Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Городские фотографы. Тимур Баринов
Мы продолжаем наш небольшой цикл, в котором открываем для вас интересных российских уличных фотографов, эстетика работ которых кажется нам близкой. В этой серии — казанский фотограф Тимур Баринов, чей взгляд на городское пространство сформировался под влиянием многих классиков — от Анри Картье-Брессона до Александра Слюсарева, но при этом остался самобытным.
Тимур Баринов
Родился и вырос под Казанью, среди леса и озер. Закончив школу, поступил в Казанский институт культуры (библиотечно-библиографический факультет). После немного поработал в библиотеках, а потом, в основном, в продажах (книги, окна, детские игрушки и т. д.) Участвовал в нескольких коллективных фотовыставках. В январе 2018 года при поддержке фотографа Владимира Кравцова и заведующей библиотекой Оксаны Исаевой была организована персональная выставка в Центральной библиотеке Казани под названием «Сор повседневности. Метафизическая фотография». В разное время фотографии Тимура Баринова печатались в журнале Irreаlity и книгах «Метафизическая фотография» и «Города как камни и представления».
Если не считать первые опыты на разные мыльницы в 2003-2006 годах, то, активно снимать начал в 2009 году. Поснимал разное-всякое: пейзажи, людей, животных, поигрался с макросъемками. В 10-м году появился цифровой Pentax К7, дальше Nikon D700, который сменился на Fuji X100. Использую его до сих пор, хотя временами переживаю ностальгию по приличной зеркалке с цепким автофокусом и «светлым» зумом. Конечно, Картье-Брессон умудрялся делать шедевры весьма простыми камерами, но, как по мне, для уличной динамичной съемки куда удобнее современные аппараты. Главное
Примерно через год экспериментов, сделав с десяток, как я считал, весьма приличных пейзажных картинок, отправил их Александру Лапину. К моему удивлению, Александр отказался давать комментарии, ограничившись фразой: «Приходите лет через 10». Это обескураживало. Но я вцепился и настойчиво попросил более подробного ответа. Если вкратце, то Александр сказал примерно следующее: нет смысла фотографировать красоту, очевидную красоту
Что ж... Я уничтожил не один десяток отснятых пленок. И начал активно изучать классиков. Картье-Брессона, Андре Кертеша и далее и далее. В процессе изучения набрел на картинки «отца русской фотографии» Александра Слюсарева. Его черно-белые квадраты глубоко впечатлили и расширили представление об объекте фотосъемки. Оказалось, что можно снимать практически ВСЕ. Важна подача. Искусство приготовить. Сырое и вареное.
Сан Саныч был не какой-то недостижимой фигурой, как французские классики, например. Я добавился к нему в друзья в Живой Журнал. И, более того, вскоре получил личное сообщение с вопросом: «А что вы не френдите никого?» Так завязалось наше общение
Надо сказать, что современные работы Александра Слюсарева были мной восприняты далеко не сразу, впрочем, кого-то они возмущали и раздражали по-настоящему, вызывали негативную реакцию, резкие комментарии. На них Сан Саныч терпеливо и сдержано реагировал. ЖЖ Слюсарева был действительно живым. Он не вставал в позу «классика», учителя
Получив мощнейший визуальный заряд от работ Слюсарева, а также от классиков стрит-фотографии, кинополотен Куросавы, Бунюэля, Антониони, музыки King Crimson, Van Der Graaff Generator и прочих, я вышел на улицу. Будто впервые. А ведь и взаправду -впервые. Я хотел увидеть всё самостоятельно. Снимал то, что задевало визуально. А что задевает? Контрасты, противоречия, нестыковки, гармония или дисбаланс, шепоты, крики, звуки и призвуки. Жизнь! Визуальная жизнь. Мир, который вокруг. Который, вроде бы, был (есть) всегда. Но, во-первых, «все течет», а во-вторых, через окуляр видоискателя привычный мир начинает раскрываться как Другой. Как искусство. Оно ведь не только где-то в музеях. Хорошая сцена есть в фильме «Аптечный ковбой», где Уильям Берроуз, общаясь на неспешной прогулке, говорит своему приятелю, наркоману, решившемуся встать на путь исправления: «Взгляни на то дерево
Но увидеть мало. Нужно собрать. А вот собрать
В последние годы я, все-таки, стрит-фотограф в больших кавычках. Людей на моих кадрах почти нет. Отчасти это связано с выбором инструмента, не самого удобного для подобного стиля, отчасти
Мне не близка мысль, что в России сложно снимать, хотя наследие советской паранойи тянется шлейфом. Но в Неаполе, скажем, тоже нелегко. Особенно, когда не знаешь языка и пытаешься фотографировать
Впрочем, стрит-фотограф не должен забывать, что он нарушает границы (не бог весть какие, но все же). И быть готовым к разговору с людьми. Иногда нужно покинуть локацию, иногда показать (и рассказать!), что снято, в крайних и редких случаях
Закончить хочу цитатой: пусть она послужит настроем для постижения мира через объектив:
Учение дзэн утверждает, что в основе всех вещей лежит пустота, через которую возможно увидеть недвойственность всех вещей и явлений. Дзэн указывает, что пустоту можно лишь постигнуть, например, в капле росы, но не описать словами. Пустота в дзэн имеет не обычный отрицательный смысл, означающий «отсутствие чего-либо», а понимается как «наполненность», которая «потенциально содержит всю вселенную». Также пустота означает отсутствие границы между человеком и всем, что его окружает, когда человек начинает непосредственно воспринимать реальность такой, как она есть, без своих «субъективных взглядов», искажающих восприятие.
***
Следить за новыми публикациями Тимура Баринова можно в его «Фейсбуке». Желающих он приглашает к совместным фотопрогулкам по Казани.
Также читайте предыдущий материал цикла
Рекомендуем почитать
В окрестностях древнего озера: посёлок Кирова и Налимиха
«Нашим деткам»: суровые красоты Запруда и Гарцов
Архитектурные потери Перми 2020 года
Новое на сайте
В Кудымкаре новый дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья, стал разрушаться. Жильцов попросили съехать до 1 мая
«Они увеличили сроки в три раза». Что не так с новым порядком согласования митингов в Пермском крае
Подснежники с запахом. Как спасти весенний город от собачьих экскрементов?
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+