Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Малевич в стиле ЖЭК-арт: как попытка сохранить историю Шпагина обернулась своей противоположностью
Я выступаю за то, чтобы архитектурные памятники Перми были доступны для горожан — даже если они находятся на закрытых территориях. В нашем городе вообще много всего крутого скрыто за турникетами, заборами и колючей проволокой. К счастью, в основном я встречаю понимание со стороны пресс-служб и руководства разных предприятий, которые всё чаще и сами осознают, что экскурсия фотографа не обернётся для них катастрофой и банкротством. Не повезло мне только в двух случаях: до сих пор не удавалось попасть, во-первых, на территорию хлебозавода на Окулова (всё ещё недоумеваю, что за жуткие секреты хлебного производства они побоялись раскрывать), а во-вторых, на завод Шпагина. В последнем случае, когда там ещё работал завод, мне не дали визу ФСБ, а потом как-то не складывался диалог с проектной командой арт-кластера. Поэтому Дягилевскому фестивалю я благодарен, помимо прочего, ещё и за то, что мне наконец-то удалось нормально изучить и отснять территорию Шпагина в её нынешнем виде. И мне, конечно, есть, что сказать на этот счёт.
Для начала я хочу признаться, что был абсолютно поражён. Нет, правда: я видел немало пермских заводов, в том числе и самые главные старые. Не в обиду им будет сказано, все они по-своему круты, но нигде ранее я не встречал такого отношения к месту и такой культуры заводской повседневности.
Рабочие и начальники завода Шпагина превратили заводскую территорию если не в рай земной, то, во всяком случае, в комфортное общественное пространство, в индустриальный парк для работы, отдыха и самообразования. Они обустроили мини-скверы с дорожками, садовыми деревьями и самодельными фонтанами, декорированными грубой мозаикой. Они разработали собственную навигацию (один из её элементов
Они высадили 15 голубых елей, каждая из которых посвящена конкретному ветерану войны. Они разбили хвойную аллею по случаю юбилея завода, и именные таблички до сих пор сохранились под каждым деревом. Они наполнили относительно небольшую территорию множеством, как бы сейчас сказали, арт-объектов, памятных табличек и мемориальных досок. Они инициировали постройку часовни. Часовни!! Мне кажется, если бы завод дотянул до времени актуальных трендов и вписался в них, они бы и Егошиху догадались освободить из коллектора там, где это возможно.
Конечно, всё вместе это выглядит немного наивно. У меня возникла чёткая ассоциация с этнографическим парком истории реки Чусовой
Это могло бы стать большим подарком и для нового руководства арт-кластера. Практически всё уже сделано, в вашем распоряжении готовый индустриальный парк со своей спецификой и сформированным образом, ничего особенного делать не нужно, только прибраться хорошенько. Но новое руководство решило иначе и создало новую концепцию поверх существующей
Как по мне, зря они это всё.
Когда-то я читал книгу куратора 50-й Венецианской биеннале Франческо Бонами «Я тоже так могу»
В этом, на мой взгляд, сквозит отсутствие идеи, которое позволяло бы отнести получившиеся конгломераты к арт-объектам, поэтому современное искусство я тут вообще зря помянул. Речь идёт, скорее, просто об оформительстве, о каких-то декоративно-прикладных вещах. Особенно печально в этом смысле выглядят лестничные перила, которые облепили найденными на заводе рабочими инструментами. Вроде как и идей насчёт применения особо нет, и выбросить жалко, потому что красиво и потому что история. Ну что ж. Теперь история стала частью необязательной декорации, и я не уверен, что это лучшая судьба, которая могла её постигнуть.
По такому же принципу создаётся и функционирует ЖЭК-арт, к которому я отношусь исключительно хорошо
Как бы там ни было, я как минимум не против того, что люди взяли и переосмыслили элементы предыдущего уклада. Тем более, концепцию оформления завода создавали Ирэна Ярутис и Владимир Гурфинкель, к совместной работе которых я за десятилетие «культурного проекта» привык относиться положительно. Но ведь и не их вина в том, что они не обнаружили идею там, где её не было и не предполагалось изначально.
Вся эта история, в конечном итоге, снова об отсутствии идеи: власти, вплоть до губернатора, годами не знают, куда им деть ключевые культурные институции города, а в итоге собирают и компонуют их в одном пространстве, надеясь решить этим все существующие проблемы. Что делать с самим этим пространством, если не существует стержня, на который можно нанизать его новый облик? То же самое: собирать осколки прошлого и бесконечно компоновать их друг с другом в надежде, что из очередной комбинации вдруг родится нечто принципиально новое.
Меня, конечно, не спрашивали, но колонки в принципе всегда пишут люди, которых не спрашивали. Поэтому расскажу, что я предложил бы, если бы меня спросили. Во-первых, конечно, ничего не трогать. Но в том, чтобы просто ничего не трогать, тоже мало ума и достоинства. Поэтому я бы оживил уже существующую территорию. Открыл бы часовню и зажёг в ней свет. Отремонтировал и запустил минималистичные заводские фонтанчики. Вложился бы в заводскую столовую, чтобы сохранить её в первозданном виде с аутентичным меню. И так далее. В общем, сделал бы всё, чтобы на территории Шпагина сохранились пусть призрачные, слабоуловимые, но всё же приметы прежней живой жизни, чтобы каждый, пришедший сюда, ощущал кожей эту преемственность и свою сопричастность к истории. Мне нравится, что в таком подходе не было бы ни популизма, ни ретроградства, ни левацких сетований об ушедшем заводском укладе
Но это утопия, конечно. Нынешнее оформление территории Шпагина, избыточное в своей художественности
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
В Перми на акции в поддержку Навального собралось более тысячи человек
В Перми начался митинг в поддержку Навального
ПермГорЭлектроТранс будет разделён на два предприятия
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+