X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Безобразный поступок века 2.0

Последний раз, на моей памяти, в Facebook взорвалась «бомба», детонатор которой находился в Перми — это когда великий и ужасный Дима Жебелев рассказал о своей мечте. Но там для большинства пользователей он стал антигероем, и мы все, я надеюсь, помним эту историю и знаем, что с Димой всё хорошо. С Дарьей Егоровой случилась ситуация с точностью до наоборот.

Но для начала немного истории. Вспомним времена, когда ещё не было интернета.

Шёл 1861 год. В «Санкт-Петербургских ведомостях» № 36 от 14 февраля выходит статья «Из путевых заметок от Санкт-Петербурга до Иркутска» (автор — некий М.Т.), в которой упоминается благотворительный литературный вечер в Перми. И в частности на нём госпожа Толмачёва декламировала «Египетские ночи» Александра Пушкина и произнесла речь о женском вопросе. В ответ на эту статью еженедельник «Век» разродился статьёй «Русские диковинки», автор Камень-Виногоров (псевдоним одного из издателей П. И. Вейнберга), где г. Толмачёва обвинялась почти во всех смертных грехах, а также, что подобные выступления призывают к потере женственности, светских приличий и стыда. Эта заметка вызвала бурю негодования в обществе. Первым выступил Михаил Михайлов, статья его так и называлась «Безобразный поступок „Века“», вышла она в «Санкт-Петербургских ведомостях», старейшей газете России. В скором времени в эту полемику вмешался реакционный «Русский вестник» и журнал «Время» Фёдора Достоевского. Помимо участия в этом скандале крупнейших литературных изданий и деятелей того времени, в провинции шли всевозможные «подписки» по этому вопросу, дискуссии и просто разговоры «на кухне», что в конечном счёте и привело сначала к тому, что издатели «Века» вынуждены были публично извиниться перед Толмачёвой, а затем и вовсе закрыть своё издание по причине того, что число их подписчиков сократилось с 5000 до 192 человек. Сам же этот эпизод дважды упоминается в романах Достоевского: «Бесы» и «Преступление и наказание».

Так вот, 19 сентября уже 2019 года актриса Театра-Театра поведала фейсбучной общественности о том, что с ней произошло после того, как она со сцены произнесла слова:

«Я хочу сказать о том, что наш коллега, актёр Павел Устинов был осуждён на три с половиной года колонии. И я бы хотела попросить о помощи у всех, кто есть в зале, кто готов помочь. Я думаю, что мы все должны как-то сплотиться и помочь ему и всем фигурантам „московского дела“. Свободу Павлу Устинову!»

Уточним, слова эти она произнесла после премьеры спектакля «Дом Бернарды Альбы» во время поклонов.

По словам актрисы, как только она зашла за кулисы, «режиссёр (Диана Добрева — Прим. ред.) спектакля начала орать на меня „кто ты такая, что можешь всё это говорить, ты никто, ты испортила три месяца моей работы, ты испортила праздник“. А худрук Борис Мильграм сообщил о том, „что меня выводят из спектакля и после чего уволят“».

За сутки этот пост собрал почти пять тысяч «лаек» всех мастей, более тысячи комментариев и почти «косарь» репостов. Большинство комментов, за редким исключением, выглядят так:

  • Дарья, вы — молодец! Это было смело и правильно! Один этот ваш поступок уже заслуживает аплодисментов!
  • Назовите, пожалуйста, название театра и фамилию режиссёра — я и мои друзья туда ходить 100 % не будем! Позор таким театрам и таким режиссёрам, пусть останутся без зрителей.
  • Дарья, спасибо, что поддерживаете всех фигурантов дела! А худрук ваш мне кажется лицемером!

Буквально у нас на глазах к пермским СМИ, которые почти все без исключения в срочном порядке выпустили материалы по этому поводу, присоединились федеральные коллеги — Медуза, например. И тут началась война заголовков.

  • Поддержавшую Павла Устинова актрису пригрозили уволить из театра
  • Коллеги объявили бойкот пермской актрисе, поддержавшей Павла Устинова
  • «Я её увольнять не собираюсь, пусть помучается в театре». Пермская актриса после спектакля поддержала со сцены Павла Устинова. На неё ополчились коллеги и руководство
  • «Нарушила человеческую этику». Борис Мильграм высказался о поступке актрисы Театра-Театра
  • Солидарны не все: пермскую актрису хотят уволить за поддержку Павла Устинова

Ну, и т. д.

Парадокс всей этой ситуации в том, что буквально накануне сам Мильграм и многие его коллеги, так или иначе имеющие отношение к Театру-Театру, публично выступили в поддержку Павла Устинова и даже выложили видеоролики. Но всем на это стало наплевать, потому что, как говорится, интернет ошибок не прощает. А тут у нас целая трагикомедия ошибок.

