Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.
«Это не лоботрясы, недоумки какие-то, а люди, сознательно действующие». Эксперт-лингвист выступил на суде по делу о «чучеле Путина»
В Ленинском районном суде Перми продолжается рассмотрение дела о «чучеле Путина». Троих активистов — Александра Шабарчина, Данилу Васильева и Александра Эткина (псевдоним Котов) — судят по части второй статьи 213 УК РФ («Грубое нарушение общественного порядка, совершённое группой лиц по предварительному сговору»). На этот раз в суде выступил лингвист, который участвовал в проведении комплексной психолого-лингвистической и юридической судебной экспертизы. Выводы этой экспертизы легли в основу обвинения.
В предыдущих статьях мы рассказывали, как на судебных заседаниях выступали юрист и психолог. На этот раз в суд был вызван доктор филологических наук, профессор филологического факультета Пермского университета и Пермской духовной семинарии Валерий Мишланов. Одним из его научных интересов является судебная лингвистика, которую он предлагает выделить в особую дисциплину.
«Акция может содержать признаки правонарушения»
Валерий Мишланов (ВМ): Я ознакомился с материалами уголовного дела и видео «Спецназ задержал Путина» и пришел к выводам, что акция и видеозапись представляют собой текст, включающий в себя знаки разной природы: вербальные (языковые), аудиальные (слуховые) и визуальные (зрительные). Анализ заключается в рассмотрении языкового выражения как речевого действия во взаимодействии с неречевыми (сценарными и изображениями), в заявлении мотивов этих речевых и неречевых действий, в интерпретации кумулятивных намерений говорящего (исполнителей акции) и воздействующих эффектов на невольных зрителей акции.
В ходе реализации замысла акции были осуществлены действия символического характера: привязывание человеческого тела с легко узнаваемыми чертами государственного лица, облаченного в арестантский полосатый комбинезон. Эти символические действия во взаимодействии с вербальной составляющей (надписями «Лжец» и «Военный преступник Пыня В. В.») и образуют передаваемое неопределенному кругу лиц сообщение. Интерпретация этого сообщения очевидцами (зрителями) акции, равно как и посетителями сайта, на котором было размещено видео акции, в том числе оценочных смыслов, субъективной модальности текстов (чувства и эмоция), не предполагает какой-либо вариативности и неоднозначности. Легко угадываются коммуникативные интенции.
Игровой художественный характер текста не позволяет модифицировать его как содержащие речевые семиотические показатели действий как наказуемые. Ну, это, скорее, не моя компетенция. В то же время этот текст выполняет функцию воздействия
В правовом отношении не имеют значение выраженные пропагандистские идеи в художественном перформансе, которые относятся и к оценочной составляющей содержания текста. Если объектом адресата отрицательно оценочного суждения является реальное конкретное лицо и конкретная социальная группа, то публикация этого текста может содержать признаки правонарушения. Художественная акция (перформанс) должен рассматриваться искусствоведами. Но она имеет оценочное выражение деятельности конкретного государственного лица.
В реализованном тексте содержится негативная информация, относящаяся к президенту РФ, выраженная в форме отрицательных оценочных предикатов (сказуемых): «лжец», «военный преступник». Слова «лжец» и «преступник» имеют отрицательную оценочную коннотацию. Семиотическим средством отрицательного выражения должна быть причислена к «художественному» изображению главы государства в арестантской робе и имитация процедуры наказания «опасного преступника».
Имеющийся в видеоролике реализованный текст имеет интенции (то есть намерения) проявить открытое неуважение к президенту. Это резко отрицательное отношение к главе государства. Подвергнута осмеянию деятельность президента в виде гротеска (намеренное искаженное изображение). В данном случае искажению подверглась фамилия. В какой-то мере эти языковые гротескные приемы изображения наказания могут выражать эмоции вражды и ненависти, испытываемые к президенту России.
Несомненно также, что зафиксированное в ролике «Спецназ задержал Путина» представление
Реализованный текст не мог быть спонтанным. Это спектакль. Чтобы провести подобную акцию, необходима предварительная подготовка, экспликация замысла, планирование, режиссура, разработка программы и действия, координация и т. д.
Выводы.
1. Действия Шабарчина, Васильева и Эткина воспринимаются как оскорбительные, выражающее пренебрежительное отношение и явное неуважение к президенту РФ Владимиру Путину. Вербальными средствами оскорбления являются слова «лжец», «военный преступник Пыня В. В.». Средствами отрицательного выражения также относятся невербальные визуальные знаки: изображение процедуры наказания (привязывания) манекена в арестантской робе с портретом президента РФ. Зафиксированная в ролике «Спецназ задержал Путина» сцена привязывания способна причинить нравственный ущерб, нанести оскорбление неопределенному кругу лиц, тем, кто, в частности, на президентских выборах отдал свой голос Путину, кто поддерживает деятельность Путина и испытывает к нему уважение.
