Набережная имени архитектора Шамарина
Из многолетней практики человеческой цивилизации давно известен рецепт хорошего чуда: длительная подготовка плюс профессиональное исполнение. Если оба условия не исполнены, то найденный в последний момент за углом Дед Мороз может оставить у вас странное послевкусие от Нового года. Весной мэрия Перми явила всем внезапный проект реконструкции оставшейся части набережной под федеральное финансирование. Оставленная без подробностей презентация в существующем виде провоцирует много вопросов. Их очень хочется прояснить именно сейчас, до определения подрядчиков и начала работ.
Судя по всему, информация о возможности участия в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» свалилась на муниципалитет неожиданно. Отдадим должное мэрии: чиновники сумели быстро объявить сбор заявок на участие в проекте и организовали сбор этих самых заявок (по официальной информации прислали 158 сообщений). Тут же проголосовали, определили набережную как победителя. Теперь в общей заявленной сумме затрат на реконструкцию набережной в этом году (160,7 млн рублей), 54,8 млн
Затем мэрия специально собрала круглый стол с депутатами городской думы, объявила, что пермяки хотят набережную, и жестом Игоря Кио извлекла из пространства готовый архитектурный проект реконструкции всего оставшегося пространства набережной. Его разработала компания известного пермского архитектора Сергея Шамарина «Шамарин и Ко». Правда, в английской версии, которой обозначен каждый лист проекта, название фирмы обозначено как Shamarin & C, но эту странность спишем на техническую ошибку. Архитектор по-прежнему пользуется доверием мэрии. На его репутации не сказалось даже возведение странного кубического задания на углу Комсомольского проспекта и Пермской, внешний вид которого вызвал много возмущенных откликов.
Интересная деталь: место расположения художественной галереи обозначено на склоне в створе улицы Осинской, а музей деревянной скульптуры
Официальную позицию администрации города по проекту озвучил Вячеслав Торчинский:
«После Соборной площади она (набережная) расширяется, что позволяет реализовать серьёзные архитектурные решения. Проект предусматривает места под автопарковки и всё, что касается инфраструктуры. Мы постарались учесть, что набережная
— это, прежде всего, общественное пространство, а не абстрактный проект. В первую очередь она должна быть удобна людям: как туда попадать, где оставлять транспорт, как двигаться на территории. Проект на все эти вопросы отвечает»
На нижней части набережной должны появиться тематические поляны, дорожки для велосипедистов, спортивные и детские площадки. Отдельно для зимы
Что в проекте хорошо, кроме уже изложенного чиновниками: все парковки вынесены наверх, на Окулова. То есть автомобилисты будут попадать на набережную либо от Речного вокзала, либо от собора. Пользоваться подземным переходом около улицы Попова будет неудобно
Что же касается заявленного Вячеславом Торчинским тезиса (проект «на все вопросы отвечает»): если честно, то нет.
Во-первых, на всей набережной нет спусков к воде. Их нет на реконструированной к сегодняшнему дню части. И они в принципе не предусмотрены проектом Шамарина. Отвечая на вопросы депутатов, заместитель начальника управления внешнего благоустройства Павел Румянцев сообщил, что будут приведены в порядок существующие спуски к воде. Проблема в том, что после работ по берегоукреплению и сооружения новой стенки спусков не осталось, как минимум, до Коммунального моста. Бюро Шамарина, конечно, выкрутилось, нарисовав странные треугольные балкончики числом три, но, понятно, что от безысходности. В общем же набережная речного города, лишённая подходов к воде и причалов, выглядит, мягко говоря, неприлично.
Во-вторых. Физиологичный, но принципиальный вопрос. Где туалеты?! Сейчас для человека, спустившегося от соборной площади к реке, ближайший туалет расположен у начала спуска, в галерее или ресторане. Следующий
В-третьих. В связке с туалетами
По официальным заявлениям, планы мэрии в отношении восстанавливаемой части набережной будут обсуждаться с общественностью в формате фокус-групп. Поэтому есть надежда, что вопросы, которые представляются важными, муниципалитет ещё поставит перед дизайнерами и строителями.
***
- Читайте также: интервью с архитектором Сергеем Шамариным о том, в чём отличие зарубежного и российского подхода к архитектуре.
- Сравниваем набережные в Перми, Ижевске, Казани, Кирове и Уфе.
- Как набережная выглядела в мае 2015 года, читайте в материале Игоря Лазарева.