X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Никита и Андрей Чунтомовы
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Дом, который разрушил сам себя, или поразительная двойственность спектакля «Дом Бернарды Альбы»

«Дом Бернарды Альбы» — знаменитая пьеса трагически погибшего в начале гражданской войны в Испании поэта Федерико Гарсиа Лорки. Её постановка в Пермском академическом Театре-Театре стала первой работой в России для титулованного болгарского режиссёра Дианы Добревой. Спектакль «Дом Бернарды Альбы» прославился уже на следующий день после премьеры, но не как художественное произведение. Хотя, немного отодвинув в сторону шумиху (о ней уже сказано достаточно), стоит поговорить именно о самом спектакле, потому что он удивительным образом умудряется пострадать от собственных же достоинств.

«Дом Бернарды Альбы» начинается с невероятно выразительной и мощной сцены, которая задаёт тон всему спектаклю. Под размеренную музыку и писклявый говорок экономки Понсии (Мария Полыгалова) поверху широкой лестницы (центрального элемента всего спектакля) на фоне красного неба, церкви и лимонного дерева медленно и чинно движутся несколько женщин в чёрном. Это семейство, только что похоронившее отца. По этому поводу хозяйка дома Бернарда Альба (Елена Старостина) в ходе очень напряжённо и красиво поставленной трапезы объявляет пяти своим дочерям, что теперь всем им предстоит восемь лет носить траур. То есть и без того строгий дом, порядки и нравы которого застряли где-то во временах испанской инквизиции (которую никто не ждёт), станет ещё суровее. Девушкам остаётся только шить приданное и страдать из-за невозможности любви и свободы, которых девицам ой как хочется. Эти страдания подчёркнуты опять же очень эффектными вставками сцен-видений с чтением стихов испанских поэтов, многочисленными символами (лимонами, зеркалами, призраками и даже несколькими лунами) и видео-артом.

Так спектакль «Дом Бернарды Альбы» буквально сразу же показывает очень высокий уровень работы режиссёра Дианы Добревой и вообще всей постановочной команды — сценографа из Болгарии Миры Калановой, художника по свету Евгения Козина, композитора Виталия Истомина и создателей видео Петра Марамзина и Алексея Шевченко. Визуальный стиль (кажется, явно подмигивающий работам Роберта Уилсона), гнетущая атмосфера застойного дома, напряжение и светлые мечты всех в нём живущих — всё это сделано просто великолепно. Особенно разнообразный визуал, который меняется и удивляет вплоть до самых финальных аплодисментов. «Дом Бернарды Альбы» чертовски красив, и именно его стиль составляет львиную долю впечатлений от спектакля.

Фото: Никита и Андрей Чунтомовы

Хотя, конечно же, одной всё не ограничивается одной только сценографией. Спектакль весь состоит из множества интересных приёмов, ходов, образов. Чего хотя бы стоит момент первого чтения стихов, где из лестницы появляются руки дочерей, или буквально изнывающий от эротизма эпизод, где девушки на жаре наблюдают за работой косарей в поле. И всё это работает на то, чтобы показать как чувственность героинь, так и их изолированность, и то, что творится с женским сердцем взаперти.

А что касается самих героинь, то, с одной стороны, «Дом Бернарды Альбы» — спектакль ансамблевый, в котором трудно отметить кого-то одного, все актрисы одинаково хороши. Так Амелия (Ксения Ёлохова) и Ангустиас (Дарья Егорова) не особо заметны, хотя у последней важная сюжетная роль. Елена Старостина в роли Бернарды уверенно держит строгую мину все два часа, хотя тут сделана интересная попытка очеловечить её в сцене явления призрака мужа, сыгранного Андреем Дюженковым.

Но при этом каким-то персонажам дано чуть больше красок, благодаря которым они становятся чуть заметнее. И кое-где это буквально краски — так характер самой энергичной, молодой и свободолюбивой героини спектакля Аделы (Алиса Санарова) подчёркнут парой её выходов в лёгком зелёном платье, ярко контрастирующим с чёрными одеяниями сестёр. Несколько других героинь выделяются своей речью, которая их и характеризует. У Магдалены (Анна Огорельцева) — тонкий, радостный и наивный голосок, как у сказочной феечки, а жёсткая Мартирио (Мария Коркодинова), яростно вторгающаяся в любовную интригу между сёстрами, сильно заикается. Лучше всех в этом отношении выглядит экономка Понсия. Марии Полыгаловой удалось воплотить на сцене образ идеальной прислужницы злодея, которая своими странными манерами, внешностью и речью напоминает нечто среднее между шакалёнком Табаки из союзмультфильмовского «Маугли» и Игорем из бесчисленных киновариаций истории о Франкенштейне. Подобные яркие речевые характеристики героев, сделанные, так, чтобы это не выглядело карикатурой, для российского театра большая редкость.