2. Речевых и иных семиотических признаков вражды и ненависти к конкретным социальным группам лингвистическим анализом не выявлено.
3. Действия Шабарчина, Васильева и Эткина являются совместными, осуществленными по предварительному замыслу.
«Пропаганда — это то, чем занимается любое СМИ»
Прокурор: Какие мотивы были у акции?
ВМ: Выражение протеста и несогласия с политикой высших должностных лиц государства. А выражено это было в осмеянии действующего президента. Ну а как иначе? Просто так хохотнуть? Такой текст можно было создать, чтобы выразить протест или, что еще хуже, чтобы таким образом самовыразиться.
Прокурор: Mы можем сказать, что подсудимые действовали по мотивам политической и идеологической ненависти?
ВМ: На мой взгляд, нет. Это не вражда, а выражение протеста, проявление инакомыслия. Это резко отрицательная оценка действий главы государства. Это мой вывод. Собственно, я исходил из того, что это не лоботрясы, недоумки какие-то, а люди, сознательно действующие.
Прокурор: Значит, у них были политические мотивы?
ВМ: Я так полагаю.
Прокурор: Воздействие акции на невольных зрителей (прохожих) могло быть оскорбительным?
ВМ: Да, для тех, кто голосовал на выборах за президента. Им мог быть нанесен нравственный ущерб. Но эти люди не образуют какой-то класс, социальную группу.
Анастасия Шардакова, адвокат: Материалы уголовного дела могли являться простой критикой в адрес конкретного человека?
ВМ: Если чья-то личность подвергается публичному осмеянию, можно ли это назвать критикой? Вряд ли. Это публичное осмеяние. Критика
Анастасия Шардакова, адвокат: А можно определить акцию как художественное высказывание?
ВМ: В заключении я пишу: «Игровой, якобы художественный характер текста не позволяет характеризовать его как содержащие речевые действия, предусмотренные законодательством как наказуемые». Но это не моя прерогатива. В тоже время этот текст выполняет функцию воздействия, идеологическую и пропагандистскую, что не позволяет говорить о нем как о художественном или публицистическом. Я могу оценить это как скоморошество.
Анастасия Шардакова, адвокат: Что вы вкладываете в понятие «пропагандистские цели»?
ВМ: Что такое пропаганда? (смеется) Ну давайте... Это систематическое изложение взглядов, мировоззренческих и политических установок. Пропаганда
Анастасия Шардакова, адвокат: По этому тексту можно сказать, что он адресован к кому-то конкретно?
ВМ: Объектом осмеяния является конкретное лицо, а неопределенное множество лиц может воспринимать это как оскорбление. Это те, кто поддерживает деятельность президента. Это затрагивает их чувства.
Анастасия Шардакова, адвокат: Bы пишете, что «текст побуждает неопределенный круг лиц». К чему?
ВМ: Любой художественный или публицистический текст стремится изменить состояние ума и сердца. Но есть тексты, в которых побудительная функция является основной. Фраза «закройте, пожалуйста, дверь»
Максим Филиппов, адвокат: А может акция быть воспринята как искусство, перформанс?
ВМ: Я уже говорил, что это спектакль, перформанс. Но вот насколько это искусство, на это должен ответить искусствовед. Здесь ведь на вкус и цвет. Кому-то нравится, кому-то нет. Мне не нравится. Я считаю, что это некая символическая акция.
Максим Филиппов, адвокат: Можно ли четко разграничить, где выражение мнения или искусство, а где нарушение порядка? Грань есть?
ВМ: Нарушение порядка
***
Читайте также:
Расшифровка выступления на суде Николая Чудина, доцента кафедры уголовного права и прокурорского надзора ПГНИУ, который участвовал в проведении комплексной психолого-лингвистической и юридической судебной экспертизы по делу «о чучеле Путина».
Расшифровка выступления на суде по делу «о чучеле Путина» Анны Печеркиной, сотрудницы Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ, старшего преподаватель кафедры психологии развития ПГНИУ.
Ранее мы писали о том, как социальные сети обсуждают судебную экспертизу по делу «чучела Путина».
«Создание скандально-лживой ситуации». Опубликованы результаты дополнительной экспертизы по делу о «чучеле Путина».
Пермских активистов заставили пройти психиатрическую экспертизу.
Рекомендуем почитать
Деньги на карантине. Медсестра из Перми через суд пытается добиться оплаты сверхурочной работы во время пандемии
Новое на сайте
Акция «Возвращение имён» пройдет в Перми дистанционно
Пермским школам рекомендовали выйти на осенние каникулы раньше срока
В поликлинике Губахи пациенты стоят в очереди к терапевту по пять часов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+