Дело было так: мой родной интернет-журнал «Звезда» выпускает новость —«Артисты Пермского Театра-Театра после премьеры выступили в поддержку Павла Устинова». Ночью по каналам секретной связи к нам прилетает не совсем официальный комментарий из театра, что «заявление артистки Дарьи Егоровой в конце спектакля относительно ситуации с Устиновым было её личным заявлением, не согласованным ни с болгарскими постановщиками, ни с руководством театра, ни с актёрским составом „Дома Бернарды Альбы“». Судя по тому, что эти или очень похожие слова упомянула Юлия Баталина, не мы одни их получили.

Ну, мы подумали, мало ли как бывает, и опять же все видели видеообращение Мильграма, поэтому спокойно легли спать. А поутру читаем Facebook Дарьи и видим то, что видим.

А видим мы, как руководство Театра-Театра гениально пытается разрулить эту ситуацию. Одно только «Я её увольнять не собираюсь, пусть помучается в театре» чего стоит. Ну и пошло: да Станиславский, да концепция спектакля, да нельзя путать творчество и политику, и, конечно же, этика и сцена — это святое.

Про этику и прочее лучше всех, на мой взгляд, высказался Ваня Козлов в своём ТГ-канале с говорящим названием «Без поддержки министерства культуры», поэтому, с его благословения, просто цитирую:

«Мы ничего не добьёмся, пока местечковые нормативы ставим выше всеобщей солидарности. У конформизма тысяча лиц, да и круговую поруку (актриса, видите ли, подставила всю труппу и руководителя) мы от этики тоже научились отличать. Вы выбор сделали, теперь пожинайте: пост актрисы набрал сотни репостов и стал предметом федеральной повестки за ОДИН ЧАС. И, похоже, люди не согласны с вашим пониманием этики и солидарности. Мягко говоря».

И он же про «путать творчество и политику»:

«Мы ведь, Борис Леонидович, кстати, как-то раз мешали проходу граждан — когда спонтанное шествие по городу против вашего увольнения устроили, не договорившись ни с кем и не поставив в известность никого. Я искренне рад (и тогда был рад, и сейчас), что для вас эта история закончилась наилучшим образом. В отличие от сегодняшней истории, которая для театра оборачивается репутационной катастрофой. Остановить её ещё не поздно, кстати.

А Станиславский — ну что Станиславский? Станиславского в 1937 году Орденом Ленина наградили, хороший год выдался для Станиславского.

Все мы Станиславские, пока не Мейерхольды».

А теперь почему меня «бомбануло»? А «бомбануло» меня потому что, как выяснилось, театралы наши живут по принципу, озвученному в великом фильме «Большой куш»: «Это свободная страна, но это не свободный магазин». Т.е. мы тут все такие свободные творцы, артисты — они вообще как дети, но у себя дома, читай — в театре, у нас есть правила, написанные самим Станиславским, и нам ваши вольности до лампочки.

Нет, ребята, на дворе 2019 и крепостных театров уже как полтора века нет на Руси. И Карабасы-Барабасы они только в исполнении Этуша прекрасны, в реальности они омерзительны. А когда вы говорите о нарушении дисциплины и святости места, артистку свою, с чьим мнением вы в принципе согласны, вы ставите рядом с Pussy Riot на амвоне Храма Христа Спасителя. А все ваши заявления и пресс-релизы больше похожи на выступления всевозможных деятелей, чьи религиозные чувства были оскорблены.

Так что вопрос «С кем вы, деятели культуры?» никак не может утратить своей актуальности. И главное, «когда?» и «где?» И если есть места, где невозможны высказывания, которые рвутся из сердца, так давайте нанесём их на карту, чтобы я, например, их обходил стороной.

И ещё. Если ты главный, то это не только право принимать решения, увольнять или принимать людей на работу. Ты в ответе за всё. И если из-за твоих непродуманных действий репутация театра летит в тартарары, то надо хотя бы признать, что где-то ты совершил ошибку, и мужественно принять весь удар на себя. А не искать виновных, которые внезапно оказались плохими артистами, и уж тем более не стращать их всякими там небесными карами, прикрываясь этикой и правилами времен царя Гороха, вернее, Станиславского. А то будет как в 1862 году, и имя твоё будут помнить только потому, что ты обидел женщину, которая что-то сказала со сцены в Перми.

***

Читайте также:

«Ищу работу». Пермская актриса, поддержавшая Павла Устинова, уходит из Театра-Театра.

Ранее мы писали о том, что пермские актёры присоединились к флешмобу в поддержку Павла Устинова.

Незадолго до премьеры «Дома Бернарды Альбы» мы поговорили с режиссёром спектакля Дианой Добревой о том, как она решила ставить спектакль в Перми, почему выбрала именно эту пьесу и о том, что важнее всего для человеческого сердца.

Рекомендуем почитать

Хип-хоп как политика. Рассказываем, как рэперы реагируют на ситуацию в стране

Артем Садовенко

Новое на сайте

Сколько человек заразилось коронавирусом в Пермском крае за последние сутки, а также — графики заболеваемости и смертности? Ответы в нашем дайджесте

Сергей Якупов

Дым от лесных пожаров под Краснокамском достиг Перми

Дарья Андропова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+