области.

Обычно в этой истории о том, как из-за чрезмерной привязанности одного безбашенного ирландского террориста к котику по имени Малыш Томас произошла настоящая кровавая баня, главного героя — Падрайка Озборна — показывают таким отважным, фанатичным боевиком. Но здесь молодой режиссёр (он же художник-постановщик, художник по свету, автор музыкального оформления и исполнитель одной из ролей) Никита Золин, представляет этого персонажа совсем в другом ключе — играющий его Андрей Сюськин совсем не похож на бойца. Его Падрайк — это хладнокровный, одетый с иголочки садист, которому просто очень нравится пытать и убивать людей.

Фото: Вадим Балакин

Кроме того, режиссёр не побоялся местами обрезать текст пьесы, а кое-где добавить немного в него от себя. И эта отсебятина в виде различных коротких реплик удачно входит в ткань пьесы и даже немного дополняет её. В озёрском «Лейтенанте с Инишмора» герои много ругаются и бьют друг друга, а сцена пытки в начале и расчленения в конце сделаны с фантазией, артисты делают все эти рискованные вещи с явным удовольствием.

Фото: Вадим Балакин

Но в актёрских работах кроется одна из бед этого спектакля — половину ролей играют молодые артисты, а другую половину актёры постарше, и заметно, что они работают немного на разных уровнях и в разных манерах. Особенно это забавно смотрится, когда появляется троица боевиков, желающих убить Падрайка, в которой всего один юноша (кстати, его играет сам режиссёр), и двум другим бойцам он годится в сыновья.

Фото: Вадим Балакин

К сожалению, этот спектакль промахивается мимо заложенной в пьесе в нём мощнейшей проблематики терроризма и насилия вообще, а также совсем не попадает в столь важный в произведениях МакДонаха национальный колорит. Грубо говоря, спектакль по пьесе «Лейтенант с Инишмора» должен быть либо очень весёлым, либо очень жестоким, а и в идеале и тем, и другим. Но постановка театра «Наш дом» немного не дотягивает в обоих направлениях, что, впрочем, не помешало ей по-своему стать довольно интересным зрелищем.

Рекомендуем почитать

«Золотые маски» Перми с 1996 по 2020. Полная история участия пермских театров в главной театральной премии России

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

Коты, кошки и котята. Семь книг про хвостатых и усатых

Сергей Сигерсон

К 300-летию Перми отремонтируют дом, в котором находился «Детский мир». Советскую вывеску «Игрушки» не сохранят

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+