Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Они здесь. О чём рассказывают две «иностранные» премьеры «Новой драмы»
Камерный театр «Новая драма» в начале ноября с разницей всего в неделю выпустил сразу две премьеры. Причём обе — по пьесам иностранных драматургов, которые до этого в России не ставились. Сначала показали «Игру неведомого» (16+) Евы Малити Франёвой, а затем — «Море» (16+) Юна Фоссе. Оба спектакля абсолютно разные, и из общего у них, кроме актёров, лишь необычные темы, редкие формы и постоянное упоминание моря (которого, кажется, там на самом деле и нет).
Есть соблазн увидеть некую концепцию в том, что маленькая, но гордая «Новая драма», обычно выпускающая в сезон всего одну премьеру, в этот раз выкатила сразу два новых спектакля, ещё и по пьесам европейских драматургов, с промежутком всего в неделю. Это, конечно, красиво, и сейчас театр может делать вид, что изначально всё так и задумывалось, но вряд ли это так на самом деле. Скорее всего, это связано с более прозаическими обязательствами театра по отчётам за различные гранты, на которые эти спектакли и поставлены, ведь их выделили очень серьёзные организации.
«Игра неведомого»
Идентификация Карола
Поскольку бывшая страна соцлагеря нам явно ближе, чем нынешний скандинавский социализм, то начать разговор стоит с «Игры неведомого». Этот спектакль поставила худрук «Новой драмы» Марина Оленёва по пьесе драматурга Евы Малити Франевой, произведения которой никогда ранее не появлялись на российской сцене.
Главный герой «Игры неведомого» Карол (Алексей Корсуков) исполнил мечту поросёнка Петра (и многих россиян), свалив за бугор. Если точнее, уехал из родной словацкой Банской-Бистрицы в Брюссель. Там он сразу же стал работать в самом центре города. Если опять быть точными, убирать стаканы и мыть столы в кафе на Плас Журдан
В этом странном месте главный герой сталкивается с такими же эмигрантами, как он
Но не надо удивляться и начинать писать доносы о пропаганде чего-то нехорошего. Дело в том, что главные темы «Игры неведомого»
Сказать, что таким спектаклем «Новая драма» точнёхонько попадает в самый нерв наших дней
Режиссёр Марина Оленёва и артисты «Новой драмы» в «Игре неведомого» ко всем этим актуальным вопросам подходят очень компетентно, сдержанно и профессионально. Это безусловное достоинство и при этом недостаток спектакля. Он хорошо решён, разобран, там интересные визуальные эффекты и актёрские работы. Лучше всех, конечно, Михаил Шестаков, в африканском старике которого, как в магистре Йоде из первых «Звёздных войн», легко уживаются как комичность, так и мудрость. Главная звезда театра на текущий момент
Потому что, к сожалению, пока дальше своего профессионализма «Игра неведомого» не уходит. Она выглядит типичным для «Новой драмы» спектаклем, которому ещё предстоит вызревать со временем, потому что премьеру надо было сдавать в жёсткие сроки отчётов по грантам. Спектакль пока только формируется и явно будет дальше докапываться до заложенных в нём вопросов, и как-то их раскрывать. А пока всё находится на поверхности, отчего в спектакле и появляется слегка карикатурная для 2019 года демонстрация геев, или уходящая немного в никуда финальная мистическая линия самопознания главного героя, которую ещё и слегка заваливает сам Алексей Корсуков, внезапно выдавая нигде ранее не обозначенную иронию.
Впрочем, сам факт, что теперь в Перми есть спектакль хотя бы пытающийся говорить о стольких важных современных вопросах, явно заслуживает того, чтобы дать «Игре неведомого» шанс и с интересом ждать, во что же она превратится со временем. К счастью, второй иностранной премьере «Новой драмы» никакие авансы не нужны. А вот зрительское внимание необходимо.
Это чёрный Уроборос — военно-морской змей
В чёрно-белой комнате чёрно-белые люди говорят, говорят, говорят... Чёрт его знает, о чём они говорят. Об одном и том же болтают, переливая из пустого в порожнее и переходя с места на место. Капитан корабля (Дмитрий Курочкин) постоянно талдычит о море, хотя моря, может, и нет совсем. Гитарист (снова Алексей Корсуков) говорит, что он играет самую прекрасную гитарную музыку, хотя её тоже нет совсем. К ним ещё присоединяются люди, начиная очередной протяжный диалог с обязательной фразы «Я здесь». Так приходят Женщина (снова Кристина Заборских) и Мужчина (Тимофей Кураев) которые треплются о своих отношениях и любви, которых тоже, может, и нет. А потом ещё и одна парочка заявляется
Вы прочитали краткое описание спектакля «Море». Серьёзно, спектакль выглядит именно так, и ничего больше в течение часа, кроме болтовни буквально ни о чём и переходов с места на место под музыку, не происходит. Впрочем, когда эти разговоры и хождения туда-сюда великолепно прописаны, застроены и сыграны, смотреть на них можно и дольше.
А они и в правду великолепны. Что касается текста всех этих кажущихся бесконечными рассуждений, то он запредельно хорош, потому что принадлежит одному из самых значительных из ныне живущих драматургов, часто фигурирующему в букмейкерских списках на получение Нобелевской премии по литературе, норвежцу Юну Фоссе. Несмотря на то, что он уже фактически живой классик мирового уровня, в России с его пьесами ситуация двоякая. С одной стороны, их вроде как ставят, недавно на русском издали сборник, и даже фестиваль спектаклей по произведения Фоссе проводился. Но, с другой стороны, этот автор у нас не особо на слуху, и наверняка многие из вас узнали о его существовании только что.
Даже одна из последних пьес Юна Фоссе «Море» на русский официально не переведена. Её специально для своей постановки в «Новой драме» и перевёл Арсений Бехтерев
Тем удивительнее, что в строгом, почти безвоздушном и обезличенном пространстве «нигде и никогда», где и очутились герои «Моря», артистам удаётся даже показать какую-то важную черту каждого персонажа. Капитан Дмитрия Курочкина постоянно напряжён, как сжатая пружина, которая никогда не распрямится. Гитарист Алексей Корсукова слегка озадачен и никогда не поймёт, где он. Мужчина Тимофея Кураева и Женщина Кристины Заборских растеряны и никогда не поймут, любят ли друг друга. Пожилой Мужчина Льва Островского и Пожилая Женщина Натальи Аймановой что-то вспоминают, но так и не поймут, было ли их прошлое на самом деле.
Вообще работа последних двух артистов самая примечательная. Молодой режиссёр сознательно ввёл в компанию своих ровесников двух возрастных артистов, не особо памятных широкой публике, особенно той, что узнала про Юна Фоссе из этого текста. Вообще Лев Островский
При всей своей исключительной профессиональности и чёткости, «Море»
«Море»
***
Читайте также: интервью со словацким драматургом Евой Малити Франевой, автором пьесы «Игра неведомого»
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
«За свободу слова и права человека». Пермяки рассказали, почему они выходят на акции протеста
В Пермском крае с начала пандемии коронавирусом заболели 38 939 человек. Смотрите все данные в динамике
Общественники предложили лишить сенатора Андрея Климова звания почётного профессора ПГНИУ. Учёный совет вуза отказался это обсуждать
На Пермском пороховом заводе произошёл пожар. Есть пострадавшие
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+