Фото: Никита и Андрей Чунтомовы

И вот вроде бы на этом можно закончить дозволенные речи и заявить, что спектакль удался, указав на все перечисленные выше многочисленные достоинства. Но, к сожалению, всё не так просто. Проблема в той поразительной двойственности «Дома Бернарды Альбы», из-за которой все его достоинства превращаются в проблемы. Ведь очень быстро заявленное в самом начале напряжение куда-то исчезает, а многочисленные находки и решения, которые были великолепны первые минуты, очень быстро перестают работать и превращаются в приём ради приёма. Поэтому все эти стихи, видео и остальное начинают чудовищно перегружать спектакль. Постепенно там становится слишком много всего, и порой кажется, что на сцене может появиться вообще что угодно, вплоть до троицы испанских инквизиторов (которых никто не ждёт) или даже четырёх маршевых колонн франкистов. Почему бы и нет? Есть же там луны, апельсины, строй косарей, сцена линчевания и Олег Выходов, играющий старуху Марию Хосефу (это должно быть мило, но деле слишком комично для такого мрачного спектакля). И как бы не был прекрасен каждый элемент в отдельности, вместе они начинают толкаться и мешать друг другу, а обильная симвология становится просто навязчивой и чрезмерной. Поэтому к концу «Дом Бернарды Альбы» выходит очень тяжёлым для восприятия произведением, буквально теряющимся во всех своих находках.

Фото: Никита и Андрей Чунтомовы

Все эти композиционные странности особенно бросаются в глаза в финале. Точнее в финалах, ведь у спектакля их три. Это три разные сцены в конце спектакля, каждая из которых — само по себе отличное завершение, но беда в том, что их три. А если у вас сразу несколько финалов, но при этом вы не экранизация «Властелина колец» Питера Джексона, то у меня для вас плохие новости — скорее всего, многочисленные финалы только помешают восприятию и катарсису в концовке. Что и происходит в «Доме Бернарды Альбы». И даже великолепный момент, когда уже перед самыми поклонами звонкий девичий смех пяти сестёр, радующихся на свободе в поле подсолнухов, плавно переходит в инфернальный хохот Бернарды и Понсии, эту смысловую и эмоциональную неразбериху только усугубляет.

Вот так и получается, что, образно говоря, «Дом Бернарды Альбы» буквально разрушает сам себя, проваливаясь под тяжёлым весом собственных разнообразных и прекрасных конструкций. Впрочем, в этом можно видеть пусть и невольную, но своеобразную буквальную интерпретацию пьесы Федерико Гарсиа Лорки, которая и рассказывает о саморазрушении «дома» под весом накопившихся взаперти противоречий. Другой интерпретации «Дома Бернарды Альбы» спектакль просто не предлагает, ведь Диана Добрева довольно усердно следует за текстом автора, подробно перенося его на сцену, не смея шагнуть в сторону. Это, как говорил один персонаж хитового сериала, не хорошо и не ужасно, но из-за этого вся основная сила впечатлений ложится только на стиль и визуал. Который, как уже сказано выше, тяжеловесен из-за своей избыточности.

Фото: Никита и Андрей Чунтомовы

Можно понять, почему всё так вышло. Наверное, режиссёр хотела как можно полнее и разнообразнее показать эмоции героинь и их трагедию, но слегка перегнула палку, увлекшись разными приёмами. Поэтому и получается «Дом Бернарды Альбы» удивительным явлением — невероятно красивым, эффектным, профессиональным, но ужасно перегруженным спектаклем, который ничего, кроме своей внешней красоты, предложить не может. Красивый домик, жалко, падает.

Фото: Никита и Андрей Чунтомовы

P.S. Я был на премьерном показе спектакля и видел, как актриса Дарья Егорова сделала своё нашумевшее заявление. Впечатления от спектакля это не испортило, наоборот, это было довольно органично его теме. Развёрнутого комментария по этому поводу не будет (а вы ведь ради этого рецензию дочитали?). Потому что в нашем издании на эту тему уже отлично высказался Сергей Кучевасов, так что ни добавить, ни убавить.

***

Читайте также: интервью с режиссёром Дианой Добревой о том, как она решила ставить спектакль в Перми, почему выбрала именно эту пьесу и о том, что важнее всего для человеческого сердца.

Колонку Сергея Кучевасова о скандале с актрисой Дарьей Егоровой, произошедшем после премьерного показа «Дома Бернарды Альбы».

Рекомендуем почитать

«Кармен» как метафора. Александр Михайлов объясняет, как нужно смотреть оперу Константина Богомолова

Александр Михайлов

Гнев Гая Ричи

Николай Гостюхин

Новое на сайте

«Шесть лет уже каждую ночь реву: какая несправедливость — посадить невинного человека». Как в небольшом селе Ключи живёт семья парня, осуждённого за убийство

Екатерина Воронова

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+