Подкасты
Рассылка
Стань Звездой

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Дом, который разрушил сам себя, или поразительная двойственность спектакля «Дом Бернарды Альбы»
«Дом Бернарды Альбы»
«Дом Бернарды Альбы» начинается с невероятно выразительной и мощной сцены, которая задаёт тон всему спектаклю. Под размеренную музыку и писклявый говорок экономки Понсии (Мария Полыгалова) поверху широкой лестницы (центрального элемента всего спектакля) на фоне красного неба, церкви и лимонного дерева медленно и чинно движутся несколько женщин в чёрном. Это семейство, только что похоронившее отца. По этому поводу хозяйка дома Бернарда Альба (Елена Старостина) в ходе очень напряжённо и красиво поставленной трапезы объявляет пяти своим дочерям, что теперь всем им предстоит восемь лет носить траур. То есть и без того строгий дом, порядки и нравы которого застряли где-то во временах испанской инквизиции (которую никто не ждёт), станет ещё суровее. Девушкам остаётся только шить приданное и страдать из-за невозможности любви и свободы, которых девицам ой как хочется. Эти страдания подчёркнуты опять же очень эффектными вставками сцен-видений с чтением стихов испанских поэтов, многочисленными символами (лимонами, зеркалами, призраками и даже несколькими лунами) и видео-артом.
Так спектакль «Дом Бернарды Альбы» буквально сразу же показывает очень высокий уровень работы режиссёра Дианы Добревой и вообще всей постановочной команды

Хотя, конечно же, одной всё не ограничивается одной только сценографией. Спектакль весь состоит из множества интересных приёмов, ходов, образов. Чего хотя бы стоит момент первого чтения стихов, где из лестницы появляются руки дочерей, или буквально изнывающий от эротизма эпизод, где девушки на жаре наблюдают за работой косарей в поле. И всё это работает на то, чтобы показать как чувственность героинь, так и их изолированность, и то, что творится с женским сердцем взаперти.
А что касается самих героинь, то, с одной стороны, «Дом Бернарды Альбы»
Но при этом каким-то персонажам дано чуть больше красок, благодаря которым они становятся чуть заметнее. И кое-где это буквально краски

И вот вроде бы на этом можно закончить дозволенные речи и заявить, что спектакль удался, указав на все перечисленные выше многочисленные достоинства. Но, к сожалению, всё не так просто. Проблема в той поразительной двойственности «Дома Бернарды Альбы», из-за которой все его достоинства превращаются в проблемы. Ведь очень быстро заявленное в самом начале напряжение куда-то исчезает, а многочисленные находки и решения, которые были великолепны первые минуты, очень быстро перестают работать и превращаются в приём ради приёма. Поэтому все эти стихи, видео и остальное начинают чудовищно перегружать спектакль. Постепенно там становится слишком много всего, и порой кажется, что на сцене может появиться вообще что угодно, вплоть до троицы испанских инквизиторов (которых никто не ждёт) или даже четырёх маршевых колонн франкистов. Почему бы и нет? Есть же там луны, апельсины, строй косарей, сцена линчевания и Олег Выходов, играющий старуху Марию Хосефу (это должно быть мило, но деле слишком комично для такого мрачного спектакля). И как бы не был прекрасен каждый элемент в отдельности, вместе они начинают толкаться и мешать друг другу, а обильная симвология становится просто навязчивой и чрезмерной. Поэтому к концу «Дом Бернарды Альбы» выходит очень тяжёлым для восприятия произведением, буквально теряющимся во всех своих находках.

Все эти композиционные странности особенно бросаются в глаза в финале. Точнее в финалах, ведь у спектакля их три. Это три разные сцены в конце спектакля, каждая из которых
Вот так и получается, что, образно говоря, «Дом Бернарды Альбы» буквально разрушает сам себя, проваливаясь под тяжёлым весом собственных разнообразных и прекрасных конструкций. Впрочем, в этом можно видеть пусть и невольную, но своеобразную буквальную интерпретацию пьесы Федерико Гарсиа Лорки, которая и рассказывает о саморазрушении «дома» под весом накопившихся взаперти противоречий. Другой интерпретации «Дома Бернарды Альбы» спектакль просто не предлагает, ведь Диана Добрева довольно усердно следует за текстом автора, подробно перенося его на сцену, не смея шагнуть в сторону. Это, как говорил один персонаж хитового сериала, не хорошо и не ужасно, но из-за этого вся основная сила впечатлений ложится только на стиль и визуал. Который, как уже сказано выше, тяжеловесен из-за своей избыточности.

Можно понять, почему всё так вышло. Наверное, режиссёр хотела как можно полнее и разнообразнее показать эмоции героинь и их трагедию, но слегка перегнула палку, увлекшись разными приёмами. Поэтому и получается «Дом Бернарды Альбы» удивительным явлением

P.S. Я был на премьерном показе спектакля и видел, как актриса Дарья Егорова сделала своё нашумевшее заявление. Впечатления от спектакля это не испортило, наоборот, это было довольно органично его теме. Развёрнутого комментария по этому поводу не будет (а вы ведь ради этого рецензию дочитали?). Потому что в нашем издании на эту тему уже отлично высказался Сергей Кучевасов, так что ни добавить, ни убавить.
***
Читайте также: интервью с режиссёром Дианой Добревой о том, как она решила ставить спектакль в Перми, почему выбрала именно эту пьесу и о том, что важнее всего для человеческого сердца.
Колонку Сергея Кучевасова о скандале с актрисой Дарьей Егоровой, произошедшем после премьерного показа «Дома Бернарды Альбы».
Рекомендуем почитать


«Кармен» как метафора. Александр Михайлов объясняет, как нужно смотреть оперу Константина Богомолова

Гнев Гая Ричи
Новое на сайте



«Шесть лет уже каждую ночь реву: какая несправедливость — посадить невинного человека». Как в небольшом селе Ключи живёт семья парня, осуждённого за убийство

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+